Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:46, реферат
Современное общество устроено таким образом, что его члены со своим потребительским отношением часто рассматривают свое бытие очень узко и лишь с точки зрения своих потребностей. Поэтому всю деятельность в рамках такой позиции выстраивают соответственно. При этом очевиден конфликт (как один из методов взаимодействия) их собственных представлений и стремлений, и представлений и интересов других субъектов взаимодействия. Разрешение данного противоречия будет наиболее конструктивным с применением философского подхода. По мнению автора реферата, формирование философского взгляда позволяет рисовать полноценную картину мира, что в свою очередь дает возможность субъектам выстраивать другое по уровню взаимодействие, выбирать направление движения и методы. При этом такая картина мира будет наполнена культурным и ценностным смыслом.
Введение…………………………………………………………………………. .3
ФИЛОСОФИЯ СТРАТЕГИИ…………………………………..……………..…5
1 Понятие стратегии……………………………………………………..……….5
2 Понятие философии. Взаимосвязь стратегии и философии………………..10
3 Философия стратегии……………………………….………………………....14
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21
«В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфическую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практические знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти компоненты составляют жизненный опыт, как отдельного человека, так и некоторой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче содержанием этот жизненный опыт, тем более прочную опору получает деятельность личности и общества». [2, с.5] В некоторых определениях стратегия, как раз, рассматривается как модель поведения, способ действий, то есть, составляющие деятельности.
«Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.
Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справедливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.» [2, с.5]
«Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, получают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и всей жизни в целом». [2, с. 6]
Это ли ни процесс формирования стратегии конструирование проектов будущего на основе образов прошлого? Выражаясь философским языком можно сказать, что стратегия – это результат синтеза жизненного опыта и глубоких научных истин, практических знаний и профессиональных умений, ценностных ориентаций и идейности, а также заданности условий и ресурсной обеспеченности, четкости цели и согласованности ее с миссией и т.д.).
Крюков В.В. отмечает, по мнению автора реферата, очень важный для качества стратегии момент. Он пишет что «при всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира человеческим сознанием и практическим действием должны быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвидения будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной, долгой и порой мучительной духовной работы, призванной, тем не менее, обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёжные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни». [2, с.5-6] А это, возможно, и есть важнейшее условие формирования стратегии и сама стратегия.
«Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
Итоговое
определение соотношения
Философия – явление многостороннее. С одной стороны, «философ, претендующий на понимание смыслов мира, должен уметь и вслушиваться, и говорить (вещать, пророчествовать и т.д.). Философия – это прежде всего диалог, диалог человека с другим человеком, диалог человека с Космосом. А любой диалог – это еще и своеобразная борьба мнений, представлений, пониманий». С другой стороны, автор согласен с мнением Миронова, о том что «философия приобретает характер наиболее глубокого индивидуального творчества, направленного на постановку и решение проблем, далеко выходящих за рамки бытийной индивидуальности». [5, с.36] Эти два качества философии, на взгляд автора, в своем сочетании делают философию с точки зрения практического результата очень действенной. А философию стратегии успешной, результативной.
В заключение этого вопроса, видится важным сказать несколько слов о философии как науке в целом.
«Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство. [8, с.5]
Последнее замечание очень ценно. Поскольку представленный предмет философии как науки очень точно отражает философскую грань стратегии, суть ее концепции, стратегического видения.
3. Философия стратегии.
Философский взгляд на понятие «стратегия», по мнению автора реферата, очень хорошо раскрыт доктором философских наук, профессором В.Е. Кемеровым. Профессор описывает эволюцию развития данного понятия. Показывает то, какой смысл, вкладывался в этот термин на разных этапах истории. Он рассуждает о том, как философское значение «стратегии» менялось с изменением ценностей и приобретало современные очертания, функции и качество.
«Стратегия - форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Первоначально это понятие развивалось в связи с трактовкой военных действий как особого рода искусства, ремесла и даже философии, предполагающих манипулирование большими массами людей в широких пространственных и временных масштабах. Поскольку стратегия рассматривалась так или иначе как форма поведения субъекта в условиях борьбы, войны, игры, она толковалась как достижение выигрыша, обеспечиваемое за счет минимальных затрат и потерь, т. е. как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. В этом плане стратегическое мышление оценивалось как способность человеческого ума к особым хитростям, уловкам, ложным маневрам ("стратагемам"), заставляющим соперников, противников, партнеров по игре "включиться" в определенную логику развертывания взаимодействий. "Стратегия есть некоторый план, настолько исчерпывающий, что он не может быть нарушен действиями противника или природы, т. к. все, что может предпринять противник или природа вместе с набором наших возможных действий, является частью описания стратегии" (Вильяме Дж. Д. Совершенный стратег. М., 1960, с. 34). Понятие стратегия включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий, и определенный концептуально-теоретический компонент, но программные и теоретические схемы в развертывании этого понятия оказываются подчиненными реализации стратегии; отдельные фигуры или схемы могут меняться местами или трансформироваться ради поддержания общей направленности действия. Поскольку в стратегии план реализации важнее плана обоснования (игра важнее, чем ее программирование или моделирование), главной фигурой стратегии является сам субъект осуществления действия. В нем, в его поведении неявным образом "синтезируются" теоретические и практические, методологические и технические аспекты стратегии т. к. в истории понятия стратегии доминировал "военный акцент", в качестве субъекта стратегии или стратега рассматривался, прежде всего, главнокомандующий, полководец, вождь. Поэтому идея взаимодействия, хотя она изначально присутствует в понятии стратегии, оставалась подчиненной пониманию стратегии как определенной "линии" поведения, как определенного выбора программы действий. Отметим, что такое толкование стратегии соответствовало "линейным" схемам объяснения истории, развития общества, идеологии "выбора моделей" социальных изменений. В логике этого соответствия и стратегия общества виделась как программа, выбранная, предписываемая или предлагаемая обществу субъектом или субъектами, представляющими его правящую элиту. В середине XX столетия, когда обозначился кризис тоталитарных моделей общественного развития, "линейных" схем истории и соответствующих "больших" социальных теорий, проблема понимания субъекта стратегии "перешла" в иной регистр и оказалась тесно связанной с проблемой социальных взаимодействий. Общество предстало в качестве полисубъектного образования, в котором различные субъекты в их взаимосвязях и взаимозависимостях реализуют структуры социального бытия. Соответственно, осуществление той или иной социальной стратегии определяется теперь в значительной мере ее "встроенностью" в связи общества как полисубъектного образования. Возможность реализации стратегии общества из какой-то одной его точки, с какой-то одной социальной позиции становится все более сомнительной. Возникает задача философско-методологического обоснования стратегии как формы проектирования и реализации социальных взаимодействий между разными субъектами. Такое переосмысление стратегии соответствует общим тенденциям в философско-методологических и социально-философских описаниях схем человеческой деятельности, когда последние рассматриваются и как элементы конструирования социального бытия, и как элементы структур социального воспроизводства. В этом контексте стратегическая организация взаимодействий между различными социальными субъектами может толковаться как "искусственная" форма, перерастающая в естественное эволюционное движение общества. Акценты на "искусственности" или "естественности" стратегии в значительной степени определяются состоянием общества. Там, где общество находится в относительно стабильном режиме функционирования, стратегия общества не выступает в качестве особой идеологической, политической или практической проблемы, ибо она "ушла" в фундаментальные структуры общества, "естественно" действует в их составе. Если же общество находится в состоянии критическом или переходном (как Россия - в конце XX в.), стратегия социальных изменений является насущным вопросом самоопределения общества и его дальнейшей интеграции. Становление новых связей в человеческом сообществе на пороге XXI в. требует соответствующей стратегии взаимодействия между различными социальными субъектами, в качестве которых на этом уровне выступают общества, культуры, региональные объединения. Стратегия в этом плане осуществляется как простраивание общего социального пространства, задающего в дальнейшем порядок будущих социальных взаимодействий. В этих условиях стратегия как своеобразная хитрость действующего разума уступает свое место понимающей стратегии, максимально учитывающей позиции, установки, уровни притязаний и характер интересов субъектов, участвующих во взаимодействии. И хотя каждый из субъектов, естественно, придерживается своей собственной стратегии, осуществляется в результате не предзаданный план, а стратегия взаимодействия, выработанная как определенное согласование различных установок и ориентации. Только это создает надежную основу для продолжения социальной "игры", для закрепления форм социального пространства, для дальнейшего функционирования и развития правил межсубъектных контактов. Позиция стратега в этих обстоятельствах перестает быть стационарной, "простой" и однозначной, поскольку логика взаимодействий предполагает его перемещения в социальном и теоретическом пространствах, а его точка зрения "синтезируется" как некий продукт сопоставления разных интересов и ориентиров». [10, с. 865-867]
Взаимосвязь стратегии и философии не лежит на поверхности. Стратегия в своей реализации опирается на философию видения, миссии и целей. Это тот стержень, на основе которого формируется эффективная стратегия. Достаточно провести контент-анализ текста, раскрывающего суть определения «стратегия». Например, слово «цель» в тексте 5-ти страниц встречается 26 раз. Это говорит о том, что глубинная суть понятия «стратегия» в настоящее время неразрывно связана с достижением цели. Правильно поставленная цель рождается из философии, философии бытия того или иного субъекта определяющего стратегию. Философское мировоззрение субъекта, по мнению автора, рождает смысл бытия, смысл создания стратегии, ее направленность, ее цель, ее характер.
В общей схеме разработки стратегии философия развития формирует стратегию сверху, подавая ей основные импульсы, закладывая идейную суть направления развития. Стратегию в данном случае можно рассматривать как тело для реализации философского замысла души.
Стратегия – это техническое воплощение системного целостного восприятия мира, которое дает субъекту философия.
«Дело в том что, каждая наука — это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении — это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». [8, с.6]
Спиркин А.Г. философски отмечает, что «истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными ориентирами» [8, с. 6]. Автор реферата проводит здесь аналогию с философией стратегии, и считает, что истинная сущность реализации стратегии не в отдельных мероприятиях или случайном реагировании на внешние обстоятельства, а в претворении в жизнь философии как целостном системном взгляде, как системе основополагающих идей в составе мировоззрения стратега.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе автор предпринял попытку установить взаимосвязь двух понятий: «философия» и «стратегия». Для этого была проанализирована справочная, методическая, учебная, научная литература, описывающая суть философии стратегии. В ходе изучения автор попытался нащупать с одной стороны, силу воздействия философии в процессе формирования и реализации стратегии, с другой стороны, определить, как стратегия воплощает в жизнь философию. Что такое философский взгляд на стратегию.
В ходе работы автором были сделаны следующие выводы:
Понятия
«стратегия» и «философия»
На данный
момент существует множество различных
определений понятия «
Использование стратегии в новом качестве приобрело значимость особенно в условиях современной эпохи, поскольку стратегия это намеченный путь, по достижению намеченных целей, учитывающий существующие условия и изменения внешней среды. А условия современной эпохи – это условия «информационной конкуренции», «информационной цивилизации», когда внешняя среда очень быстро изменяется.
Для успешной
постановки целей стратегии и
выбора эффективного пути их достижения
необходимо иметь некое целостное,
системное видение мира – философское
мировоззрение. Мировоззрение одна
из точек соприкосновения
Главной
фигурой стратегии является сам
субъект осуществления
Рассуждая о взаимосвязи философии и стратегии, можно предположить, что они являются логическим продолжением друг друга. Как действие является продолжением мировоззрения, так стратегия является продолжением философии. Философия в целом систематизирует знания, суждения, представления о мире в целом, а философия стратегии делает то же самое, подчиняя эту систему заданным условиям и целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ