Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:48, реферат
Понятие «Средневековья» впервые было введено в XV веке гуманистами Возрождения. В наше время общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния, синкретизма христианства с достижениями античной мысли.
Московский институт коммунального хозяйства и строительства
Кафедра
права, философии и истории
Реферат на тему:
"Философия
средних
веков"
Понятие «Средневековья» впервые было введено в XV веке гуманистами Возрождения. В наше время общепринят взгляд на философию средних веков как на итог своеобразного сближения, слияния, синкретизма христианства с достижениями античной мысли. Примерные временные рамки средневековой философии составляют с II – VI века по XIV век. Если время «исчерпания» средневековой схоластики все исследователи единодушно датируют XIV веком, то в определении времени её возникновения существуют расхождения. Если брать за точку отчёта 529 год – закрытие языческих философских школ императором Юстинианом, то средневековая философия начинается с VI века. Если же принимать во внимание возникновение первых попыток философского осмысления христианского вероучения, то начало средневековой философии следует отнести ко II веку. Средневековая мысль отличается от античной своей нравственно-мировоззренческой парадигмой. Идеал греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей, доведённое до атараксии, апатии, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы. Христианское мироощущение перенасыщено эмоциями, ибо сказано в писании: «Горе тому, кто не горяч, не холоден, но тепел». Для античности в мире движения нет. Хотя всё изменяется и «течёт», но в итоге всё приходит к одному и тому же (идея мирового года с его вечным круговращением). В конечном итоге движение оборачивается покоем. Для христианского сознания время выпрямляется и превращается в линию, «стрелу», устремлённую к будущему. Новая концепция времени наполняет жизнь смыслом, а разум делает эмоциональным. В жизни появляется цель. Есть начало – есть конец. Начало – сотворение мира, потом пришествие Христа. Конец – его второе пришествие, Страшный Суд, спасение, вечная жизнь. В античном мышлении человек – часть целого, часть мирового космоса. Постигая его интеллектуально, он только рационализирует свои связи с целым, за их рамки выйти он никак не может. Христианское мироощущение иное: человек как бы «протягивает руку» Богу через голову природы. Она теперь не главное в его духовной жизни. У человека появился идеал, который подобен ему, но – выше его и вынесен вовне – за рамки конечного человеческого мира. Фактический идеал человека Бог. Грандиозность целей обуславливает напряжённость внутреннего мира человека, стремящегося к самосовершенствованию. В христианстве человек не гражданин космоса, но царский сын, терпящий несообразный своему сану позор. Вспомнить о своём царственном достоинстве означает восчувствовать свою униженность, боль и срам. Тема скорби о помрачённом образе божьем в человеке, а значит – о собственном совершенствовании, глубинах внутреннего мира становится главной в средневековой философии. Человек стремится к своим божественным возможностям, то есть вверх, но, живя на земле, он неизбежно поддаётся земным соблазнам, «искусу бесовскому» – и падает вниз. Так появляется раздвоение личности, которого нет в античности, раздвоение между бездной благодати и бездной погибели, между материальным и идеальным, чувственно-эмоциональным и интуитивно-интеллектуальным, конечным и бесконечным, между жизнью и смертью. На интеллектуальную жизнь первых христианских веков оказала значительное влияние знаменитая школа-университет в Александрии, названная «Музеем». В эллинистический период «Музей» прославился как научный центр, где преподавались все известные тогда науки, включая также и элементы религии и греческой философии. Именно в Александрии появился первый греческий перевод Писания. В Александрии также жил и знаменитый мыслитель Филон Александрийский, в произведениях которого нашёл своё выражение синтез ветхозаветного учения и греческой философии. В 190 году на должность наставника, профессора школы был приглашён Тит Флавий Климент, получивший название Александрийский. Основной задачей Климента было сделать христианство доступным языческому миру. К творениям Климента относятся «Увещания язычникам», три книги под названием «Педагог» и восемь книг под названием «Строматы». Он говорит, что философия полезна для развития религии «как подготовительная дисциплина».Для Климента обязанностью христианина, человека стремящегося к совершенству, является знать как можно больше из наследия греческих мыслителей; наука есть ступень к высшему знанию, а философия, по его мнению, является техникой мысли, стремящейся к вере. В этом пункте начинается расхождение Климента с церковью, ибо он считает, что высшее знание доступно не общине, не иерархам, но – избранным, образованным интеллектуалам. Преемником Климента на посту наставника александрийской школы явился Ориген. Пытаясь дать систематическое объяснение христианства в категориях греческой философии, он «вводит» её в дела веры. В личном плане этот эксперимент для него закончился церковным осуждением. Однако мысль Оригена оказала влияние на всё последующее развитие христианской богословско-философской мысли. Полагая, что истолкование Священного Писания есть основа христианской жизни, Ориген, углубляя Климента, первый осуществляет попытку критического анализа Библии, которую толкует аллегорически. За всеми сюжетами и незначительными подробностями Писания он пытается найти смысл «общепонятный и исторический», «душевный» или моральный, аллегорический или «духовный», символический или «возвышенный». Ориген считал, что такой путь экзегетики, истолкования, более «достоин Бога» и тех, кто «обладает учёностью». Буквальное понимание Библии он оставляет на долю «простых людей».Многоплановость оригеновского истолкования, попытка определённого «синтеза» богословия с греческой философией рождали такие двусмысленности, что на него будут ссылаться и еретики, и Отцы церкви, и философы. В частности, в своей основной работе «О началах» Ориген делает попытку примирения библейской идеи сотворённости мира с платоновским учением о реальности вечных идей. Ориген настаивает на вечности сущего, но не в эмпирическом, а в идеальном плане: поскольку Бог вечен, следовательно, мир так же вечен.В мире есть не только многообразие, но и разнообразие, «неравенство» (есть прекрасное и безобразное, добро и зло, совершенство и несовершенство), которых не объяснишь «всеблагостью Бога». Ориген в духе христианства говорит о том, что Бог не творит несовершенства и неравенства. Причины их – в свободе первозданной «твари», обладая свободой, она забывала о своём предназначении, в этом состояло грехопадение. Подражание совершенству (Иисусу Христу), а также система «увещеваний» способны привести мир, не нарушая его свободы, к совершенному единству с абсолютным Добром. По логике Оригена, это будет не застывшая, статичная гармония, поскольку свобода опять повлечёт возможность нового «грехопадения», затем – нового «восстановления». Весь мир у Оригена оказывается вечным круговращением истории.
Популярность
оригенизма, множество появившихся
к IV веку ересей, произвольно толкующих
фундаментальные основания
Понимая трудность осуществления собственных идей, Августин говорит о сложности внутреннего мира человеческой души, которая состоит из триединства памяти, ума и воли. На основе памяти человек самоидентифицирует себя; ум анализирует поступки; воля направлена на коррекции собственного несовершенства. Но триединство, говорит Августин, из-за слабости человека постоянно нарушается. Вместо того чтобы находиться в состоянии координации, способности души организуют субординацию: одно подавляет и подчиняет другое. Единственное «живое» и состоявшееся свидетельство гармонии как «невозможной возможности» – Бог, ум, память и воля которого составляют совершенство абсолютной божественной личности, то есть – Троицу. Перспективы человечества Августин «проигрывает» в учении о «Двух Градах». Две разновидности любви, пишет он, порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град. Любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самого себя, ищет людскую славу, вторая – устремлена к божественному совершенству Личности. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем, господином мира; гражданин небесного града – пилигримом, странником. В конце сотворённого мира и Страшного Суда «град божий» возродится вновь и «в конце не будет конца». Возможна и другая интерпретация: если душа и тело каждого в процессе совершенствования сблизятся в гармонии – увеличится число праведников. Постепенно «град земной» совпадает с «градом невидимым, Божьим». Мысль интересна тем, что самой своей сутью она взывает к свободе человека как его ответственности не только за себя, но и за судьбу мира человеческого. Постоянно присутствующее у Августина сомнение в решении проблемы «Бог и человек» явилось началом длительного процесса отпадения философии от теологии. У самого мыслителя Бог из жизнеустроителя, попечителя всего существующего на земле всё более превращался в бога философского – «утраченную» сущность человека, которая «стоит» теперь перед каждым как символ и проблема собственного существования. После разорительных войн и культурного упадка на Западе с VII века открывается множество школ, в которых преподаются семь «свободных искусств» – грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, астрономия. Диалектика в то время была почти тождественна логике, понимаемой как «вообще» философия. Программа поиска логических структур, систематических конструкций, помогающих аргументировано объяснить библейские тексты и откровения Отцов церкви, путь рационального постижения христианских истин, стала называться схоластикой. Но рациональная «автономия» философии приводит к тому, что все мнения становятся неокончательными, начинаются бесконечные конфликты, споры в среде авторитетов церкви. Утвердившийся принцип «понять, чтобы верить» практически означал бесконечное углубление проблемы при условии её неблокирования. До IX века логика, диалектика – это только «искусство мышления верного». В IX веке Иоанн Скот Эриугена, живший в Ирландии, переводит Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла и под влиянием своих учителей возвращает диалектике античный смысл. Диалектика – это не только наука о правильном мышлении, но и учение об общих принципах бытия. «Никто не восходит на небо иначе, чем через философию», - утверждал он. Это означало: чтобы «правильно», по-христиански жить, надо правильно познавать, но для этого необходимо «правильно» мыслить. Для Эриугены Бог является некой идеальной сущностью, мыслью мысли. Но и диалектика тоже является мыслью, «идущей от единого ко многому, от многого к единому». Значит, чтобы понять Бога, нужно совпадение этих двух уровней мысли, необходимо подняться в усилии собственной мысли к абсолютной, чистой мысли. Мир текуч, а мысль, «схватывая» его изменчивость, более определённа. И она тем ближе к сущности, к Богу, чем более в ней содержится наиболее «сущностного», того, что «закреплено», фиксировано в наиболее общих понятиях. С этой точки зрения общее, родовое, видовое важнее единичного. Для Эриугены только на высоком уровне абстракций всё наиболее общее, важное, а потому фиксированное в общих же понятиях, совпадает со сверхобщим понятием Бога. Согласно такой методологии, получившей впоследствии название «реализм», индивид существует постольку, поскольку он приобщён к виду, а вид – к роду. В реализме Эриугены онтологическое обоснование диалектики брало верх над её логическим содержанием. Философия «реализма» движется в кругу предельно общих, а потому часто «пустых» понятий. Если реально существует «единое» и «общее», то всё многообразие мира лишь по видимости дробится на единичности. С другой стороны, если «общее» всем существом своим содержится в каждом единичном, следовательно, между ними не может быть различий. Поэтому теория «реализма» вызвала критику со стороны её противников – номиналистов, объявлявших общее несуществующим вообще, просто звуковой оболочкой мысли. Более умеренные «концептуалисты» отрицали возможность существования общего вне человеческого ума. Проблема «общего» присутствовала во всех богословских диспутах, в рамках которого всё больше вырисовывался гносеологический круг вопросов: «что мы познаём, каков должен быть процесс познания». Таким путём богословская мысль подошла к необходимости прояснить соотношение «веры и разума», религии и знания. В обсуждении данного вопроса на европейскую мысль значительное влияние оказали переведённые на латынь сочинения арабских философов Аль-Газали, Ибн-Сины, Ибн-Рушда. Арабы с завидной любознательностью впитали в себя греко-римскую культуру и доктрины древней философии. Незыблемость Корана вынуждала их работать над установлением перемирия между философским знанием и верой ислама.Ибн-Сина выстраивает систему естественной теологии, убедительно сглаживает противоречия между Кораном и философией. Аль-Газали, обнаружив серьёзные расхождения между учением Ибн-Сины и Кораном, опровергает мыслителя в книге «Опровержение философов». Ибн-Рушд в сочинении «Опровержение опровержения» утверждает, что истина – в аристотелевской философии и «к этому добавить ничего нельзя». Ибн-Рушд считает, что Откровение, Коран предписывает размышлять, чтобы мыслью воспарить к сущности, к Богу. Следовательно, философствовать – долг человека. А дальше он говорит: чтобы философствовать, надо знать греческую философию. Философ – единственный человек, который выполняет свои религиозные обязанности в соответствии с предписаниями Корана. Толпа, говорит Ибн-Рушд, имеет веру, теологи подходят к ней с умозрением, а для философов истина, добытая доказательствами чистого разума, становится верой. Надо это понять и признать, чтобы впредь не было трений между теологами и философами. Разъяснив свою идею коллегам философам, Ибн-Рушд советует держать её при себе и не будоражить толпу, которая ничего не понимает. Он считает, что, быть может, имеет смысл запретить широкое использование философских книг, так как при «мгновенном» переходе из «тьмы» незнания к «свету» истины можно ослепнуть окончательно.
Ибн-Рушд соединяет
знание, основанное на признании причинных
отношений между вещами эмпирической
реальности, с учением об универсальной
«божественной причинности». Есть единые
вещи, но «нет реальности помимо Него»,
Бога. Значит, сверхчувственная сущность
мира противостоит миру и пронизывает
его. Каков же путь познания сущности?
Ибн-Рушд говорит: «Бог создаёт вещи, познавая
их». Познающий разум, продолжает он, в
определённых условиях совершает мистический
«прыжок» от эмпирической реальности
к сущности мира, бытия. Попытки познания
сущности привели Ибн-Рушда к столкновению
веры и знания. Обнаруженный им факт разрыва
двух реальностей – эмпирической и сверхэмпирической
– стал причиной того, что собрание богословов
осудило его учение. Латинские последователи
Ибн-Рушда, Сигер Брабантский, Боэций Дакийский,
пытались выработать к обсуждаемому вопросу
решение, которое было бы приемлемым для
церкви. Отсюда они пришли к признанию
двух истин. Истина, открываемая разумом,
который исследует естественный порядок
вещей, - незыблема. Даже если она не согласуется
с выводами теологии, с этим сделать ничего
нельзя: такова природа философии. С другой
стороны, представление о том, что творение
мира произошло в какой-то конкретный
момент времени, с точки зрения философии
является абсурдом. Но если мы поверили
во всемогущество Бога, почему не верить
в то, что для Бога такое «одно-моментальное»
творение не является возможным? Выводы
философии находятся в противоречии с
Откровением. Но, оставаясь христианами,
это необходимо принять. Наметить противоречивую
структуру познания двух миров – чувственного,
телесного и духовного, идеального попытался
Роджер Бэкон. Следуя Ибн-Рушду, он конкретизирует
его учение, когда утверждает, что «духовные
вещи познаются через телесные следствия
и Творец – через творение». Он утверждал,
что, познавая эмпирическую единичность,
мы, следовательно, сразу же познаём общее,
присущее данному классу вещей. Диалектике,
аристотелевской логике он противопоставил
в качестве универсального пути знания
математику. Содержательным «наполнителем»
её отвлечённых начал у него становится
эмпирия, опыт. Тем самым философия становилась
натуральной, опытной наукой. Он впервые
ввёл понятие «экспериментальная наука»
применительно к философии. Идея Бэкона
«знание – сила» давала уверенность в
опытном знании, основанном на внешних
чувствах, для которого сущность мира
раскроет, наконец, свои тайны. Однако,
если основой жизни и познания является
эмпирия, следовательно, для возвышенной
области духовных «предметов» просто
нет места. Понимая это, Бэкон говорит
о необходимости «внутреннего опыта»,
«божественного вдохновения» в постижении
духовных «предметов», без которых остаются
неясными вопросы, относящиеся к сфере
телесного, чувственного мира. Бэкон, оказавшись
«между» знанием и верой, в итоге всё больше
склонялся к мистицизму. Эмпирико-сенсуальная
установка создания рождала уверенность
в обретении универсального ключа к познанию
тайны мира. Отсюда в это время расцветает
алхимия, астрология. В богословских диспутах,
содержанием которых были, говоря современным
языком, онтологические и гносеологические
проблемы, европейская мысль на вполне
рациональных логических основаниях второй
раз в своей истории погружалась в избыточную
«духовность» мистики (первый раз это
произошло в IV веке).В XIII веке блистательный
богослов и философ Фома Аквинский спас
Европу от излишней «духовности» мистицизма.
Фома обращается к Аристотелю и делает
шаг, многим показавшейся еретическим:
он пытается «примирить» великого грека
с Христом. В Аристотеле мыслитель видит
авторитет разума, с позиций которого
он сам идёт к вере. Введя Аристотеля в
христианский мир, приблизив Бога к миру,
а мир к Богу, Фома тем самым как бы обручил
Бога с материей человеческого духа. Отсюда
у него новая интерпретация Боговоплощения,
воплощения Бога в Христа – Человекобога.
В соответствии с христианской догмой
о творении он размышляет о Боге и мире,
однако, в этом процессе безликие космологические
категории аристотелевской философии
у него насыщаются полнотой человеческих
смыслов. Размышляя в «Сумме против язычников»
над проблемой «Бог и разум», Фома говорит,
что бытие Бога недоказуемо, и оно воспринимается
только верой. Но, тем не менее, человек
нуждается хотя бы в косвенных доказательствах
Его бытия – они «успокаивают» и подготавливают
человека к восприятию божественных истин.
В свою очередь, истины не ставят человека
перед фактом, что жизнь без Бога невозможна,
что мир, лишённый идеала, направления
к совершенству, стремления к истине, благу,
красоте, - такой мир бесчеловечен. Фома
говорит, что центральный объект познания
человека – Бог. Наука и теология направлены
к одному и тому же, но идут разными путями,
поэтому функции их и методы различны.
Всё, что нельзя доказать или проверить
с помощью опыта, относится к сфере теологии.
К истинам, не подлежащим вообще суду разума
и науки, относятся догматы веры. Такое
решение проблемы получило название «учение
о двойственности истины», позже ставшее
важнейшей стороной официальной доктрины
Ватикана. Утверждая разум в качестве
сущностной характеристики человека,
в работе «Сумма теологии» Фома Аквинский
исходит из отношений аналогии Бога и
человека, конечного и бесконечного. Между
Богом и человеком нет тождества, но и
нет двуначалия. Всё, что приписывается
миру, с различной степенью интенсивности
принадлежит и Богу. Фома выводит пять
возможных способов доказательства существования
Бога:1.Доказательство от движения: всё
движущееся приводится в движение чем-то
иным. Перводвигатель – тот, кого зовут
Бог.2.Доказательство от производящей,
действующей причины: всё в мире чувственных
вещей имеет свою причину. Бог – первопричина.3.Доказательство
от необходимости и случайности: всё случайное
имеет необходимость в чём-то другом. Бог
– первонеобходимость.4.
Если вещи случайны
в этом мире, они могут состояться
или нет, исчезнув, превратиться в
пыль, то с человеком дело обстоит
иначе. У него есть разум, который
является причиной свободы человека.
Разум призван выявить возможности, пути
следования к полноте бытия, тем самым
исключив всякого рода случайности. За
культом божественной личности у Фомы
скрывается культ совершенного человека,
актуальное бытие которого является необходимостью
его свободы. Весь процесс богопознания
основан на свободе человека. В христианстве
существует большая трудность осуществления
её: человек, отчаявшись в возможности
созерцать цель своих устремлений, свернёт
с пути, отвергнет цель и снова попадёт
во власть собственных вожделений, помыслов
и страстей. Фома даёт свободе следующее
толкование: поскольку основной чертой
человека является разум, постольку осознание
цели и движение к ней является свободой
как необходимостью обладания человеческой
полнотой. Свобода - некое проявление или
осознание некоего внутреннего воздействия.
В нас мы обнаруживаем нечто то, что бесконечно
существенно и связано с самой главной
сущностью мира, это качество, вызывающее
единственное безошибочное действие,
это качество открытости, готовности к
превосхождению себя безо всяких прикидок
на результат. Рассуждая о человеке, Фома
вовсе не идеализирует особенности его
природы, иерархии его естественности.
В земном измерении, говорит он, разум
человека знает не только добро, но и зло.
Поэтому человек, «видящий свою неполноту,
возможное совершенство», нуждается в
воле, которая часто становится первичной
по отношению к разуму и желаниям, побуждая
их к осуществлению необходимости свободы
как необходимости себя. Так в мире схоластики,
в котором кроме «зёрен» были и сорняки,
Фома Аквинский строил «ступеньки», ведущие
в «дом человеческого бытия».Учение Фомы
было во многом неприемлемо для его современников.
Лишь к началу XIV века его учение становится
официальной доктриной римско-католической
церкви.XIII – XIV века – время жарких дебатов
между теологами и философами. Кризис
официальной теологии вызвал к жизни популярную,
особенно в массах, негативную теологию
немецкого философа и богослова Мейстера
Экхарта. Идея единения Бога и человека
– основной мотив учения, изложенного
Экхартом в своих духовных проповедях
и рассуждениях. Постигнув Бога, человек
следует закону мира и сам творит его.
С другой стороны, человек является в мире
некой единичностью: он всё находит в себе,
в том числе, по словам Христа, и Царство
Божие, и себя – во всём. Задача человека,
по мнению Экхарта, - отрешившись от внешнего,
прийти в состояние «восхождения», когда
разгорится сокровенная божественная
«искорка», которая есть в его душе, и душа
вознесётся до «тихой пустыни» божества.
Экхарт говорит, что божественное начало
возникает вместе с миром и пронизывает
его, что Бог растворён в природе, он абсолютно
безлик, что Бог – «колодец без дна», это
«божественное ничто», которое можно постичь
в отрешённом созерцании, в уединённом
молчании (позже такое учение стало называться
пантеизмом). Результатом такого познания,
по Экхарту, становится ощущение тождественности
себя с Богом. Из всего этого следует, что
не нужны не только церкви, ритуалы, традиции,
но и какие-либо социальные установления
вообще. «Я есть Бог», значит, всё позволено.
Такова в пределе логика мистического
пантеизма Экхарта, завершившая себя во
множестве ересей и восстаний в рамках
религиозного движения XIII – XIV веков. Совершенно
неправомерно было бы сближать «ничто»
Экхарта с какими бы то ни было формами
атеизма. Современный итальянский философ
и писатель Умберто Эко считает, что «бездна
Ничто» Экхарта для реального человека
оказывается абсолютной лишённостью,
молчащей пустотой, окончательной утратой
собственного личностного начала.