Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:40, реферат
Цель нашей работы: изучить философию эпохи Возрождения.
Задачи нашей работы:
1. Рассмотреть и описать идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения, а также гуманизм эпохи Возрождения.
2. Изучить Натурфилософию эпохи Возрождения.
3. Познакомиться с биографией основных представителей натурфилософии эпохи Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения 5
1.2. Гуманизм эпохи Возрождения 11
Глава 2 .НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 14
2.1. Николай Кузанский 15
2.2. Джордано Филиппo Бруно 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Сначала Бруно был узником венецианской инквизиции. Но по требованию папы Венецианская республика выдала его римским властям. Семь лет провел Бруно в застенках римской инквизиции. Но ни тюрьма, ни пытки палачей доминиканского ордена его не сломили: он ни в чем не раскаялся. 17 февраля 1600 года Бруно был сожжен вместе с его книгами в Риме на Кампо ди Фьоре (Площади Цветов).
Если говорить в общем, то Бруно обвиняли в ереси, т. е. в превратном толковании ортодоксального христианского учения, его основных догматов. Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной действующей силой; все это хорошо доказывают как правильное мышление и рассуждение, так и божественные откровения, которые говорят, что нет числа послам Всевышнего, которому тысячи тысяч помогают и у которого десятки тысяч помогают и у которого десятки сот тысяч управляют».
Таким образом, Бруно отказывается от представления о небесных сферах, т. е. «небесах», которые окружают Землю как центр мироздания. Планеты и другие небесные светила, по его убеждению, поддерживаются эфиром, в котором они как бы плавают. Тем самым Бруно продвигается дальше Коперника, у которого сохранялось понятие небесных сфер. Ведь работа Коперника так и называлась - «Об обращении небесных сфер».
Бруно стремится к тому, чтобы отделить науку от теологии. Философия есть философия, а религия есть религия. Но оригинальность воззрений Бруно состоит не в этом. Она заключается в том, что мир у него является и субъектом-творцом, и своим собственным творением - бесконечной материей. Вследствие этого пантеизм Бруно иногда именуют натуралистическим. Но в том-то и дело, что его пантеизм вообще является очень условным. Ведь на место Бога Бруно явным образом ставит материю, понятую как субъект всех своих изменений, а значит материя у него превращается в субстанцию. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. А поскольку материя и Вселенная бесконечны, то материя всегда существует во всех своих возможных формах, в том числе и в форме мыслящей материи, в форме духа. Отсюда предположение Бруно о том, что в иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям.
Материя, понятая как субстанция, есть материя в ее единстве с формой. Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. В духе платонизма он иногда именует ее также Мировой душой. Таким образом, душой у Бруно оказывается то, что схоласты, вслед за Аристотелем, называли субстанциальной формой, которая имела вполне рациональный смысл, утраченный позже механистической философией Нового времени. Душа в учении Бруно - это форма, но не та, которая на материи, а та, которая организует материю изнутри. Природный мир у Бруно оказывается чем-то вроде безмерного тела, которое обладает душой, восходящей до мыслящего духа. Мировая душа в учении Бруно находится не вне мира, а внутри него - в качестве его внутренней формы. Здесь мы подходим к тому же вопросу, но как бы с другой стороны. Как душа мира доходит до состояния мыслящего духа, или как мыслящий дух производится всей материей - суть у этих вопросов одна и та же. Она в том, как именно из всеобщего (материи) рождается особенное (мыслящее тело). По большому счету Бруно ответа на этот вопрос не дает. Но оригинальность его позиции в том, что он не видит в духе чего-то противостоящего материи. Христианские представления о духе и материи, какими их застал Бруно, основаны на противопоставлении одного другому в качестве антиподов. При этом вечный дух в лице Бога творит материю как свою противоположность.9
Таким образом, Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность;
2. светский характер (против церкви);
3. гуманистическое мировоззрение;
4. обращение
к культурному наследию
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.
1. Борисова О. Гуманист эпохи Возрождения [Текст] // Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.
2. Возрождение: Учебник[Текст] / Отв. ред. М.Л. Андреев.- 2007. – С.360.
3. Гуревич П.С. Философия [Текст]: Учеб. Для вузов.- М.: Проект, 2003.-С.70.
4. Рычков А.К. Философия [Текст]: Учеб. пособие для вузов.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.-С.76.
5. Стивенсон Д. Философия [Текст]- М.: АСТ; Астрель, 2004.-С.197.
6. Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Отв. ред. В.П. Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-С.245.
7. Философия: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .-С.195.
8. Фролов И.Т. Введение в философию [Текст]- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.-С.315-316.
9. Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени [Текст] // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.
1 Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4.- С. 34.
2 Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.- С. 70.
3 Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .- С. 195.
4 Фролов И.Т. Введение в философию.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.- С. 315-316.
5 Борисова О.Гуманист эпохи Возрождения // Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.
6 Возрождение: Учебник / Отв. ред. М.Л. Андреев.- 2007.- С. 360.
7 Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.- С. 197.
8 Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П.Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 245.
9 Рычков А.К. Философия: Учеб. пособие для вузов.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2002.- С. 76.