Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:49, реферат
Толковый словарь современного русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой выделяет следующие основные значения слова свобода:
* Отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-либо;
* Состояние того, кто не находится в неволе, в заключении;
* В философии: свобода воли, то есть возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества;
Введение…………………………………………………………………. . 3
Общее представление о душе…………………………………………….. 4
Двойственность свободы………………………………………………… 6
Психологизм проблемы свободы………………………………………... 8
Свобода в эпоху реформации……………………………………………. 10
Современные аспекты свободы…………………………………………. 14
Механизмы бегства от свободы…………………………………………. 16
Психология нацизма……………………………………………………… 18
Свобода в условиях демократии …………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………………….... 21
Список литературы………………………………………………………... 22
Введение…………………………………………………………
Общее представление о душе…………………………………………….. 4
Двойственность свободы………………………………………………… 6
Психологизм проблемы свободы………………………………………... 8
Свобода в эпоху реформации……………………………………………. 10
Современные аспекты свободы…………………………………………. 14
Механизмы бегства от свободы…………………………………………. 16
Психология нацизма……………………………………………………… 18
Свобода в условиях демократии …………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Толковый словарь современного
русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой
выделяет следующие основные значения
слова свобода:
* Отсутствие каких-нибудь ограничений,
стеснений в чем-либо;
* Состояние того, кто не находится в неволе, в заключении;
* В философии: свобода воли, то есть возможность
проявления субъектом своей воли на основе
осознания законов развития природы и
общества;
* Отсутствие стеснений и ограничений,
связывающих общественно-политическую
жизнь и деятельность какого-нибудь класса,
всего общества или его членов. К примеру:
свобода совести, свобода слова и т.д.
В течение истории философской и политико-правовой
мысли было выявлено около двухсот значений
слова "свобода". О многозначности
понятия свободы говорили многие мыслители,
начиная с античности. Но, несмотря на
это разнообразие и неопределенность,
необходимо определиться с базовым, философским
понятием свободы.
Все живые существа, будучи частью природы, подчиняются её законам. Жизнь животного сводится к физическому выживанию, то есть, к сохранению и поддержанию телесной оболочки. В этом деле животному помогают инстинкты, в первую очередь инстинкт выживания и инстинкт продолжения рода. Инстинкты играют роль законов, то есть фактически руководят поведением живого существа, предписывают определенные реакции на определенные внешние и внутренние раздражения. Схемы поведения животного даны ему от рождения, интегрированы в его анатомо-физиологические и психические структуры.
Человек, в отличие от животного, обладает свободой, которая состоит в его способности противостоять необходимости и жить в соответствие со своими субъективными намерениями, желаниями и целями. Иными словами, свобода - это способность и возможность человека поступать по собственному усмотрению, руководствуясь субъективными принципами, ценностями и интересами, реализуя свои представления о смысле жизни. Быть свободным - значит иметь возможность противостоять давлению внешних обстоятельств, принуждающих к определенному действию.
Когда говорят о человеческой свободе, то имеют в виду свободу его воли (liberum arbitrium), то есть отсутствие детерминант, которые определяют человеческие поступки.
Условием возможности свободы человека является его разумность. Разум позволяет человеку исследовать мир причинно-следственных связей, познавать ценности и выявлять универсальную связь вещей. Разум - это рефлексивная способность, проявляющаяся в том, что процесс познания внешнего мира соотнесен с самопознанием человека. Благодаря разуму человек может познавать законы и выяснять, насколько их действие согласуется с его намерениями и интересами. Возможность оценивать закон - это уже проявление свободы. Свобода заключается, среди прочего, в наличии выбора вариантов и моделей поведения: диктат закона, предписывающий только один вариант действий, исключает свободу. Человек, благодаря знанию закона, может подчиниться или не подчиниться ему, то есть проявить свободу воли. Из нескольких возможных вариантов он может выбрать тот, который подходит ему, соответствует его внутренним убеждениям. Поскольку внутренний мир человека закрыт для объективного исследования, свободные поступки человека несут на себе значительный отпечаток случайности и произвола.
Иммануил Кант определял свободу как особый вид причинности, которая характерна для разумного существа, то есть, для человека. Он поднял "планку человечности" на высоту, недоступную для обычного человека, отягощенного мирскими заботами. Ему принадлежит ставшее крылатым требование: "Ты человек - значит, ты должен поступать соответствующим образом". А как поступать, когда выбора нет? - Кант и следующая ему традиции в моральной философии утверждает, что у человека всегда есть выбор. Даже в самой безвыходной ситуации есть выбор между "быть" и "не быть".
Свобода человека - это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её "под себя". При этом свобода человеческой воли неизбежно наталкивается на природную и социальную необходимость.
Рассмотрим, как вопрос свободы
видел Эрих Фромм, немецкий социолог
и философ. В книге «Бегство от свободы»
он пытается разработать конструктивные
пути для решения проблем, следование
которым позволит современному человеку
развить свою индивидуальность, позитивно
реализовать свой внутренний потенциал
и добиться утраченной гармонии с природой
и другими людьми.
В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Рассматривая фашистские режимы и отмечая тот факт, что "в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким боролись за нее",Фромм делает вывод: "если на свободу нападают во имя антифашизма, угроза не становится меньше, чем при нападении самого фашизма", подразумевая под фашизмом диктатуру типа итальянской или германской. Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна. Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к моменту прихода фашизма к власти люди не были к этому готовы - ни практически, ни теоретически. В числе тех, кто "осмелился потревожить благодушный оптимизм девятнадцатого века" автор называет Ницше, Маркса и Фрейда. Отдавая должное Фрейду в плане изучения подсознательных процессов, Фромм критикует его за зажатость в рамках им же построенной теории, что обусловило бесплодность попыток приложения фрейдовского психоанализа к решению социальных проблем. К другим заблуждениям Фрейда Фромм относит антисоциальность человеческой природы, статичное отношение человека к обществу, проведение тесных параллелей между полем человеческих взаимоотношений и рынком.
Тем не менее, Фромм закладывает в основу своего анализа фундаментальные открытия Фрейда - роль подсознательных сил в человеческом характере и зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ, кроме того, основан на предположении о наличии особой связи индивида с внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Далее Фромм вводит понятие адаптации. Статическая адаптация есть появление новых привычек, характер же человека остается при этом неизменным. Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка, подчиняющегося строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиться по отношению к отцу, становится динамическим фактором характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести тем самым к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт против жизни вообще. Далее Фромм определяет невроз как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивида иррациональными. Однако обратное, вообще говоря, неверно: "... социально-психологические явления, проявляющиеся у целых общественных групп и сопоставимые с невротическими, например наличие ярко выраженных разрушительных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, иррациональным и вредным для взрослых людей. Почему такие явления нельзя считать невротическими, мы обсудим позднее".
Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на него, он выделяет приобретенные потребности (изначально не присущие человеку) и потребности физиологические (обусловленные человеческой природой). Для удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора - потребность жить и социальная система - не могут быть изменены отдельным индивидом и именно они определяют развитие тех его черт, которые имеют большую пластичность. Кроме физиологических потребностей существует потребность связи с окружающим миром, не связанная с физическим контактом, неудовлетворение которой (моральная изоляция) приводит к возникновению психических расстройств.
По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость принадлежности к обществу: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить. Основные положения социальной психологии Фромма заключаются в том, что а) человек есть продукт исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но не то или другое в отдельности; б) у человека существуют физиологические потребности и ему свойственно избегать морального одиночества; в) в процессе динамической адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и действия; г) стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится силой, воздействующей на процесс общественного развития.
Главная идея книги, по Фромму, которую он закладывает в основу своего исследования, заключается в следующем: "Человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится "индивидом" - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его природу и индивидуальность".
Во второй главе Фромм обсуждает концепцию, необходимую для анализа вопроса о том, что есть свобода для современного человека. Этой концепцией является утверждение о том, что свобода определяет человеческое существование как таковое, причем понятие свободы прогрессирует вместе со степенью осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа. Связь, существующую между индивидом и внешним миром, существующую до того момента, как процесс индивидуализации приводит к полному обособлению индивида, Фромм называет "первичными узами", противопоставляя их тем новым связям, которые появляются после освобождения от первичных уз. В качестве примера он приводит ребенка, связанного с матерью первые годы жизни, связь первобытного человека с племенем и средневекового - с церковью и сословием, к которому тот принадлежит.
Освобождению от первичных связей сопутствует процесс осознания ребенком своей индивидуальности и возникновение ряда фрустраций, еще больше ускоряющий переход. Для иллюстрации этого эффекта Фромм приводит отрывок из романа "Сильный ветер на Ямайке" Р. Хьюза. Помимо замены одних связей другими, по мнению Фромма, у ребенка по мере роста развивается стремление к свободе и независимости. Для выяснения характера этого стремления автор рассматривает два аспекта процесса растущей индивидуализации: развитие и интеграция физической, эмоциональной и интеллектуальной сфер - развитие личности, обусловленное в основном социальными условиями. Второй аспект - растущее одиночество, сопутствующее освобождению от первичных уз, обеспечивавших ранее фундаментальное единство с окружающим миром и ощущение полной безопасности. Возникающее стремление побороть чувство одиночества приводит в норме к образованию новых связей, отличных от первичных: спонтанных связей с людьми и природой. Однако существует опасное отклонение, заключающееся в том, что индивид, активно не желая строить новые связи, стремится вернуться к прежним, а поскольку это физически невозможно, подобное подчинение приводит к развитию у ребенка враждебности и мятежности, направленных против людей, от которых он продолжает зависеть.
Разрыв между процессом индивидуализации, который происходит автоматически и процессом развития личности, который сдерживается рядом психосоциальных причин, приводит, по Фромму, к сильному чувству изоляции, которое запускает в работу психические механизмы, названные автором механизмами бегства. Далее, сопоставляя степень развития инстинктов у животных и у человека, Фромм приходит к выводу о том, что человеческое существование и свобода неразделимы с самого начала, понимая под свободой негативную свободу от инстинктивной предопределенности действий. По Фромму, именно биологическое несовершенство человека привело к появлению цивилизации. Связь между человеком и свободой хорошо отражена в библейском мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного порядка является, по сути, актом свободы - первым человеческим актом вообще. Таким образом, акт свободы (неподчинения) прямо связывается с началом человеческого мышления. Процесс развития свободы носит, по Фромму, диалектический характер: с одной стороны - это развитие человека, с другой - усиление изоляции, приводящее к росту чувства бессилия.
Исследование роли свободы в современном обществе Фромм начинает с анализа обстановки, существовавшей в Европе в средние века и начале Нового времени. Перемены в экономике тогда оказали сильное влияние на психику людей. В этот же период возникает и новая концепция свободы, выраженная в религиозных доктринах того времени.
Средневековое общество характеризовалось отсутствием личной свободы. Перемещение из одного социального класса в другой было невозможным, часто оказывалось невозможным перемещение географическое. Личная, экономическая и общественная жизнь регламентировалась строгим сводом правил. Однако благодаря этому человек был скреплен со вполне определенной социальной ролью (крестьянин, ремесленник и т.д.); это не был индивид, занимающийся тем или иным делом по своему выбору. Впрочем, несмотря на отсутствие индивидуализма в современном смысле, конкретный индивидуализм в реальной жизни имел массу проявлений. Средневековое общество же, давая человеку ощущение уверенности, держало его в цепких оковах - человек видел себя сквозь призму общественной роли и представители разных социальных слоев не имели отношений.
Результатом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры, в процессе которого возник сильный денежный класс, было возникновение индивида в современном смысле этого слова. Простой же народ, которому не досталось ни богатства, ни власти, даже потерял при этом уверенность своего прежнего положения. Однако новый класс тоже понес потери, потеряв былую уверенность. Жажда богатства и власти привела к тому, что через изменение отношения индивида к собственной личности он превратился в объект собственных манипуляций, в результате чего возникла тревога. По Фромму, идеи Возрождения оказали значительное влияние на дальнейшее развитие европейской мысли, но основные корни современного капитализма, его экономической структуры и духа находятся в экономической и общественной ситуации Центральной и Западной Европы и в выросших из нее доктринах Лютера и Кальвина. Основное различие этих двух культур заключается в том, что культура Возрождения характеризовалась наличием небольшой группы богатых индивидов, управлявших обществом высокоразвитого капитализма; культура Реформации была религией крестьянства и низших слоев общества.