Философия свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:54, реферат

Краткое описание

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Философия свободы человека.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Что же касается желания иметь желание принять  наркотик - то это категория нравственная, а не физиологическая. Поэтому если человек не хочет, если спросить у  его сознания, но не может, если это  касается его организма, то это - явная  несвобода. Кроме того, сознание наркомана  несвободно в силу тех причин, что  оно разрушается наркотиком либо попросту искажается, но в любом  случае определенные нарушения в  его функционировании налицо.

Но разве  обычные люди действительно имеют  желание желать, пусть и безобидную, но обязательную пищу? Это звучит не естественно. В данном случае также существует несвобода, поскольку человек должен питаться, чтобы жить. Даже если временно он может отказаться от пищи, но все равно он вынужден будет прервать желаемую ему голодовку. Если бы желание изменилось, и человек не хотел бы хотеть принимать пищу или даже наркотик, зависимость бы все равно сохранилась бы.

Этот  пример показывает, что свободная  воля - нечто большее, чем просто способность удовлетворить свои желания, даже желания второго порядка.

С проблемой  свободной воли тесно связана  проблема зла. Зло есть следствие  существования свободной человеческой воли. Сторонники этого тезиса доказывают, что вселенная, населенная существами, которые обладают свободной волей, богаче, разнообразнее и в некотором  важном смысле лучше вселенной, населенной одними лишь добрыми автоматами. Человеческие существа были бы неизменно добрыми, только если бы они были полностью  послушны всем законам, а в этом случае они были бы всего лишь машинами, делающими добро автоматически.

Стало быть, существование свободной человеческой воли объясняет моральное зло, и  ценность свободы оправдывает существование  свободных человеческих существ - созданий, способных выбрать и добро, и  зло.

Однако, если даже существование свободной воли объясняет и оправдывает существование морального зла (а следовательно, отчасти и нарушений норм права), то оно уж ни в коей мере не объясняет его количества. Интуиция подсказывает, что количество зла в мире много больше суммы его, необходимой для обеспечения свободы воли.


Информация о работе Философия свободы человека