Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

А термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски - "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключительно мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

Содержание

Введение
Общая характеристика эпохи.
Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества.
Н. Кузанский
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия возрождения.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

Итак, в пантеистической  картине мира Кузанского нет места  для центра мироздания и для его  конечных пределов. Но своеобразным центром  мира у Кузанского является Человек. Однако это не геометрический центр, которого у бесконечного мира просто нет и не может быть, а это, так сказать, его метафизический центр. Человека Кузанский характеризует как существо «конечно-бесконечное»: он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное.

Поскольку человек - лучшее из творений Бога, то в нем Бог  не только разворачивает, но и сворачивает, концентрирует самого себя. Иначе  говоря, человек, согласно Кузанскому, пытается воплотить и заключить  в себе всеобщие определения бесконечного Бога. Человеческая природа, согласно Кузанскому, как бы стягивает в  себе всю Вселенную. В этом смысле она подобна микрокосму, т. е. малому миру, как называли ее с полным основанием древние. И в микрокосме человека находит отражение макрокосмос, поскольку в человечестве все  возводится в высшую степень. Таким  образом, античное представление о  человеке как микрокосме получает в  учении Кузанского новый смысл и  звучание. Так как в отдельном  индивиде человеческая природа все  же представлена ограниченно, в заключительной части «Об ученом незнании» Николай  Кузанский сосредоточивает свое внимание на образе Богочеловека - Христа. Здесь его учение о человеке переходит  в христологию. Но христология Кузанского также отличается от того, что писали на этот счет средневековые теологи. Человек у Кузанского есть максимальная природа, а Христос - максимальный человек. Таким образом, человек, согласно Кузанскому, стягивает и сворачивает в себе природу мира, а Христос стягивает в себе человеческую природу. Таким образом, Христос в учении Кузанского оказывается тем пунктом, в котором мир вновь возвращается к Богу. В Богочеловеке максимум и минимум совпадают, а мир вновь оказывается свернутым в Бога.

Но, с другой стороны, в Христе мир еще не свернулся в Бога «до конца». Христос - это еще воплощенный Бог, а значит в нем Бог оказывается одновременно и самим собой, и миром, и единым, и многим, и максимумом, и минимумом. В результате Христос в трактовке Николая Кузанского интересен именно тем, что здесь перед нами то воплощенное всеобщее, которое впоследствии в диалектике Гегеля и Маркса будет именоваться особенным. Именно в своей христологии диалектик Кузанский оказывается на подступах к категории особенного. Ведь особенное - это как раз то единичное, которое выражает собой всеобщее.

Итак, в пантеизме Кузанского, как и во всем возрожденческом пантеизме, своеобразно проявился гуманизм эпохи. Ведь в пантеистической картине мира меняется положение человека в мире. Если в традиционной христианской картине человек был существом земным в противоположность Богу, который обитал «на небе», то теперь получается, что неба, собственно, нет, или оно всюду. А потому нет и дистанции между Богом и Человеком. Человек таким образом наиболее полно воплощает в себе божественную сущность, или, что в данном случае одно и то же, сущность мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия эпохи Возрождения  представляет собой достаточно пеструю  картину, набор разнообразных философских  школ, часто несовместимых друг с  другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.

Если говорить о представителях этой эпохи, то деятели Возрождения, обычно упоминаемые как представители  гуманизма, почти всегда являются последовательными  платониками, однако с либерально - индивидуалистическими и свободомыслящими выводами для науки, морали и общественно-политической теории, часто с антицерковными взглядами, но с выдвижением на первый план простоты первоначального христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003

 

  1. Канке В. А. Основы философии Издательство «Логос» 2003г.

  1. Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П.Кохановский.- 6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

 

  1. Стивенсон Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.

 

  1. Смородинский Я.Николай Коперник.// Научно - популярный физико - математический журнал «Квант», 1973, №2. Электронная версия: http://kvant.mirror1.mccme.ru/1973/02/nikolaj_kopernik.htm

 

  1. Смирнов. А. В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: Два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока М., 1993./ Электронная версия: http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/texts/nkia.htm

 

  1. Фролов И.Т. Введение в философию.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2003.- С. 315-316.

 

  1. Чесноков Г. Д. От средневековой схоластики к "естественной философии" Нового времени // Социально-гуманитарные знания.- 2008.- № 4

 

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004

 

  1.  http://www.filosofa.net

Информация о работе Философия эпохи возрождения