Фрейдизм и сексуальная революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

Фрейдизм – психологическое и социологическое учение, названное так по имени его основателя – австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда. Для Фрейда характерно понимание психики человека как сложного комплекса сознательных актов и рационально (разумно) не объяснимых инстинктов, биологических побуждений, влечений импульсов, образующих царство бессознательного (Фрейд характеризует его как «естество человека», или «ОНО»). Его основу составляют прежде всего сексуальные инстинкты («либидо»), обусловливающие большинство психических действий человека.

Содержание

Фрейдизм………………………………………………………3
На чем держится фрейдизм…………………………………..4
Суть концепции сексуальной революции…………………...5
Зигмунд Фрейд и сексуальная революция…………………..7
Теории сексуальной революции……………………………..9
Заключение…………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Фрейдизм и сексуальная революция (реферат).doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. А.М. Горького

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Фрейдизм и сексуальная  революция 

                    Реферат

                    студентки Vкурса з/о

                    Булдаковой  О.А. 
                     
                     
                     
                     
                     

Екатеринбург 

2005г.

Содержание:

  1. Фрейдизм………………………………………………………3
  2. На чем держится фрейдизм…………………………………..4
  3. Суть концепции сексуальной революции…………………...5
  4. Зигмунд Фрейд и сексуальная революция…………………..7
  5. Теории сексуальной революции……………………………..9
  6. Заключение…………………………………………………...16
  7. Список использованной литературы……………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФРЕЙДИЗМ

       Фрейдизм  – психологическое и социологическое  учение, названное так по имени  его основателя – австрийского врача-психиатра  Зигмунда Фрейда. Для Фрейда характерно понимание психики человека как сложного комплекса сознательных актов и рационально (разумно) не объяснимых инстинктов, биологических побуждений, влечений импульсов, образующих царство бессознательного (Фрейд характеризует его как «естество человека», или «ОНО»). Его основу составляют прежде всего сексуальные инстинкты («либидо»), обусловливающие большинство психических действий человека.

       Бессознательное характеризуют два связанные  с инстинктами понятия: сублимация и комплекс. Комплекс – это относительно устойчивый механизм, существующий у всех людей и объясняющий все виды нарушения психики. Таков «комплекс Эдипа», означающий сочетание любви и привязанности с неприязнью и враждебностью: например, любовь и привязанность ребенка к матери и одновременно чувство ревности и неприязни к отцу (Эдип, как известно из мифологии, убил своего отца и женился на своей матери).

       Сублимация (дословно «подавление») есть превращение  энергии подавленных сексуальных  побуждений или импульсов в другие виды деятельности: политику, научное  и художественное творчество, религию и другое. Подавление, вытеснение инстинктов (напарвляемых в другое русло) осуществляется личностных началом в человеке («Я») под влиянием требований, например, моральных норм, стандартов («Сверх-Я»).

       Рассматривая  общественные явления, исторические события с точки зрения психоанализа, Фрейд пришел к выводу о решающем влиянии мира бессознательного на деятельность человека и общество. С этим связано фрейдистское учение о «массовой психологии», согласно которому все действия человека суть проявления стадного инстинкта. На основе этого положения некоторые сторонники Фрейдизма построили социальную философию «толпы» и «вождей», которые, умело воздействуя на инстинкты, могут направлять в любое русло энергию немыслящей, действующей по слепому инстинкту и поэтому легко поддающейся влиянию массы. Такой подход к проблемам социальной жизни давал большой простор для реакционных идей. Фрейдизм кладет в основу своего учения биологическое начало в человеке и весте с тем открывает человеческую психику как от объективного (социального) мира, так и от физиологических механизмов. Поэтому во Фрейдизме сочетается вульгарный материализм и субъективный идеализм.

       Современные сторонники фрейдизма – неофрейдисты (например, Э. Фромм) пытаются преодолеть чрезмерную биологизацию психики. Согласно Фромму, существуют не только общие для всех людей биологически обусловленные инстинкты, но и такие, которые имеют социальное происхождение. Однако сущность человека он понимает абстрактно-психологически, отрицая первенствующую роль материально-преобразующей деятельности людец, классового деления общества.  

НА  ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ФРЕЙДИЗМ

       Вся несложная модель психики Фрейда базируется на признании в качестве универсальной психической энергии  полового инстинкта. Если окажется, что  он не универсален, то развалится все здание фрейдизма. Но фрейдизм подкупает не только своей простотой. Он привлекает прежде всего тем, что “обезвреживает” мораль, обозвав ее социальным сверх-Я, которое якобы сформировано эдиповым комплексом.

       Еще в 1927 г. Л. С. Выготский писал:  “Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов: был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности в ряде деятельностей и форм, которые до того не относились к области эротических. Постепенно это частное открытие было перенесено на ряд соседних областей: на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию, овладело всей областью учения о неврозах. В борьбе дисциплин эта идея подчиняла себе самые отдаленные ветви психологии; было показано что с этой идеей в руках можно разрабатывать психологию искусства, этническую психологию. Но вместе с этим, психоанализ вышел за пределы психологии: сексуальность превратилась в метафизический принцип в ряду других метафизических идей, психоанализ — в мировоззрение, психология — в метапсихологию”.

       Став  мировоззрением (отнюдь не научным!), психоанализ  в современном мире практически  вытеснил все остальные типы мировоззрений. И не потому, что он — научно неопровержимый факт. Это произошло потому, что фрейдизм приоткрывает особое пространство мифа, которое по-своему, на уровне ощущений и обрывков опыта, даже не объясняя ничего вразумительно, попросту отвечает на запросы обывателя.

СУТЬ  КОНЦЕПЦИИ СЕКСУАЛЬНОЙ  РЕВОЛЮЦИИ

      Суть  концепции "Сексуальной революции" можно кратко выразить так: освободить сексуальные отношения в обществе от социального подавления, обусловленного проникновением в эту область  экономических интересов.

      Стоит отметить, что формальные словарные  определения не всегда верно передают суть сексуальной революции. Так, например, издание: "Современная западная социология: Словарь. - М., 1990." указывает (ссылаясь, кстати, на В.Райха), что "Сексуальная революция — процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений, связанный главным образом с молодежными бунтарскими и коммунитарно-эскапистскими движениями. Идея сексуальной  революции формировалась в рамках фрейдизма и приняла законченную форму во фрейдомарксизме, прежде всего у его основателя Райха, одна из основных работ которого носит название “Сексуальная революция”. Идеи сексуальной  революции получили развитие в концепциях Маркузе и некоторых других теориях фрейдомарксизма, а также у теоретиков молодежных движений конца 60 - начала 70-х гг."

      Подобное  определение отдает примитивизмом, т.к. сводит все только лишь к "радикальной  ломке традиционных норм". Согласно такому определению любой  человек, в голом виде прошедшийся по улице, может считать себя сексуальным революционером, хотя на самом деле будет являться всего лишь сексуальным хулиганом.

      Всякая  революция (даже если подразумевается  не резкий скачок, а плавный "эволюционный" путь) - это все-таки достаточно радикальные  перемены. Практика показывает, что  наряду с позитивными итогами они могут повлечь и ряд отрицательных последствий. И чтобы стремиться к переменам, необходимо иметь достаточные основания. Надо быть уверенным, что невозможно и неправильно жить дальше так, как жили раньше, что консервация ситуации, "страусиная" стратегия по принципу "кабы чего не вышло" принесет людям страдания многократно большие, чем возможные побочные следствия перемен. Так каковы же основания для стремления к таким радикальным изменениям? Эти основания заключаются в констатации резко проявившегося в XX веке убожества самой структуры характера современного человека, для которой свойственно отчуждение и от внутренней природы и от общества.

      "Структуре  характера современного человека, который продолжает традиции патриархально-авторитарной культуры, насчитывающей шесть тысяч лет, свойственно отчуждение характера от внутренней природы и внешнего общественного убожества. Оно является основой одиночества, беспомощности, болезненного желания власти, страха перед ответственностью, мистических стремлений, сексуальных бедствий, беспомощного невротического бунтарства, равно как и противоестественно болезненной терпимости. Люди враждебно отчуждены от живой жизни. Это отчуждение не биологического, а социально-экономического характера. Оно отсутствует на стадиях истории человечества, предшествующих развитию патриархата." [Вильгельм Райх "Функция оргазма" ]

       Фактически  речь идет о нездоровом состоянии  человечества, для которого В.Райх использовал метафору "эмоциональная чума".

       Все негативные аспекты действительности, ставшие основанием для  такого вывода, условно можно разбить на три группы:

  • Проблемы, относящиеся к индивидуальной личности
    • Неспособность людей к достижению удовольствия
    • Широкое распространение психических неврозов
    • Сексуальные расстройства
    • Распространение вторичных извращенных влечений
    • Иррационализм мышления
  • Проблемы, относящиеся к области межличностных отношений
    • Проблемы в области сексуальных и семейных отношений
    • Извращенная схема взаимоотношений между полами
  • Проблемы, относящиеся к области общественных отношений
    • Политический иррационализм и хаос общественных отношений
    • Неспособность масс воспользоваться  свободой, ими же завоеванной
    • Склонность масс к диктатуре

       Конечно, все  не совсем так уж мрачно и не смотря на неприглядную и циничную картину подавления культурой естественной человеческой сексуальности, люди сопротивляются этому и весьма успешно. Каждый человек имеет свой шанс подняться выше этого и достичь самореализации личностного потенциала.  

      ЗИГМУНД ФРЕЙД И «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

      Согласно  главному принципу психотерапии Фрейда, больной в конечном итоге сможет излечиться, лишь сам сделавшись психоаналитиком, то есть сняв в себе причины неврозов разрешением социально запретного. Распространение психоанализа необратимо должно было привести к радикальному изменению этических ценностей, формирующих сверх-Я.

      Понятие о постыдном в половой, да и  всякой другой сфере должно было исчезнуть из массового сознания. Тогда, собственно, для неврозов не останется причин: сознанию не придется заниматься вытеснением и подавлением естественных инстинктов.

      Весь  вопрос в том, однако, что это будет  за общество, в котором каждый ради избежания неврозов будет разрешать себе все, что потребует его “бессознательное”. Правда, избежать ограничений, накладываемых социальным сверх-Я, все равно не удастся, ведь ради социальной безопасности придется где-то устанавливать черту дозволенного. Нельзя, чтобы все вдруг стали психоаналитиками, разрешающими себе всё.

      Зато  психоаналитики прекрасно чувствуют  себя в обществе, где еще сохранились  какие-то нравственные устои, то есть еще  существуют социальные гарантии. При  этом сами они во избежание неврозов могут спокойно переступать нравственные ограничения.

      Однако  равновесие между дозволенным и  недозволенным в такой ситуации будет шатким: все большая часть  нравственно недозволенного будет  дозволяться. И тогда в обществе возможна борьба между теми, кто  укрепляет общественную мораль, и теми, кто ее расшатывает, причем борьба в сфере общественной институциональности: законодательства, системы образования и пр.

      Но  “революция” в сфере половых  отношений, подготовленная идеями Фрейда, все же произошла, правда, не при жизни отца психоанализа, а через три десятилетия после его смерти.

      Современный американский специалист по христианской этике, профессор Калифорнийского  университета Роберт Брюс МакЛарен, исследуя ее истоки, относит ее начало к 1960-м гг. Его свидетельство особенно впечатляет, поскольку МакЛарен опирается на статистику и данные социологических опросов (сделанные, правда, в основном в США).

      Он  подчеркивает, что революционные  изменения общественной морали произошли  за одно поколение. “Последствия их зашли  так далеко, что они несравнимы ни с чем наблюдаемым прежде во многих поколениях. Мы можем задуматься, например, над тем, что до 1915 года 75% впервые вступающих в брак невест были девственницами; в 1982 эта цифра снизилась до 43%. Более того, 57% незамужних женщин стали жить внебрачной половой жизнью. Из них почти треть беременеют, и только 35% из них выходят замуж прежде, чем будет рожден младенец. Начиная с 1969 г., число внебрачных родов среди американских подростков увеличилось на 139%, это вдвое больше, чем в Англии и в семь раз выше, чем в Нидерландах”. “Между 1938 г. и серединой 1960-х, — продолжает раскрывать динамику произошедших изменений МакЛарен, — сфера распространения добрачного общения была довольно устойчивой для молодых людей, учащихся в колледже: около 55% для мужского состава и 25% для женского. Девять из четырнадцати исследований, проведенных после 1955 г., показали сферу распространения сексуальной жизни для представительниц женского пола до 40% и у мужчин до 60%. Опрос 1989 года в университете Джорджии повысил последнюю цифру до 77%. Исследование в колледже Ivy League показало, что большинство студентов рассматривают девственность как девиацию (отклонение от нормы) скорее, чем как норму, и публикация 1992 года обнаруживает, что приблизительно 95% молодых людей и 80% женщин участвует в сексуальном общении до брака”.

Информация о работе Фрейдизм и сексуальная революция