Формы чувственного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Утверждение нового стиля мышления в решении теоретических проблем науки – это одна из важнейших задач, которые возникают в процессе научного познания.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4 стр.
Понятие чувственного познания………………………………......5 стр.
Формы чувственного познания.…………………………………...7 стр.

Заключение………………………………………………………………....12 стр.

Список литературы………………………………………………………...13 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы чувственного познания.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

      Имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности». Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром), предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

      При этом, однако, не следует забывать, что  ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию.

      Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания – в восприятии.

      Восприятие  – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

      Восприятия  человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

      На  основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

      Вместе  с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

      Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т.е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

      Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному. 
 

     Заключение 

      Роль  чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого  познания весьма значительна:

      - органы чувств являются единственным  каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;

      - без органов чувств человек  не способен вообще ни к  познанию, ни к мышлению;

      - потеря части органов чувств  затрудняет, осложняет познание, но  не перекрывает его возможности  (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

      - рациональное базируется на анализе  того материала, который дают нам органы чувств;

      - регулирование предметной деятельности  осуществляется прежде всего  с помощью информации, получаемой  органами чувств;

      - органы чувств дают тот минимум  первичной информации, который оказывается  необходимым, чтобы многосторонне  познать объекты, чтобы развивать научное знание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

1. Алексеев  П.В, Панин А.В. Философия - М.:Проспект, 2000;

2. Лешкевич  Т.Г. Философия науки: традиции  и новации - М.:ПРИОР, 2001;

3. Спиркин  А.Г. Основы философии - М.:Политиздат, 1988;

4. Кохановский  В.П. Философия - Ростов-н/Д.:Феникс, 2000;

5. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.  Философия для технических вузов  - Ростов н/Д.:Феникс, 2001;

6. Агофонов В.П,  Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия  - М.: МСХА,  2000;

7. Фролов  И.Т. Введение в философию - М.:Политиздат, 1989;

8. Рузавин Г.И.  Методология научного исследования - М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999;

9. Канке В.А.  Основные философские направления  и концепции науки. Итоги ХХ  столетия - М.:Логос, 2000.

Информация о работе Формы чувственного познания