Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры 1793-1794 гг.
Введение
1. 1. Французские философы-просветители XVIII века
1.1 Шарль Луи Монтескье
1.2 Франсуа Мари Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
1.3 Жан-Жак Руссо
2. Французский материализм XVIII века
2.1 Учение о природе и познании
2.2 Учение о человеке и обществе
Заключение
Литература
План:
Введение
1. 1. Французские философы-просветители XVIII ве
1.1 Шарль Луи Монтескье
1.2 Франсуа Мари Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
1.3 Жан-Жак Руссо
2. Французский материализм XVIII века
2.1 Учение о природе и познании
2.2 Учение о человеке и обществе
Заключение
Литература
Введение
В XVIII веке развитие философской
мысли во Франции осуществлялось
под эгидой просвещения. Практически
все французские философы этого
столетия были просветителями. Идейными
оппонентами просветителей
Просвещение как широкое
культурно-идеологическое движение общественной
мысли впервые оформилось именно
во Франции, где его основные черты
выразились с классической точностью,
последовательностью и
В социально-классовом отношении
французское Просвещение
Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж.Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием.
Философским основанием французского
Просвещения было материалистическое
понимание природы и места
человека в ней, противопоставление
теологии и идеалистической метафизике.
Вольтер в начале своей деятельности
и Монтескье опирались на материалистические
идеи декартовского учения о природе
и неоэпикуризма Гассенди. С середины
30-х годов внимание французских философов
начало привлекать распространявшаяся
в списках рукопись Завещание Мелье, где
он в конце 20-х годов выдвинул цельное
материалистическое понимание природы,
опирающееся как в онтологическом, так
и в гносеологическом плане на картезианство
и спинозизм. Вследствие абстрактно-логической
аргументации и отсутствия естественнонаучного
обоснования материализм Мелье не был
достаточно сильным оппонентом деизма,
хотя и мог стимулировать дальнейшие усилия
философской мысли в деле создания последовательно
материального миропонимания, соответствующего
гносеологическо-
К числу важнейших достижений
Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха следует
отнести тот факт. что эти мыслители начали
преодолевать такую существующую ограниченность
предшествующих форм новоевропейского
материализма, как механицизм и полностью
освободились от другой серьезнейшей
ограниченности последних метафизическо-
Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, в большей мере определяющих содержание просветительской мысли, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности. В завершающих произведениях каждого из великих просветителей заметны плодотворные перспективы дальнейшего продвижения философской мысли, постановка новых проблем, ждущих своего разрешения, указания на пробелы в знаниях, которые надлежит заполнить в ходе будущих исследований.
1. Французские
философы-просветители XVIII ве
1.1 Шарль Луи Монтескье
Одним из первых по времени
деятелей французского Просвещения
был Шарль Монтескье. Уже его
«Персидские письма» (1721) и «Рассуждения
о причинах величия и падения
римлян» (1734) с восторгом читались
и перечитывались современниками. Его
«Дух законов» (1748) поставил Монтескье
в ряд крупнейших политических и
юридических умов не только Франции,
но и всего мира. В «Рассуждениях»
Монтескье идеализирует римский
стоицизм. Понятие стоической доблести
сочетается у Монтескье с идеалами
старинного римского республиканизма,
противоположного деспотизму власти императоров.
За восхвалением консервативной суровой
доблести римских землевладельческих
родов проглядывает явное осуждение
Монтескье французского абсолютизма,
измельчания и развращения
Исходные понятия «Духа
законов» отличаются рационализмом
и натурализмом. Таково понятие о
законах как о необходимых
отношениях, вытекающих из природы
вещей. Однако в детальной разработке
учения о законах общежития Монтескье
не связывает себя целиком натуралистическими
абстракциями. Его задача юридическая,
и решается она на широкой основе
сопоставлений политического
Сравнительный метод доставил
Монтескье материал ля обоснования
его взгляда на главнейшие типы государственного
устройства, на условия их процветания
и упадка. Способ изложения Монтескье
- дедукция. Из того или иного определенным
образом толкуемого им принципа - аристократической
республики, демократической республики,
монархии, деспотии - Монтескье выводит
наиболее целесообразные при данном
строе законы и нормы государственного
устройства, виды и пределы полномочий
властей и т.д. В это юридическое
исследование вторгается, однако, мощная
струя натуралистических
Во всех типах правления Монтескье исследует условия, при которых они выполняют свое назначение - обеспечивают личную свободу, и условия, при которых они вырождаются в деспотизм.
Основная гарантия свободы - учреждения, сдерживающие и ограничивающие произвол. В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть, т.е. любовь к республике, преданность каждого лица к общегосударственному делу.
Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права не «войну всех против всех», а мир.
Для общества, вышедшего из первоначального, «естественного» состояния, основным принципом международного права Монтескье считал закон, согласно которому народы должны в состоянии мира делать друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны - как можно меньше зла.
Уже в «Персидских письмах» Монтескье осмеял деспотические формы абсолютизма во Франции. В «Духе законов» деспотизм провозглашался типом власти, противоречащим природе человека. Бесправному и беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены гарантии строгой законности и личной безопасности. В учении о наказании он проводит твердое различие между действием и образом мыслей. Он настаивает на том, наказанию подлежит только совершенное человеком действие, а не мысли, расходящиеся с существующими верованиями или установлениями. Карать за образ мыслей - значить уничтожать всякие гарантии свободы. Жестокости и бессмысленности фанатизма Монтескье противопоставляет принцип полной веротерпимости. Он возвышает свой голос против отвратительной практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует запрещения рабовладения.
Монтескье явно идеализировал конструкционную монархию.
Эта идеализация, а также
развитая им теория деления властей
на власть законодательную, исполнительную
и судебную отмечены печатью исторической
обусловленности и
1.2 Франсуа Мари Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
Особенно большое влияние
на идейную жизнь Франции
Не будучи философом, создающим и основополагающие учения, он много сделал для философского просвещения общества. Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на «откровении», Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога, вытекает по Вольтеру, также из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны, Вольтер отверг атеизм - как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности. Он не был согласен с Бейлем и отрицал возможность государства, состоящего из добродетельных атеистов.
С вопросом о боге был связан модный в то время вопрос об оправдании царящего в мире зла и об ответственности бога за это зло. В знаменитом «Кандиде» Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии. Никакие софизмы философов и богословов не в силах оправдать существующее в мире зло и страдания ни в чем не повинных людей. Кто оправдает лиссабонское землетрясение 1755 г., когда в течение пяти минут погибли десятки тысяч людей, взрослых и младенцев? Лучше признать, что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима, чем изощряться в софизмах и оправдании бога, как это сделали Лейбниц и многие другие.
Влиянием локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению, у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции. Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию, а воспринимаем только психические явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души - значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим, чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом.
В том же духе локковского материалистического эмпиризма Вольтер решает вопрос и о свободе воле. Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.
В философии природы Вольтер
- верный последователь Ньютона. Именно
опираясь на физику Ньютона, он развил
мысль о всеобщей закономерности
природы, а также отстаивал преимущества
принципа причинной обусловленности
ее явлений перед принципом
В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.
В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципов, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.
Значительна роль Вольтера
в философии культуры и философии
истории. Здесь он резко выступил
против взглядов Паскаля и особенно
Руссо, противопоставившего
Информация о работе Французские философы-просветители XVIII века