Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 20:53, реферат
Проблема смысла жизни - это проблема искомого идеала или истины. Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Понятие смысла жизни присутствует в любой развитой мировоззренческой системе, истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. анием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека.
. Введение
2. Проблема смысла жизни.
3. Философы Древней Греции и Рима
4. Основные философские течения
4.1 Экзистенциализм
4.2 Нигилистские взгляды
4.3 Позитивистские взгляды
4.4 Гуманизм
4.5 Прагматические взгляды
5. Проблема смысла жизни с точки зрения религии
5.1 Христианство
5.2 Ислам
5.3 Буддизм
6. Русские философы о смысле жизни
7. Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по дисциплине: Философия
На тему: «Психология смысла жизни»
Проверил: Золотухин В.В.
Ростов-на-Дону
2014г.
Содержание
1. Введение
2. Проблема смысла жизни.
3. Философы Древней Греции и Рима
4. Основные философские течения
4.1 Экзистенциализм
4.2 Нигилистские взгляды
4.3 Позитивистские взгляды
4.4 Гуманизм
4.5 Прагматические взгляды
5. Проблема смысла жизни с точки зрения
религии
5.1 Христианство
5.2 Ислам
5.3 Буддизм
6. Русские философы о смысле жизни
7. Заключение
Введение.
Проблема смысла жизни - это проблема искомого
идеала или истины. Её пониманием определяется
цель, направление и характер всей деятельности
человека. Стремление к смыслу свойственно
всем людям — это врожденное и естественное
качество, заложенное в каждом из нас.
Часто оно так и остается глубоко запрятанным
в нашем подсознании, и нам бывает трудно
объяснить и четко сформулировать, к чему,
собственно, мы стремимся и что хотим понять.
Понятие смысла жизни присутствует в любой
развитой мировоззренческой системе,
истолковывая свойственные этой системе
моральные нормы и ценности, демонстрируя
цели, оправдывающие предписываемую ими
деятельность. Социальное положение индивидов,
групп, классов, их потребности и интересы,
стремления и ожидания, принципы и нормы
поведения определяют содержание массовых
представлений о смысле жизни, которые
при каждом общественном строе имеют специфический
характер, хотя и обнаруживают известные
моменты повторяемости.
Подвергая теоретическому анализу представления
массового сознания о смысле жизни, многие
философы исходили из признания некой
неизменной «человеческой природы», составляя
на этой основе некий идеал человека, в
достижении которого и усматривался смысл
жизни, основное назначение человеческой
деятельности.
Великие философы — такие, как Сократ,
Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие
другие — обладали чёткими представлениями
о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно,
и более всего осмысленна) и, как правило,
ассоциировали смысл жизни с понятием
блага.
Разные эпохи и культуры, разные религии
и философские течения через века давали
свою концепцию смысла жизни. В различных
формах все пытались ответить на вопрос,
ради чего стоит жить, что в жизни главное
и как построить свою жизнь, чтобы это
«главное» не упустить. На рубеже XIX–ХХ
веков инициативу в изучении проблемы
смысла жизни перехватили психологи, потеснив
философов и теологов. В своей работе я
рассмотрела различные подходы к этой
проблеме , исторические этапы становления
философских взглядов на смысл бытия,
изучила суть этого вопроса в различных
религиозных направлениях и сделала выводы.
Проблема смысла
жизни.
Проблема смысла жизни теснейшим образом
связана с проблемой сущности человека;
они во многом переплетаются и часто даже
совпадают. И та и другая имеют дело с человеком
– высшим феноменом материального мира.
Проблема смысла жизни исключительно
сложна, ее пытались решить многие мыслители
прошлого. Она находится в центре внимания
и современной философии. Но однозначного
ответа на вопрос о смысле жизни пока нет.Вопрос
о смысле жизни есть вопрос о предназначении
человека в этом мире – для чего живет
человек? Французский философ и писатель
А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что
есть только один фундаментальный вопрос
философии. Это вопрос о том, стоит или
не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.
Все остальные – имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или
двенадцатью категориями – второстепенно.
Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю
самым неотложным из всех вопросов”, заключает
он. Смыслу жизни посвящен ряд философских
концепций. Смыслу жизни посвящен ряд
философских концепций. Одной из древнейших
является концепция Экклезиаста. В ней
подчеркивается ничтожность и суетность
человеческой жизни. Жизнь человека, считает
Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость,
чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни
– богатство, власть, любовь, труд – так
же бессмысленны, “как погоня за ветром”.
Такой пессимистический вывод был сделан
Экклезиастом потому, что “один конец
ожидает всех”. По существу Экклезиаст
отрицал наличие у человека смысла жизни.
В то же время у него любопытные практические
наставления для людей: раз небытие человека
неизбежно, то остается как можно лучше
использовать отпущенный нам короткий
срок жизни. В этом случае, по его мнению,
обретает положительное значение и творческий
труд, и любовь, и богатство. Также одними
из первых философов, кто задумывался
о проблеме смысла жизни являлись философы
Древней Греции и Рима.
Философы Древней
Греции и Рима
Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист
Аристотель, например, полагал, что целью
всех человеческих поступков является
счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении
сущности человека. Для человека, сущность
которого — душа, счастье состоит в мышлении
и познании. Духовная работа, таким образом,
имеет преимущество над физической. Эпикур
и его последователи провозглашали целью
человеческой жизни получение удовольствия
(гедонизм), понимаемого не только как
чувственное наслаждение, но и как избавление
от физической боли, душевного беспокойства,
страданий, страха смерти. Идеал — жизнь
в «укромном месте», в тесном кругу друзей,
неучастие в государственной жизни, отдалённое
созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные
существа, не вмешивающиеся в дела земного
мира . Киники (Антисфен,
Диоген Синопский) — представители одной
из сократических школ греческой философии —
считали конечной целью устремлений человека
добродетель (счастье). По их учению, добродетель
состоит в умении довольствоваться малым
и избегать зла. Это умение делает человека
независимым. Человек должен стать независимым
от внешнего мира, который непостоянен
и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему
покою. В то же время, независимость человека,
к которой призывали киники, означала
крайний индивидуализм, отрицание культуры,
искусства, семьи, государства, имущества,
науки и общественных установлений. Согласно
учению стоиков, целью человеческих устремлений
должна быть нравственность, невозможная
без истинного познания. Душа человека
бессмертна, а добродетель состоит в жизни
человека в согласии с природой и мировым
разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков —
невозмутимость и спокойствие по отношению
к внешним и внутренним раздражающим факторам.
Античный человек не задумывался о смысле
жизни, не отделяя своего существования
от существования природы и рода. Отсутствие
понятия отдельной личности лишало ее
и права на осмысленность существования.
Смыслом обладало лишь существование
рода. И смысл этот состоял в продлении
и распространении своего существования.
Смысл человеческой жизни как раз и состоял
в полном подчинении, слиянии ее со смыслом
рода, в обеспечении действия этого смысла.
Со временем образовались различные философские
течения.
Основные философские течения.
Экзистенциализм.
Пессимистические суждения о смысле жизни
высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр.
Смысл жизни человека он сводит к его страданию.
Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать
известный принцип Декарта “мыслю, следовательно,
существую” в положение “страдаю, следовательно,
существую”. Согласно теории Шопенгауэра,
человеку приходится вести постоянную
борьбу с природой, обществом и другими
людьми, его окружающими. В ее пользу он
приводит соответствующие аргументы.
Стихийные силы природы: землетрясения,
болезни (микробы, вызывающие их, тоже
природа) – наносят человеку громадный
ущерб, общество ведет постоянные войны,
в которых гибнут тысячи, миллионы людей.
А “главный источник самых серьезных
зол, постигающих человека, “это сам человек:
человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра,
человеку присуще множество отрицательных
черт: злоба, жестокость, эгоизм. Эгоизм
необычайно силен, большинство бедствий
человека коренятся в нем и им объясняются.
Его лозунг – “все для меня и ничего для
людей”. Он разделяет людей, обособляет
их и делает враждебными друг другу.
В своей работе “О ничтожестве и горестях
жизни” Шопенгауэр делает выводы:
– от природных, общественных и людских
стихий человек страдает, печалится, лишается
покоя и радости,
– жизнь его проходит в беспрерывной борьбе
за самое существование, на каждом шагу
ему угрожает гибель,
– самое счастливое мгновение человека
– это когда он засыпает, самое несчастное
мгновение – когда он пробуждается.
Воззрения Шопенгауэра, как известно,
явились одним из теоретических источников
экзистенциализма. Это течение рассматривает
не только сущность человека, но и смысл
его жизни. Многие экзистенциалисты полагают,
что человеческая жизнь имеет печальный,
трагический смысл. Основными чертами
жизни, с их точки зрения, являются тревога,
страх, отчаяние, ответственность за свой
выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов
обретают пространный вид: человек в муках
рождается, в слезах вырастает, в страхе
проводит свои дни, в поте лица трудится,
в грязи заканчивает свою жизнь, испытав
очень много разочарований и горя, чтобы
в конце концов предстать перед лицом
неминуемой смерти, на которую он был обречен
с самой первой минуты своего бытия.
Проблеме выбора смысла жизни, в частности,
посвящены работы философов-экзистенциалистов
XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»),
Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера
(«Разговор на проселочной дороге»), Карла
Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Предтеча экзистенциализма, датский философ
XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал,
что жизнь полна абсурда и человек должен
создавать свои собственные ценности
в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру,
люди были «вброшены» в существование.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование
приходит до сущности», «человек прежде
всего существует, наталкивается на себя,
чувствует себя в мире, а затем определяет
себя. «Жизнь до того, как мы её проживём, —
ничто, но это от вас зависит придать ей
смысл».
Говоря о смысле человеческой жизни и
смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть,
то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы
остаются нерешёнными и остаётся неопределённым
само значение проблем… Всё сущее рождено
без причины, продолжается в слабости
и умирает случайно… Абсурдно, что мы
родились, абсурдно, что умрём».
В истории человеческой мысли имеются
и противоположные, оптимистические высказывания
о жизни, ее смысле. К ним относятся, например,
идеи двух наших великих соотечественников
А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький,
как большой знаток жизни, писал: “Неправда,
что жизнь мрачна, неправда, что в ней только
язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только
пошлое, но и героическое, не только грязное,
но и светлое, чарующее, красивое. В ней
есть все, что захочет найти человек!”.
Л. Н. Толстому принадлежат следующие слова:
“Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний
только и перехода в мир лучший, вечный,
а это один из вечных миров, который прекрасен,
радостен и который мы не только можем,
но должны сделать прекраснее и радостнее
для живущих с нами и для всех, которые
после нас будут жить в нем”. И еще одна
его идея: “На прекрасной земле – прекрасное,
созданное для счастья человечество. Вокруг
него непреходящий свет и трепет радостной
жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает
человека, надвигается на него, зовет к
себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей
радости и счастья”. Следовательно, для
Толстого смысл жизни человека – это сама
жизнь, прекрасная и радостная, несущая
человеку счастье.
Некоторые известные люди смыслом жизни
считают постоянный труд, который приносит
им физическое и духовное удовлетворение.
Так, Току-Томи (богатый и знатный японец,
бывший прежде журналистом, последователь
учения Л.Н. Толстого) писал о себе: “Теперь
я живу на маленькой ферме, недалеко от
Токио, в крошечном домике со своею женою
и собакою. Я развожу картофель и другие
овощи. Я провожу день за днем, работая
заступом, обрабатывая землю и выпалывая
сорные травы. Почва так не возделана,
сорные травы так быстро растут, особенно
в эти летние дни. Все время, всю энергию
я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть...
Может быть, таков уклад моей души, может
быть, такой строй несовершенного мира.
Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный
сон и хороший аппетит. У нас есть все,
что нам нужно”
Нигилистские взгляды.
Нигилизм отрицает требования знания
и истины, и исследует смысл существования
без познаваемой истины. В нём можно найти
силу и причину для прославления в различных
и уникальных областях человеческих отношений,
которые он исследует. С нигилистической
точки зрения, первоисточником моральных
ценностей является индивид, а не культура
или другое иное рациональное или объективное
основание. Нигилизм, доведенный до крайнего
состояния, превращается в прагматизм,
отрицание того, что неполезно и нерационально
по отношению к собственному организму,
служащее удовлетворению основных нужд
человека; в признание того, что лучшее,
что можно сделать в этой жизни — получить
от нее удовольствие. Ф.Ницше считал, что
смыслом жизни является подготовка Земли
к появлению сверхчеловека: «Человек —
это канат, натянутый между обезьяной
и сверхчеловеком», — что имеет определенные
общие черты с мнением трансгуманистов
о постчеловеке, человеке будущего.
Позитивистские взгляды.
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн
и другие логические позитивисты скажут:
выраженный через язык, вопрос бессмысленен.
Потому что «смысл X» это элементарное
выражение (term), которое «в» жизни обозначает
что-то относительно последствий X, или
важности X, или что-то, что должно быть
сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь»
используется как «X» в выражении «смысл
X», утверждение становится рекурсивным
и, следовательно, бессмысленным.
Другими словами, вещи в личной жизни
могут иметь смысл , но сама жизнь не имеет
никакого смысла отличного от этих вещей.
Язык может обеспечить осмысленный ответ
только если он ссылается на области «внутри»
области жизни. Но это невозможно когда
вопрос выходит за границы области в которой
язык существует, нарушая контекстные
ограничения языка. Таким образом вопрос
разрушается. И ответ на неправильный
вопрос является неправильным или неадекватным
ответом.
Другие философы, помимо Витгенштейна,
обращались к попыткам открыть, что является
осмысленным в жизни, изучая присущее
ей сознание. Но когда такие философы пытались
найти глобальное определение «Смысла
жизни» для человечества, им не удалось
найти согласования с лингвистической
моделью Витгенштейна.
Гуманизм.
Для гуманиста цель биологической жизни
является встроенной в нее саму: воспроизведение.
Это то как произошла человеческая раса:
создания воспроизводящиеся в прогрессии
в рамках неуправляемой эволюции как неотъемлимой
части природы, которая является само-существующей.
Но цель жизни это не то же самое, что цель
человека, хотя и является одним из аспектов
последней. Цель человека определяется
людьми, безо всякого сверхъестественного
вмешательства. Знание также не приходит
из сверхъестественного источника, оно
проистекает из человеческих наблюдений,
экспериментов и рационального анализа,
используя по преимуществу научный метод:
природа Вселенной - вот что мы видим в
нем. Это же касается этических ценностей,
которые выводятся из человеческих потребностей
и интересов, проверяемых опытом.
Просветленный эгоизм является ядром
гуманизма. Наиболее существенная вещь
Жизни - это человек, и как расширение,
человеческая раса и окружающая среда,
в котором мы живем. Счастье индивидуума
неразрывно связано с блогополучием человечества
как целого, отчасти потому что мы социальные
животные, которые находят смысл в отношениях,
отчасти из-за того что культурный прогресс
дает преимущество каждому кто живет в
этой культуре. Когда мир улучшается, жизнь
в общем также улучшается. Таким образом,
поскольку каждый желает жить благополучно
и полной жизнью, гуманисты считают важным
делать это таким образом, чтобы расширять
благополучие всех. В то время как эволюция
человеческого вида до сих пор (по большей
части) является функцией природы, эволюция
человечности в наших руках и это наша
ответственность совершенствовать ее
в направлении высших идеалов. В тоже время,
гуманизм сам развивается, поскольку гуманисты
признают, что ценности и идеалы, а следовательно
и смысл жизни, являются субъектом изменений
по мере улчшения нашего понимания.
Доктрина гуманизма сформулирована в
"Манифесте Гуманизма" (Humanist Manifesto)
и в "Гражданской Декларации Гуманизма"
(A Secular Humanist Declaration).
Прагматические взгляды
Философы прагматики полагают, что вместо
поисков истины о жизни мы должны искать
полезное понимание жизни. Уильям Джеймс
утверждал, что истина может быть создана,
но не найдена. Таким образом, смысл жизни
- это вера в цель жизни, которая не противоречит
чьему-либо опыту содержательной жизни.
Грубо говоря, это могло бы звучать как:
" Смыслом жизни являются те цели, которые
заставляют вас ценить ее". Для прагматика
смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт
только через опыт.
Прагматизм - это философская школа, которая
появилась в Соединенных Штатах в конце
19-го века. Прагматизм характеризуется
настойчивыми утверждениями о последствиях,
полезности и практичности как жизненно
выжных компонент истины. Он настаивает,
что теории и данные преобретают важность
только в борьбе разумных организмов с
окружающей средой. Прагматизм, однако,
не настаивает что только все то что полезно
или практично должно считаться истинным,
или все то, что помогает нам выживать
только в краткосрочной перспективе; прагматики
утверждают, что то должно считаться истиной
есть то, что принесет больше всего пользы
человеку за продолжительнейший период
времени. На практике это означает, что
для прагматиков, теоретические требования
должны быть завязаны на практику верификации,
т.е. необходимо уметь делать предсказания
и проверять их - и что в конце концов потребности
человечества должны направлять человеческие
исследования.
Таковы основные подходы и взгляды философов
различных времен. В настоящее же время
большое влияние на общество в данном
вопросе оказывают религиозные убеждения.
Большинство религий охватывают и продвигают
определенные понятия о смысле жизни,
предлагая достоверные причины для объяснения
того, почему существуем мы и все другие
организмы. В самом деле, возможно, фундаментальное
определение религиозной веры - это убеждение
в том, что жизнь служит (божественной)
цели. Часто предполагается, что религия —
это ответ на человеческую потребность
перестать ощущать состояние растерянности
или страх смерти (и сопутствующее желание
не умирать). Определяя мир за пределами
жизни (духовный мир), эти потребности
«удовлетворяются», обеспечивая смысл,
цель и надежду для наших (в противном
случае бессмысленных, бесцельных и конечных)
жизней.
Проблема смысла жизни с точки зрения
религии.
Часто
Христианство.
Смысл жизни — это сам Иисус Христос : «Иисус
сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь»
Христианство видит смысл жизни в вечной
жизни в Боге, именуемой иначе спасением.
Это означает, во-первых, убеждение в том,
что Бог есть, и что Он является не только
источником бытия, но и самим бытием, в
Котором лишь возможно благо бытия всего
существующего, возможно полноценное
постижение Истины и познание тварного
мира в его существе.
Христианский смысл жизни, заключающийся
в приобретении личностью ещё здесь, на
земле, богоподобных духовных ценностей
и вере в реальное воскресение тела для
бесконечной жизни.
Для мира наслаждения, богатство и слава
являются существом жизни, для христианства
же - это страсти, неминуемо влекущие за
собой страдания, разочарования и неизбежную
телесную и духовную смерть, вечной жизни
в Боге.
Ислам.
Давно известно, что любой тип морали,
чтобы быть регулятором определенных
отношений между людьми, оценивать их
поведение и устанавливать нормы, должен
иметь разработанную "программу жизни",
определенную целевую установку. Каков
же смысл жизни человека с точки зрения
исламской нравственности?
Все для блага человека, во имя человека
— таков девиз реального социализма, воплощающего
в жизнь учение научного коммунизма. Главный
девиз ислама - все во имя аллаха, для прославления
его имени. Молиться, исполнять обряды,
трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть
человек должен лишь во имя аллаха.
Высший нравственный долг, первоочередная
жизненная задача человека в соответствии
с исламским вероучением - это служение
богу, его восхваление. Все остальное является
второстепенным, малозначительным, несущественным.
Таким образом, смысл человеческой жизни,
оказывается, не в стремлении к осуществлению
реальных земных идеалов, направленных
на создание условий для всестороннего
развития всех членов общества, а в постоянном
служении сверхъестественной силе, в неустанном
стремлении заслужить благосклонность
этой силы, которая одна и может обеспечить
индивиду царствие небесное.
В отличие от
Религия искажает смысл и ценность человеческой
жизни. Она измеряет их тем, насколько
набожен человек, насколько глубока его
вера в божество, насколько много времени
и способностей он отдает служению сверхъестественной
силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается
человеку для того, чтобы он поклонениями,
смирением и терпением стремился заслужить
милость аллаха, а вместе с нею надежду
на вечное блаженство в раю. Следовательно,
сама единственная, неповторимая земная
человеческая жизнь никакой самостоятельной
ценности не имеет. Она лишь испытание
на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает:
„Здешняя жизнь - только игра и забава..."
. Кто же хочет пользоваться ее благами,
тому „нет в будущей жизни ничего, кроме
огня, и тщетно то, что они совершили здесь,
и пусто то, что они творили" .
Такого рода установки подводят верующего
к мысли о том, что существование людей,
не поклоняющихся аллаху, не только не
имеет смысла, но и не оправдано. И подобные
выводы делались правоверными в прошлые
века, что облегчало возможность эксплуататорским
классам поднимать под знаменами ислама
трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение
трудящихся-иноверцев.
Достижение личного счастья как смысл
человеческой жизни также отвергается
вероучением. Человек должен пожертвовать
личным счастьем во имя служения аллаху,
ибо земная жизнь - „только пользование
обманчивое" , а „ваше имущество и дети
- только искушение, и у Аллаха великая
награда" . Заслужить право созерцать
аллаха на том свете - вот высшее счастье
для правоверного. Достичь же этого можно
опять же только неустанными молитвами
и соблюдением всех предписаний религии,
отказом от земных соблазнов и искушений.
Такие установки о цели и смысле человеческой
жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском
обществе, где у трудящегося человека,
задавленного социальным гнетом и лишениями,
не было никакой надежды выпутаться из
создавшегося положения. Надеяться на
счастье в земной жизни он не мог. Не могли
и не хотели давать ему такую надежду и
господствующие классы, а также религиозные
идеологи, стоявшие на страже интересов
последних. Проповедуя страх божьего наказания
и оставляя некую надежду на возможность
обретения счастья „на том свете" в
обмен на смирение и терпение в земной
жизни, служители культа помогали господствующим
классам держать в узде эксплуатируемых.