Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:32, реферат
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя - относят к тому периоду человеческого существования (предположительно его можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.
Введение.
Причины возникновения и становления философии Востока.
Становление Древнеиндийской философии.
Формирование Древнекитайской философии.
Заключение.
«взаимность» (шу) - забота
о людях,
«золотая середина» (чжун юн) - середина
в поведении людей между крайностями,
«человеколюбие» - его основа – жэнъ (почтительность
и уважение).
Также Конфуций разработал концепцию
«благородного мужа» (цзюнь-цзы – нравственно
совершенного человека), который противопоставлялся
«низкому человеку» (сяо-жэнь).
Таким образом, управление в обществе
должно основываться на нравственном
воспитании и примере вышестоящих нижестоящим.
Если верхи следуют «дао», то народ не
ропщет. «Если государь должным образом
относится к родственникам, в народе процветает
человеколюбие. Если государь не забывает
о друзьях, в народе нет подлости».
Даосизм.
Основатель – Лао-цзы (букв.
«старый учитель») (VI в. до н.э.).
Основной труд – «Дао-дэ-цзин»
(«Книга о дао и дэ»).
«Дао дэ цзин» и Лао-цзы. «Дао дэ цзин»
(«Книга о дао и дэ») - выдающееся творение
древнекитайской философской мысли, главный
труд даосизма. В отличие от всех школ
древнекитайской философии даосизм серьезно
занимается вопросами объективной картины
мира в его абстрактно-философском категориальном
аспекте – проблемами бытия, небытия,
становления, единого, многого и т.п., делая
из этого выводы относительно человеческого
общества и человека в его системе.
Центральное место в даосизме занимают
проблема Дао
как сущности бытия и Дэ
как проявления Дао.
В даосизме Дао понимается прежде всего
как Великий Путь, которым следует Вселенная,
или как Космический Закон, согласно которому
идет возникновение, развитие и исчезновение
мира. Даосы говорили, что дао – это «мать
всех вещей», оно «кажется праотцом всех
вещей», оно – «глубочайшие врата рождения»,
его «можно считать матерью Поднебесной»,
«дао рождает». Мысль о том, что все сущее
находит в дао не только свой источник,
но и окончательное завершение, свой конец,
также выражена во многих формулировках.
Например, «в мире – большое разнообразие
вещей, но все они возвращаются к своему
началу»; или: «когда дао находится в мире,
все сущее вливается в него, подобно тому
как горные ручьи текут к рекам и морям».
Но одновременно Дао понимается как субстанция,
т.е. основа и носитель Космического Закона:
«дао – глубокая основа всех вещей», «внешний
вид – это цветок дао».
Даосы выделяли атрибуты Дао – вечность,
несотворенность и вездесущность: дао
«существует вечно, подобно нескончаемой
нити», «великое дао растекается повсюду».
Даосы полагали, что Дао первично по отношению
даже к богу, если бы такой мог существовать.
Нередко о Дао говорится как о живом существе,
например: «оно совершает подвиги, но славы
себе не желает. С любовью воспитывая все
существа, оно не считает себя их властелином...
Оно становится великим, потому что никогда
не считает себя таковым».
Лао-цзы учил, что дао присутствует во
всех вещах, а последние состоят из материальных
частиц ци («воздух», «эфир»). В то время,
когда еще не было «Неба и Земли», дао представляло
собой постоянно изменяющееся скопление
туманных и неопределенных частиц ци.
Из массы невидимых материальных частиц
этого ци образовался хаос. Благодаря
противоположным силам инь и ян хаос распадается
на две огромные массы: положительных
частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На
этих двух полюсах хаоса образовались
Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии
выделили соответствующие ци. Путем соединения
небесных и земных ци появилась жизнь,
человек, произошли все вещи на Земле.
Такова, исходя из учения дао, общая картина
возникновения мира.
Социально-этические взгляды Лао-цзы являются
логическим продолжением его философского
учения о дао и всесторонним обоснованием
так называемого принципа недеяния. Принцип
недеяния как высшая форма поведения (у
вэй) положен даосистами в основу их концепции
управления. Совершенный мудрый правитель
предоставляет всему идти своим естественным
путем - «дао». Он ни во что не вмешивается,
не мешает дао. Поэтому «лучший правитель
тот, о котором народ знает лишь то, что
он существует». По мнению древнекитайского
мудреца, все зло и несчастья в жизни народа
происходят из-за нарушений правителями
естественного закона дао в общественной
жизни. Социальный идеал даосов реакционен
в том смысле, что они связывали с культурой
отход от дао.
Заключение.
На Востоке религиозные представления
менее индивидуализированы, носят характер
общих представлений, что сближает их
с философскими построениями.
Восточная мысль более эмоционально-этична,
нежели рационально-логична. Восточные
мыслители не сомневались в наличии тесной
связи не только между природой и человеком,
но и между общественными явлениями и
человеческими поступками, с одной стороны,
и природными явлениями - с другой. Мыслители
Востока напрямую выводили порядок и спокойствие
в обществе из поступков людей согласно
естественным законам.
Древняя Индия, Древний Китай - являются
одними из самых больших очагов древней
цивилизации, где зарождалась философия.
При этом восточная религиозно-философская
мысль не обретала статус систематической
теоретической дисциплины, навязываемой
всем извне по определенному алгоритму.
Она была частью жизни и передавалась
от Учителя к ученику.
Список использованной литературы