Философское понимание человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 19:23, реферат

Краткое описание

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Философское понимание человека………………………………………..…4
Заключение…………………………………………………….………….....16
Библиографический список…………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в нее, хотя уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория и заложены основы его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.

Становление личности происходит при восприятий опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что называют социализацией.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.

Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в своих устремлениях, уже деградирующая, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться на достигнутом уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные навыки. Если же он вследствие хронического - алкоголизма, наркомании, тяжелых заболевании центральном нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может «умереть» в живом организме (индивиде).

Социальная типология личности весьма разнообразна. Основанием выделения социальных типов могут быть: доминирующие виды деятельности, социальная структура и социальная стратификация общества, социальные статусы и роли, выполняемые социальные функции и др.

По признаку доминирования видов деятельности, которые оказываются основным способом существования, реализации и воспроизводства социальных сущностных сил человека, можно выделить следующие социальные типы личности:

а) тип деятелей, или « деятельный >> тип личности, Homo faber. Это люди, для которых главное активное действие, изменение мира и других людей. Им присущи практический склад ума и практический стиль жизни. Данный тип наиболее ярко стал проявлять себя с развитием капитализма, предпринимательства, когда особенно понадобились такие качества, как инициативность, предприимчивость, способность к риску и индивидуальная ответственность;

б) тип мыслителей. Это люди, которые видят свое предназначение в том, чтобы исследовать, размышлять, добывать истину. Он сложился уже в глубокой древности и получает особое развитие в эпоху научно-технической революции и глобальной компьютеризации. Еще древнегреческий философ, математик, религиозно-нравственный реформатор Пифагор (2-я пол. VI в. - нач. V в. до и. э.) говорил, что иные приходят в мир, чтобы состязаться, иные - торговать, а самые счастливые смотреть и размышлять. Поэтому для одних главное - слава и нажива, для других - только истина;

в) художественный тип, или люди чувств и эмоций. Это люди, остро чувствующие социальные болезни общества, изменения в менталитете, социальной психологии людей. К ним относятся прежде всего деятели искусства, литературы, художники.

Социальная типология личности возможна на основе социальной структуры общества. Каждый класс, социальная группа, сословие формирует из индивида тип личности с особым набором социальных качеств, социальных функций, образом жизни и мыслей: крестьянина, рабочего, дворянина, городского или сельского жителя и т. д.

Разумеется, социальный тип личности это обобщенная целостная характеристика, создаваемая теоретической мыслью. Тем не менее он реален, объективно существует как общее, представленное через единичное. Он включает набор социальных функций, видов деятельности, являющихся личными для образа жизни такого типа личности, которые складываются в его эмпирическом мире повседневности.

Выделяют определенные типы личности, отражающие особенности культуры и цивилизации Запада и Востока. Так, европейский тип, несущий идеал культуры Запада, отличают прагматичность, рационализм, стремление к достижению личного успеха. Восточному типу (например, жителю Индии) свойственны созерцательность, внутренняя сосредоточенность на своем «я» и т. д.

Называются также исторические типы личностей, связанные с доминирующими тенденциями развития культуры и цивилизации того времени: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т. д.

Наконец, различные нации, особенно моноэтнические, сплоченные, выработали свои идеал личности, свой национальный тип, который иногда называют национальным характером. Так, для японца считается нормативным тип по ведения, подчиненный совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, хозяину, друзьям, самому себе и т. п. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью.

Существующие мировые религии так же сформировали различные типы личностей: христианский идеал личности, исламскую модель личности, тип личности, воспитанный в духе буддийской традиции.

Свобода - одна из важнейших категории социальном философии, характеризующих диапазон возможностей человека действовать в соответствии с желаниями, намерениями, интересами. Она может быть внутренней и внешней. Внутренняя свобода это свобода в сознании, в мыслях, психологии, свобода совести. Под этим подразумеваются: высокий уровень духовных устремлений («свобода духа»), свободное, раскрепощенное мышление («полет мысли»), право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (верить в бога или не верить), экзистенциалистская абсолютная свобода каждого человека решать для себя фундаментальный вопрос философии: «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить...», говоря словами французского философа и писателя Л. Камю (1913 - 1960)10.

Внешняя свобода связала с объективными возможностями общества реализовать устремления, замыслы, ценностные ориентации личности. Речь идет прежде всего об экономической свободе (выборе видов профессиональной деятельности, степени свободы от эксплуатации, мере свободы принятия экономических решении, уровне материального благосостояния и материальной зависимости личности и т.д.). Следующий аспект возможностей общества степень политической свободы, утверждение принципов правового государства. Это такой набор гражданских прав, свобод и обязанностей, которые обеспечивают наиболее полное волеизъявление народа, каждого члена общества по поводу национально-государственного устройства, безопасность личности, свободу передвижений и места жительства и т. д.

Идеологическая свобода предполагает выбор мировоззрения, идеологических ценностей, плюрализм мнений, свободу слова. Без этого немыслимы развитие демократии, реализация и развитие творческих потенции личности. Мировой опыт социальной жизни свидетельствует, что различие взглядов, диалог концептуальных позиции стимулируют конек наиболее эффективных решений стоящих перед обществом проблем.

Но, как известно, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода для одного оборачивается несвободой для другого или может стать произволом. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, они лишь обладают известной возможностью предпочитать цели и средства их достижения. Поэтому свобода деятельности человека опирается на «познание необходимости», т. е. объективных законов природы и общественного развития, и заключается в возможности выбора, способности принимать решения со знанием дела.

Свобода органически, неразрывно связана с ответственностью. Как утверждал французский писатель, философ-экзистенциалист Ж. П. Сартр (1905 - 1980), человек ответствен не только за свою индивидуальность: он отвечает за всех людей. «Человек — это тренога», - отмечал он. «Принимая решение, он не может не испытывать какого - то чувства тревоги... А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает... не может избежать чувства полной и глубокой ответственности»11.

Ответственность также может быть внутренней и внешней. Внешняя ответственность - это совокупность требований, которые и предъявляются к личности со стороны семьи, коллектива, социальной группы, общества. Различают юридический, административный, моральный и другие ее виды. Воспринятые человеком как свои, личные, они становятся внутренними мотивами его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть.

Ответственность сущностная характеристика человека как сознательного субъекта. Только ответственный человек может свободно выбирать. Как субъект общественных отношении полностью и безоговорочно ответствен перед собой, обществом, последующими поколениями за то, как жил, что успел и не успел сделать, что оставил после себя потомкам.

 

 

Заключение

 

 

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

 

Библиографический список

 

 

1. Фролов, И.Т. Введение в философию, учебное пособие для вузов. – М.: Изд. – во Проспект,1998г, - 819 с.


Информация о работе Философское понимание человека