Формы и средства научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Научный факт. Идея, принципы, закон.

Научная проблема. Гипотеза и теория.

Роль моделей в научном познании и практической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 33.32 Кб (Скачать файл)

Эти компоненты играют неодинаковую роль в разных видах научной теории: в одних преобладают эмпирические факты, в других — абстракции; различаются  они построения. Так называемые описательные, или эмпирические теории, исследуют  конкретные факты, описывают и систематизируют  их, ограничиваясь, как правило, объяснением  этих фактов на уровне явлений, не проникая в их сущность. Эти теории характерны для ранней стадии развития опытных  наук (эпоха Возрождения, Новое время). На современном уровне научных знаний это теории (главным образом гуманитарных наук), использующие преимущественно  эмпирические методы и средства естественного  языка. Дедуктивные теории строятся с помощью аксиоматического метода: из исходных положений, принимаемых  без доказательств (аксиом), в соответствии с логическими правилами выводятся  следствия, которые вместе с аксиомами  составляют содержание теории. Так  построена, например, геометрия Евклида. В этих теориях преобладают теоретическая  база и теоретические методы познания, они строятся в искусственных, формализованных  системах. Это математические теории, символическая логика, структурная лингвистика и др.

Для построения теории сложных  развивающихся объектов эффективным  методом является восхождение от абстрактного к конкретному. Воспроизводя в сокращенном виде весь процесс  исследования, «восхождение» синтезирует  все его стороны, выраженные в  научных абстракциях, представляя  объект как единство многообразного во всей его полноте и конкретности.

Отметим требования, которые  предъявляются и научной теории. К ним относятся:

1) адекватность своему  объекту;

2) максимально возможная  полнота описания данной предметной области;

3) внутренняя непротиворечивость  — согласованность с известными  и проверенными фактами, для  описания и объяснения которых  она выдвинута, согласованность  фактов с известными законами науки;

4) связь всех ее положений  и выводов, их логическое обоснование;

5) принципиальная проверяемость;

6) простота теории, т.е.  способность объяснить все известные  факты из одного исходного положения.

Теория не остается неизменной. Развитие научного знания ставит новые проблемы, разработка которых ведет к открытию законов, проникновению в более глубокую сущность явлений, обобщению и интерпретации полученных результатов и, следовательно, к развитию или смене теорий. Однако возникновение новой теории не означает полного разрыва со старой теорией, между ними существует связь. История науки подтверждает, что объективно истинное знание, содержащееся в старой теории, включается в теорию, ее сменившую. Классическая механика, разработанная Галилеем и Ньютоном, не зачеркивается релятивистской механикой Эйнштейна, а является частным случаем теории относительности; гелиоцентрическая теория Коперника, опровергнувшая теорию Птолемея, не отбросила содержащуюся в ней идею движения планет и Солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3. Роль моделей в научном познании и практической деятельности.

 

         Научное познание появилось и сформировалось в тесной связи с практической деятельностью людей, и по мере приближения к нашему времени играла все возрастающую роль в жизни общества.

Модели отыгрывают важную функцию  в научном познании людей и в практической деятельности.

Целью научного познания является получение объективных знаний о  реальности. В результате научного познания, которое происходит с помощью моделей, появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью. Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств, с большой вероятностью обеспечивающих успех. Причем методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология наука. Помимо общенаучных методов и средств, конкретные науки применяю свои, диктуемые природой их объектов, методы. Более подробно на этом мы остановимся ниже.

Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые  свойства объектов, а также отношения  между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов  и закономерных связей, которые не могут быть установлены в ходе повседневной деятельности на уровне здравого рассудка.

Субъектом научного познания выступает ученый, человек, который  по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии  заниматься наукой. История науки  свидетельствует о том, что индивидуальное творчество первых ученых постепенно сменяется совместной работой творческих коллективов и научных сообществ.  
Обобщая приведенные выше признаки научного познания можно дать такое его определение.

Рассмотрим метод моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Таким образом, сущность моделирования  как метода познания заключается  в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения.

Модели используются как в научном  познании мира, так и в практической деятельности. Тут специфика модели заключается в способности отображения определенных отношений каких-либо сторон прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при  котором исследование ведется  на модели, воспроизводящей определенные  геометрические, физические, динамические  или функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при  котором в качестве моделей  выступают схемы, чертежи, формулы.  Важнейшим видом такого моделирования  является математическое моделирование,  производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при  котором вместо знаковых моделей  используются мысленно-наглядные  представления этих знаков и  операций с ними.

В последнее время широкое распространение  получил модельный эксперимент  с использованием компьютеров, которые  являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком  случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Таким образом, создавая модели в научном  познании, люди избегают многих ошибок в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

    1. Алексеев П.В., Панин А.В.. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с.
    2. Новейший философский словарь.  Под ред. А.А.Грицанова. Научное издание. – Минск, 1999. – 880 с.
    3. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.Н. Садовского. – М.: Республика, 2004. – 447 с.
    4. Спиркин А.Г. Философия : Учебник: 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 736 с.
    5. Стёпин В.С. Становление научной теории. Мн., 1976. – 240 с.

 


Информация о работе Формы и средства научного исследования