Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:35, реферат
Современная наука развивается быстрыми темпами, в настоящее время каждые 10-15 лет объем научных знаний удваивается. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.
Введение3
1.Особенности научного познания4
2.Формы научного познания5
3.Методы научного познания4
Заключение14
Список литературы16
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.
Общенаучные методы эмпирического познания:
Научное наблюдение характеризуется
рядом особенностей:
-целенаправленность (наблюдение должно
вестись для решения поставленной задачи
исследования, а внимание наблюдателя
фиксироваться только на явлениях, связанных
с этой задачей);
-планомерность (наблюдение должно проводиться
строго по плану, составленного исходя
из задачи исследования);
-активностью (исследователь должен активно
искать, выделять нужные ему моменты в
наблюдаемом явлении, привлекая для этого
свои знания и опыт, использую различные
технические средства наблюдения);
Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта наблюдения. Это образует эмпирический базис науки.
Наблюдение как метод познания более и менее удовлетворяло потребности наук, находившихся на описательно-эмпирической ступени развития. Дальнейший прогресс научного познания был связан с переходом многих наук к следующей, более высокой ступени развития, на которой наблюдения дополнялись экспериментальными исследованиями, предполагающими целенаправленное воздействие на изучаемые объекты.
По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.
При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Такого рода наблюдения дали немало полезного в истории науки. Хоть непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т.е. проводиться с помощью тех или иных технических средств. Появление таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.
Развитие современного естествознания связано с повышением роли косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств человека, ни с помощью самых совершенных приборов. То, что ученые наблюдают в процессе эмпирических исследований в атомной физике, - это не сами микрообъекты, а только результаты их воздействия на определенные объекты, являющиеся техническими средствами исследования.
Можно сказать, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире.
Эксперимент обладает рядом
важных, присущих только ему особенностей:
-эксперимент позволяем изучать объект
в «очищенном» виде. Т.е. устранять всякого
рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие
процесс исследования;
-в ходе эксперимента
объект может быть поставлен
в некоторые искусственные,
-экспериментатор может
вмешаться в эксперимент,
-важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость.
Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий:
-никогда не ставить наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;
-не делается «в слепую»,
он всегда базируется на каких-
-не проводиться беспланово, хаотично;
-требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;
-должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.
В зависимости от решаемых
проблем эксперименты подразделяют
на исследовательские и
Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Проверочные служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.
Исходя из методов проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. Вторые направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.
Достигнутые успехи в теоретической разработке и практическом применении планирования эксперимента в научных исследованиях привели к появлению новой дисциплины – математической теории эксперимента. Эта теория направлена на решение задачи получения достоверного результата экспериментального исследования с минимальными затратами труда, времени и средств.
Заключение
Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи.
Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая.
Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная факто-фиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.
Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Список литературы