Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 20:53, реферат
Проблема смысла жизни - это проблема искомого идеала или истины. Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Понятие смысла жизни присутствует в любой развитой мировоззренческой системе, истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. анием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека.
. Введение
2. Проблема смысла жизни.
3. Философы Древней Греции и Рима
4. Основные философские течения
4.1 Экзистенциализм
4.2 Нигилистские взгляды
4.3 Позитивистские взгляды
4.4 Гуманизм
4.5 Прагматические взгляды
5. Проблема смысла жизни с точки зрения религии
5.1 Христианство
5.2 Ислам
5.3 Буддизм
6. Русские философы о смысле жизни
7. Заключение
Буддизм.
Творцы Упанишад - одного из
величайших литературных
Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой
то смысл в этой жизни или нет? Как связан
человек с Вечностью? Ведь только через
эту связь человек приобщается к подлинной
жизни.
На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали
просто: наша гибель в неведении. Человеку
нужно лишь осознать, насколько глубоко
он укоренен в Бессмертном. Блажен тот,
кто откроет в себе всеобщий Дух.
Лишь через свое "я" человек может
приблизится к мировому "Атману".
Земные желания были помехой истинному
знанию. Только тот, кто отказывался от
всего, что связывало его с жизнью и окружающего
мира, мог стать бессмертным.
Но не все люди, искавшие смысл жизни,
были готовы стать аскетами и естественно,
что брахманское учение не вышло за пределы
скитов.
Характерной особенностью буддизма является
его этико- практическая направленность.
С самого начала буддизм выступил не только
против значения внешних форм религиозной
жизни и прежде всего ритуализма, но и
против абстрактно-догматических исканий,
войственных, в частности, брахманийско-ведической
традиции. В качестве центральной проблемы
в буддизме была выдвинута проблема бытия
личности. Стержнем содержания буддизма
является проповедь Будды о четырех благородных
истинах. Разъяснению и развитию этих
положений и, в частности, заключенному
в них представлению об автономии личности,
посвящены все построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены
в буддизме как различные состояния единого
бытия: страдание - состояние бытия проявленного,
освобождение - непроявленного.
Освобождение буддизм представляет себе
прежде всего как уничтожение желаний,
точнее - угашение их страстности. Буддийский
принцип так называемого среднего (срединного)
пути рекомендует избегать крайностей
- как влечения к чувственному удовольствию,
так и совершенного подавления этого влечения.
В нравственно-эмоциональной сфере господствующей
в буддизме оказывается концепция терпимости,
относительности, с позиций которой нравственные
предписания не являются обязательными
и могут быть нарушены.
Русские философы о смысле жизни.
Одной из характерных
Материалистическое направление представлено
революционерами-демократами и прежде
всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским,
идеалистическое связано с именами В.Соловьева,
Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.
В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный
смысл жизни в его предварительном понятии"
рассматривает еще один аспект этого вечного
вопроса - нравственный. Он пишет: “Есть
ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл
? Если есть, то имеет ли он нравственный
характер, коренится ли он в нравственной
области ? И если да, то в чем он состоит,
какое ему будет верное и полное определение
? Нельзя обойти этих вопросов, относительно
которых нет согласия в современном сознании.
Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие
полагают, что смысл жизни не имеет ничего
общего с нравственностью, что он вовсе
не зависит от наших должных или добрых
отношений к Богу, к людям и ко всему миру;
третьи, наконец, признавая значение нравственных
норм для жизни, дают им весьма различные
определения, вступая между собою в спор,
требующий разбора и решения….
Нравственный смысл жизни первоначально
и окончательно определяется самим добром,
доступным нам внутренне через нашу совесть
и разум, поскольку эти внутренние формы
добра освобождены нравственным подвигом
от рабства страстям и от ограниченности
личного и коллективного себялюбия... .”
Ближайший друг и последователь Владимира
Соловьева князь Е.Н.Трубецкой также предупреждал
об огромной опасности бездуховности
и предлагал созидать непреходящее: "…Второе
пришествие Христово, как акт окончательного
объединения двух естеств во всем человечестве
и во всем космосе, есть действие не только
Божеское и не только величайшее чудо
Божие, но вместе с тем и проявление высшей
энергии человеческого естества. Христос
не придет пока человечество не созреет
для Его принятия. А созреть для человечества
именно и значит обнаружить высший подъем
энергии в искании Бога и в стремлении
к Нему. … Это не какой- либо внешний, посторонний
миру акт божественной магии, а двухстороннее
и при этом окончательное самоопределение
творчества Божества и человеческой свободы.
Очевидно, что такой конец мира может
быть подготовлен не пассивным ожиданием
со стороны человека, в высшим напряжением
его деятельной любви к Богу, стало быть,
и крайним напряжением человеческой борьбы
против темных сил сатанинских."
Русский философ С.Л. Франк продолжил
фундаментальное исследование мировоззренческих
проблем в уже сложившейся русской философии.
Франк был философом, который пытался
разъяснить природу человеческой души
и знаний человека. Философское учение
Франка было высоко религиозно. Он был
одним из тех философов XX века, кто в процессе
поиска мировоззрения наивысшей духовности
пришел к выводу, что таковым является
христианство, выражающее общечеловеческие
духовные ценности и подлинное существо
духовности. Сам же Франк говорил: "Я
не богослов, я философ".
Франк называл свою концепцию: "метафизическим
(философским) реализмом". Его философия
- реалистичная философия духовности,
высоко поднимающая проблему человека
и нацеливающая на достижение духовного
единства всего человечества.
Заключение.
Рассмотрев взгляды выдающихся философов
и мудрецов человечества, я сделала вывод,
что проблема смысла жизни всегда стояла
в центре философских исследований.
Всегда философы были ограничены уровнем
знаний и задач общества, в котором жили.
В этой работе я показала несколько направлений
в философии. Так в Древнем Китае для Лао-цзы
главное для человека жить по законам
Высшего начала (Дао), а все что связывает
человека с земной жизнью, мудрец отвергает.
Конфуция наоборот занимали практические
земные задачи и человек интересует его
не сам по себе, а как часть иерархии, где
он занимает определенное место.
Мудрецы Древней Индии утверждали, что
человеку необходимо открыть всеобщий
Дух, только через свое “я” человек может
приблизится и слиться с мировым “Атманом”.
Античная философия сформировала основные
западно-европейские подходы к выделению
человека в качестве отдельной и специальной
философской проблемы и определила его
как самостоятельную ценность и признала
за ним право на активность и инициативу
перед объективным миропорядком.
Христианство было следующим и на сегодняшний
день основным религиозным учением, рассматривающим
человека как земное воплощение Бога ,
а Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство
стало религией, говорящей о том, как жить
человеку, о смысле человеческого бытия,
о совести, долге, чести.
Философия Нового времени, сформировавшаяся
под влиянием развития капиталистических
отношений и расцвета наук, прежде всего
механики, физики, математики, открыла
путь к рациональному истолкованию человеческой
сущности и рассматривала человека с физиологических
и прагматических позиций.
Возникшие в середине ХIХ века науки о
человеке (психология, социология, биологическая
теория эволюции) сделали прежний философский
образ лишенным опытных оснований и практической
ценности.
Открыв важную роль бессознательного
в жизни, как отдельного человека, так
и всего общества, Фрейд показал свои пути
решения как личных, так и общественных
проблем жизни человека.
Экзистенциальная философия понимается
в качестве радикализации первоначального
выступления философии жизни, как оно
было воплощено на исходе XIX и в начале
XX в., прежде всего Ницше.
Поставленная философией задача — понять
человеческую жизнь, исключая все внешние
установки, непосредственно из нее самой.
Изучив различные подходы к проблеме
смысла жизни, я сделала вывод, что каждый
человек определяет смысл жизни для себя
сам. Но так или иначе, жизнь людей должна
иметь смысл. Данная проблема до настоящих
времен остается нерешенной, не получившей
конкретного ответа.