Философское учение М. Шелера о духовных ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 03:04, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «ценность» – одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике.
Характеризуя ту или иную культуру, эпоху, социальную общность, говорят о свойственных им ценностях. Все это не случайно. Ценности являются сущностным основанием отношения человека как к природе, так и к обществу, поскольку они обуславливают целеполагание и выбор способов деятельности по достижению поставленной цели, направление социальной активности. «Человек есть существо оценивающее, – писал Н. А. Бердяев. – Определение ценностей и установка их иерархии есть… функция сознания» [2, с. 473].

Содержание

Введение.
Сущность и назначение духовных ценностей.
Структура духовных ценностей.
Философское учение М. Шелера о духовных ценностях.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос о том, являются ли ценности качествами или сущностями – отнюдь не формальный, ибо согласно давней философской традиции, сущности «первичнее» качеств, качества являются всегда качествами определенных вещей или сущностей, а сущности могут существовать самостоятельно.  С нашей точки зрения, М. Шелер понимал ценности все же как специфические сущности, поскольку не раз заявлял об их определенной автономности, не зависимости от вещей, что особенно характерно для раннего его периода творчества. Да и феноменологический анализ, открывающий за вещами и благами ценности, по природе своей направлен на открытие именно сущностей, - это второй вид познания, по классификации М. Шелера. Из понимания ценностей как сущностей следует их определенная автономность. 

По М. Шелеру, ценности обладают свойством априорности.  М. Шелер определяет «apriori» как «самоданное» в непосредственном созерцании положение, при воздержании от всех утверждений о субъекте и предмете этих созерцаний [11, с. 266].   Сущности и их связи, к которым относятся и ценности с их связями, по М. Шелеру, «даны» «до» всякого опыта» (такого рода), «даны априори», а предложения, которые находят в них исполнение, apriori  «истинны».

 Априорное по М. Шелеру связано не только с формами, но и с материей, не только с разумом, но и с чувствами.  Если же брать ценности, то их априорность и проявляется в их определенной материальности и чувственности. Но все эти положения должны быть осмысленны феноменологически. И этика, и аксиология должны строиться на априорных фактах.  Такими априорными фактами являются данные до всякого опыта «сущности»  и их связи, к которым относятся и ценности с их связями.  И эти факты не являются произвольными конструкциями, они даны в феноменологическом опыте «непосредственно», т.е. без опосредования через символы, знаки, указания какого-либо рода.

Априорные ценности, порядок ценностей не зависит от субъекта, и в том смысле, что субъект не является их предпосылкой.  И это справедливо для этики.  «И здесь Я (в любом случае) есть лишь носитель ценностей, а не предпосылка ценностей, - заявляет М. Шелер, - не «оценивающий» субъект, благодаря которому будто бы впервые появляются или же впервые становятся постижимыми ценности» [11, с. 296].  Это не значит, что субъект не играет никакой роли в существовании ценностей, например, моральных ценностей в жизни общества.  Со временем М. Шелер будет уделять этому вопросу все больше внимания, но и на первом этапе своего творчества он отмечал, что некоторое априорное будет общезначимым только для тех субъектов, «которые могут иметь это усмотрение».

В этом смысле ценности можно охарактеризовать как интенциональные. Интенциональность ценностей проявляется в их связи с определенной материей, как с их определенным материальным носителем. Иногда говорят об аксиологическом законе М. Шелера, указывающего на определенную связь ценности и ее материи, в качестве которой могут выступить: 1) предметы, 2) чувственные и иные акты восприятия, и существующие между ними связи, 3) сущностные связи между сущностями актов и предметов [6, с. 302].

Другая черта ценностей, которая у М. Шелера также связывается с их априорностью – это определенная автономность ценностей по отношению к историческому пространству и времени.

М. Шелер в своей аксиологии особое внимание уделил процессу познания, «усмотрения» ценностей. Всякое ценностное apriori обнаруживается «усматривается», прежде всего, в таком познании, «которое выстраивается в чувствовании, в предпочтении, в конечном счете – в любви и ненависти». Через живой чувственный контакт с миром, в предпочтении и в пренебрежении, в любви и ненависти открываются ценности и их порядки. Любовь и ненависть предстают у М. Шелера и как наиболее общие формы предпочтения и пренебрежения, уже поэтому они особо выделяются. Предпочтение и пренебрежение необходимые, основополагающие формы познания ценностей, их чувствования, ибо только так может быть осознанна объективная и априорная иерархия ценностей. Эта иерархия никак не может быть дедуцирована, по М. Шелеру, а постигнута каждый раз заново в акте предпочтения или пренебрежения.

М. Шелер не сомневался в способности человека неким образом познать трансцендентный мир ценностей. Его позиция в первый период творчества совершенна чужда какого-либо агностицизма.

Для Шелера чувственное познание особенно важно в связи с его феноменологической установкой. Ведь чувствование ценностей, как чувствование трансцендентных сущностей вещей, это особое познание, которое позволяет постигнуть сущность через переживание одного феномена, одного факта, когда нет необходимости в повторении фактов, что важно для индукции. Здесь нет необходимости и в логических доказательствах как при дедукции. Поэтому для феноменологии, по М. Шелеру, не столь уж важна истина, более значима самоданность. «Самоданность и очевидность (у-смотрение) суть, тем самым идеалы познания, которые предшествуют истине и ложности» [12, с. 201].

Только у него самого подобную роль играет «самоданность». Поэтому возможна ситуация, когда только одному субъекту открывается некая ценность, и только он может быть прав. Но как все же избежать субъективизма, субъективных ошибок и при познании ценностей, и при феноменологическом постижении мира вообще? М. Шелер не дает убедительного ответа на подобные вопросы, которые возникают у сомневающихся или отрицающих в принципе феноменологический метод познания. Думается, что ценностная сущность вещи может открыться, действительно, первоначально в чувстве только одному человеку и в одном факте. Ведь в единичном случае того или иного феномена также проявляется его сущность. И почему мы не можем открыть ее по данному конкретному, хотя бы и единичному, факту, отсекая все несущественное, случайное? Думается, можем. Надо только разработать соответствующую методологию, чем и занимается феноменология.

Однако субъективизм, ошибки здесь возможны. И сложность видится еще в том, что объекты имеют много сущностей, они входят в различные трансцендентные порядки действительности. Свойства объектов по-разному проявляются в разных системах, куда входят данные объекты. И чтобы выделить нужные сущности и свойства, важен и иной, не только феноменологический, опыт, важна и индукция, и дедукция, и другие методы познания, которые в «свернутом виде» могут предстать в акте постижения ценностей. Для обоснования истинности своих утверждений любому аксиологу также важны иные, независимые от него, свидетельства, опытные подтверждения или опровержения. Поэтому феноменологический метод познания может и должен быть использован, но не вместо иных методов и форм познания, а в совокупности с ними. Здесь действует принцип дополнительности.

Мы отметили лишь некоторые аспекты феноменологической аксиологии М. Шелера, которую он развивал в первый период своего творчества. Поздний М. Шелер уже не анализировал сами ценности. Его аксиологические исследования продолжили другие, в частности, Н. Гартман, и с других оснований. Но феноменологический подход к ценностям, примененный М. Шелером, сохранится в аксиологии.

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Таким образом, духовные ценности - это ценности, передаваемые человеку посредством различных культурных источников и формирующие мировоззрение, принципы, а следовательно, и моральную, нравственную сторону личности каждого человека.

Наличие духовных ценностей характеризует внутреннее богатство, степень развитости самого человека. Духовные ценности могут существовать, сохраняться и передаваться главным образом в материальной форме, - в виде книг, картин и др. произведений искусства и т.п. С помощью них формируется личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации.

С помощью транслирования духовных ценностей человечеству открывается доступ к знаниям, умениям, навыкам, художественным моделям мира, идей и т.д., это также подразумевает передачу всех знаний в виде ценностей от человека к человеку, от поколения к поколению.

По мнению Шелера, объективны не только ценности, но и определенный порядок между ними, существует объективная логика ценностей, открытие которой составляет одну из важнейших целей аксиологии, в том числе аксиологической этики. 

Само существование общечеловеческих моральных ценностей и принципов является подтверждением данной концепции. 

 

6. Список использованной литературы

 

1.       Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М., 1997.

  1. Гуревич П. С. Философия культуры. - М., 2004.
  2. Канке В.А. Основы философии. - М., 2007.
  3. Культурология. XX век: Антология: аксиология или философское исследование природы ценностей. - М., 1996.
  4. Лосский Н.  Ценность и бытие // Н. Лосский.  Бог и мировое зло. – М., 1994.
  5. Матвеев П. Е. Моральные ценности. – Владимир, 2004.
  6. Радугин А. А. Культурология. – М., 2006.
  7. Радугин А. А. Философия. - М., 2007.
  8. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. -  М., 2008.
  9. Философский словарь / Под ред.  М. М. Розенталя – М., 2002.
  10. Шелер М.  Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер. Избранные произведения. – М., 1994.
  11. Шелер М. Феноменология и теория познания // М. Шелер. Избранные произведения. – М., 1994.

 


Информация о работе Философское учение М. Шелера о духовных ценностях