Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 03:01, контрольная работа
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.
До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.
Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых, в процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типов мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека в ту историческую эпоху. В отличие от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставила представление о мире как о поле действия безличных объективных сил.
1. Введение
2. Основные функции философии
• Софийная функция философии
• Мировоззренческая функция философии
• Методологическая функция философии
• Интегративная функция философии
• Критическая функция философии
• Духовно-гуманистическая функция философии
3. Заключение
4. Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет специальной психологии и педагогики
Кафедра
специальной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по Философии
Функции
философии
Хабаровск,2012
План
Введение:
что такое философия?
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Зарождение философии как
До Платона и Аристотеля
Что
же касается понимания самого
предмета философии, то оно
сформировалось, во-первых, в процессе
преодоления ограниченности
техники, жизнь - механизм”
П. Лавров
Основные функции философии
Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:
Софийная функция
философии - т.е. функция формирования
ориентиров мудрости уже была кратко охарактеризована.
На наш взгляд, она является ведущей в
философии, связывает в единое целое все
другие ее функции, является их результирующим,
концентрированным выражением.
Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем:
- Какова
природа, происхождение и
- В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии?
- Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития?
- Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности?
Характеризуя мировоззренческую функцию философии, важно отметить следующее:
1. Вклад в развитие мировоззрения вносит не только философия, но и частные, конкретные науки: астрономия, физика, химия, биология, геология, экология, инженерные науки и др. Однако эти науки формируют фрагментарные, односторонние картины мира (физическую, химическую, экологическую и др.). Задача философии - объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом, связывающие жизнь людей с жизнью Природы, отражающие мировой Универсум как среду жизнеобитания человека. Именно всеохватность, космичность философского видения мира обусловливает особый интерес философии к предельным основаниям бытия и познания, границам существования Космоса, жизни, человечества, укорененности человека во Вселенной.
2. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся придти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия же, наоборот, ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям. Например, обобщая закономерности эволюции материи, философия ставит вопрос об особенностях и перспективах эволюции человечества. Осмысляя новейшие данные о физической природе мира, соотношении фундаментальных физических констант, философия стремится понять укоренено ли человечество в физической структуре Вселенной закономерно и необходимо или же возникновение жизни и человека, как ее высшей формы, - это уникальное явление Космоса, продукт редчайшего и неповторимого стечения обстоятельств.
3. Стремление философии к целостному постижению
Универсума вовсе не означает, что она
"изучает все". Осмысляя мир в целом,
философия имеет своим предметом наиболее
общие законы природы, общества, мышления.
Поэтому философия, не претендуя быть
"царицей наук", тем не менее все же
является наиболее фундаментальной из
наук в смысле всеобщности, универсальности
ее положений.
Методологическая функция философии состоит в формировании наиболее общих методических ориентиров продуктивной деятельности. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика в области физических явлений, биология в области явлений живой природы и т.д.). Поскольку главной сферой философии является всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.
Закономерен вопрос: как же соотносятся в реальной деятельности методы философии и методы конкретных наук? Нельзя ли в решении конкретных проблем обойтись без философии или наоборот при отсутствии конкретных методов воспользоваться чисто философскими рекомендациями? Практика человеческой деятельности убеждает, что для достижения надежных результатов в решении сложных проблем необходимы и методы философии и методы конкретных наук. Они не заменяют, а взаимодополняют друг друга, соотносятся друг с другом как стратегия и тактика. Философия определяет стратегические ориентиры исследования объекта; методы частных наук дают тактические приемы, подробные рецепты познания и деятельности, которые конкретизируют требования философских методов с учетом специфических особенностей объекта. И подобно тому как в военном деле стратегия бессмысленна и бесполезна без эффективной тактики, а тактика близорука и неэффективна без продуманной стратегии, методы конкретных наук не могут дать должного эффекта без надежных философских ориентиров.
Методологическую функцию выполняет все
содержание философии. Однако наиболее
значимую роль в осуществлении этой функции
играет особый раздел философского знания
- диалектика. Диалектика - это учение о
наиболее фундаментальных качествах бытия
и основанных на них методах познания
и деятельности. Диалектика выделяет и
исследует такие фундаментальные качества
действительности, как ее противоречивость,
связность, развитие, системность и др.
На основе изучения этих качеств она разрабатывает
философские методы познания объектов
как целостных систем, изучения их в развитии,
выявления их глубинных связей и др. Диалектика
является ядром научной философии, на
котором базируется ее развитие и практическое
использование. Однако в различных направлениях
и течениях философии исторически сформировались
не только истинные, но и искаженные, односторонние
методы познания действительности, противоречащие
диалектике. Эти представления и методы
будем в дальнейшем называть метафизикой.
В своих наиболее примитивных вариантах
метафизика диаметрально противоположна
диалектике, является ее антиподом. Если
диалектика рассматривает мир как связный,
противоречивый, развивающийся, то метафизика
видит его застывшим, статичным, без противоречий,
без единства и связей между объектами.
В более изощренных своих формах метафизика
противостоит диалектике не столь жестко
и даже признает связность объектов, их
развитие, противоречивость, системность
и др. Но при этом она дает этим качествам
искаженные, односторонние, поверхностные
истолкования. Следует подчеркнуть, что
с точки зрения диалектики различие между
ней и метафизикой относительно. Диалектика,
исторически развиваясь, преодолевает
свои собственные, метафизические односторонности
и неточности. Иными словами, диалектика
развивается в борьбе не только с противостоящей
ей метафизикой, но и с метафизическими
качествами своего собственного содержания
и формы.