Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:46, реферат
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества.
Введение
Характеристика формационного подхода.
Характеристика цивилизационного подхода.
Сравнение подходов.
Заключение.
Список литературы.
Реферат
«Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития (сравнительная характеристика) »
Введение
Заключение.
Список литературы.
Введение
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.
На сегодняшний день
определились два
Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
Материалистическое трактование истории основывается на формационном подходе. В учении Маркса главную позицию при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории занимает понятие общественно-экономические формации. По мнению Маркса, если общество поступательно развивается, то оно должно проходить определенные этапы. Данные этапы немецкий мыслитель назвал “общественно-экономические формации”. Это понятие Маркс позаимствовал из знакомого ему естествознания. В географии, геологии, биологии этим понятием обозначены конкретные структуры, связанные одним условием образования, похожим составом, взаимозависимостью элементов. Впервые в контексте философии истории термин „формация» в его категориальном значении был употреблен К. Марксом в книге „Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, К. Маркс обращал внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы восходящей буржуазии. Вначале эти идеи рядились буржуазными идеологами в форму, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма. Но так было лишь до утверждения буржуазных отношений. Как только „новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина…».
Общественно-экономическая
формация – это исторический тип общества,
основанный на определённом способе производства.
Способ производства включает в себя производительные
силы и производственные отношения. К
производительным силам относятся средства
производства и люди с их знаниями и практическим
опытом в сфере экономики. Средства производства,
в свою очередь, включают в себя предметы
труда (то, что обрабатывается в процессе
труда – земля, сырьё, материалы) и средства
труда (то, с помощью чего обрабатываются
предметы труда – инструменты, оборудование,
техника, производственные помещения).
Производственные отношения – это отношения,
которые возникают в процессе производства
и зависят от формы собственности на средства
производства. В чём же выражается
зависимость производственных отношений
от формы собственности на средства производства?
Возьмём для примера первобытное общество.
Средства производства там являлись общей
собственностью, поэтому и трудились все
сообща, а результаты труда принадлежали
всем и распределялись поровну. Напротив,
в капиталистическом обществе средства
производства (земля, предприятия) находятся
в собственности частных лиц - капиталистов,
поэтому и производственные отношения
другие. Капиталист нанимает рабочих.
Они производят продукцию, но распоряжается
ею тот самый владелец средств производства.
Рабочие только получают зарплату за свой
труд. Как же идёт развитие общества
согласно формационному подходу? Дело
в том, что существует закономерность:
производительные силы развиваются быстрее,
чем производственные отношения. Совершенствуются
средства труда, знания и навыки человека,
занятого в производстве. Со временем
возникает противоречие: старые производственные
отношения начинают сдерживать развитие
новых производительных сил. Для того
чтобы производительные силы имели возможность
развиваться дальше, необходима замена
старых производственных отношений новыми.
Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая
формация.
Например, при феодальной общественно-экономической
формации (феодализме) производственные
отношения следующие. Основное средство
производство – земля – принадлежит феодалу.
Крестьяне за пользование землёю выполняют
повинности. Кроме того, они лично зависят
от феодала, а в ряде стран были прикреплены
к земле и не могли уйти от своего господина.
Тем временем общество развивается. Совершенствуется
техника, зарождается промышленность.
Однако развитие промышленности сдерживается
практически отсутствием свободных рабочих
рук (крестьяне зависят от феодала и не
могут уйти от него). Низка покупательная
способность населения (в основном население
состоит из крестьян, у которых нет денег
и соответственно возможности приобретать
различные товары), а значит, нет большого
смысла увеличивать промышленное производство.
Получается, что для развития промышленности
необходимо заменить старые производственные
отношения новыми. Крестьяне должны стать
свободными. Тогда у них появится возможность
выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным
трудом или, например, в случае разорения,
наняться на работу на промышленное предприятие.
Земля должна стать частной собственностью
крестьян. Это позволит им распоряжаться
результатами своего труда, продавать
произведённую продукцию, а на полученные
деньги приобретать промышленные товары.
Производственные отношения, при которых
существует частная собственность на
средства производства и результаты труда,
используется наёмный труд – это уже капиталистические
производственные отношения. Они могут
установиться либо в ходе реформ, либо
в результате революции. Так на смену феодальной
приходит капиталистическая общественно-экономическая
формация (капитализм).
Родовым по отношению к категории общественной формации выступает понятие человеческого общества как обособившейся от природы и исторически развивающейся жизнедеятельности людей. В любом случае общественная формация представляет исторически определенную ступень развития человеческого общества, исторического процесса.
Базовыми звеньями
формационного развития
К. Маркс предполагал несколько этапов развития общества:
-Первобытнообщинная
-Рабовладельческая
-Феодальная
-Капиталистическая
-Коммунистическая
Благодаря
социальной революции происходит переход
от одной обшественно-
Противопоставить формационному подходу можно цивилизационный подход к изучению истории. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков. В российской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города. На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой. Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др. Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей. Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.