Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:36, творческая работа
Изучая русскую философию конца XIX - начала XX в.в., невозможно обойти стороной философские учения Владимира Сергеевича Соловьева - это один из самых выдающихся ее представителей. Значительную роль и влияние на развитие мировой философии также оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Н. Бердяева, С.Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Введение 3
1.Философские взгляды В.Соловьева. 5
1.1.Учение о Богочеловестве и Всеединстве. 5
1.2.«Русская идея» - конкретное выражение принципа Всеединства. 7
2. «Смысл любви» в философии Соловьева. 9
Заключение 11
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский авиационный институт
(национальный
МАИ
Жуковский филиал «Стрела»
Эссе
по философии:
«Философские взгляды В.С.Соловьева»
Выполнил:
студентка группы СО-203Б
Комиссарова Екатерина Дмитриевна
Преподаватель:
Суродейкина Лидия Анатольевна
г. Жуковский -2014 год
Содержание:
Введение
1.Философские взгляды
В.Соловьева.
1.1.Учение о Богочеловестве
и Всеединстве.
1.2.«Русская идея»
- конкретное выражение принципа
Всеединства.
2. «Смысл любви» в
философии Соловьева.
Заключение
Список литературы
Введение
Изучая русскую философию конца XIX - начала XX в.в., невозможно обойти стороной философские учения Владимира Сергеевича Соловьева - это один из самых выдающихся ее представителей. Значительную роль и влияние на развитие мировой философии также оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Н. Бердяева, С.Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.
Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум.
На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.
Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.
Он родился в Москве 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род Соловьева еще в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестянства, но затем перешел в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжал линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом. Со стороны матери Поликсены Владимировны Соловьев имел в числе своих предков замечательного мыслителя XVIII в. Г.С.Сковороду.
Необычайно одаренная натура Соловьева и его постоянные и страстные поиски высших
3
истин сказались уже в ранние годы его жизни:он очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Старший и младший Соловьевы были настроены либерально, об этом достаточно говорит, например, такой факт, как их возмущение по поводу известия в 1864 г. о ссылке Чернышевского на каторгу. 11-летний Владимир уже тогда счел это большой несправедливостью в отношении уважаемого писателя и философа. Факт этот ярко свидетельствует о том, насколько ярко, глубоко и насколько давно, залегали корни соловьевского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды.
На историко-филологическом факультете он с большим рвением приступил к изучению чисто философских наук. Во время обучения он был углублен в создание собственных философских и богословских концепций, далеко отличающихся от преподаваемых. Несмотря на обширные философские знании и редкую научную выучку, Соловьев чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно. На этих свободных от казенных форм путях
деятельности Соловьев целиком отдается написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями.
Соловьев был экспансивный, восторженный, порывистый и, как мы сказали выше, живал большей частью в имениях своих друзей или за границей. Летом 1900 г. он принужден был приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Соловьева, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма.
4
1. Философские взгляды В.Соловьева.
Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Духовные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни (“История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895).
Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.
По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов. Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.
1.1.Учение
о Богочеловестве и
Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве направлено на истолкование истории человечества и общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и
5
универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".[4,стр 32]
Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и воплощение.
То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта).
Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает торжество царства Божия,
так называемое «всеобщее воскрешение и восстановление всех».
Человек выступает определенной связью между божественным и природным миром силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении
Добру – чистому, всестороннему и всесильному».[2,стр.17] Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.
Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра. В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная личность, а личность – сжатое общество».[2,стр.65]
6
1.2.«Русская идея» - конкретное выражение принципа Всеединства.
«Нравственная обязанность настоящего патриота —
служить народу в человечестве и человечеству в народе»
В.С.Соловьев
Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке проблемы, которую с тех пор
принято обобщенно обозначать словосочетанием «русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа Всеединства. Соловьев считал, что каждая нация,
объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести свою
идею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского
начала и во благо христианского мира».
В чем же состоит, по Соловьеву, «русская идея», или историческая миссия России? Конечно, она должна быть связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей. Соловьев полагает, что следует использовать мощь российского государства не для узконациональных целей, а во благо христианского человечества. Россия как крупнейшее государство должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. В этом и состоит «русская идея»: «Христианская Россия... должна подчинить власть государства... авторитету Вселенской Церкви и отвести подобающее место общественной свободе... Русская империя, отъединенная в своем абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн. Русская империя, пожелавшая служить Вселенской церкви и делу общественной организации...внесет в семейство народов мир и благословение».[3,стр.15]