Функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, реферат

Краткое описание

илософия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,
Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

Содержание

1 Введение(что такое философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия!.docx

— 30.87 Кб (Скачать файл)

План:

1 Введение(что такое  философия)

2 Философское знание

3 Предназначение  философии

3 Функции философии

4 Заключение

. Философия одна  из самых увлекательнейших областей  человеческого знания, духовной  культуры. Зародившись в VII—VI веках  до и. в Индии. Китае, 
Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые  встречается у Гераклита, обозначая  исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что  такое философия и в чем  заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные  раздумья о чем-то призрачном. Философию  то считают таким занятием, которое  под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

1) Приступая к  изучению философии, многие уже  имеют об этом предмете некоторое  представление: могут объяснить  в первом приближении, что такое  философия, выделив из ряда  вопросов — житейских, производственных, научных, политических, художественных  и других — те, что носят  философский характер. 
Откуда же у людей это предпонимание?

Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире.

2) Каждый из нас  принимал в своей жизни бессчетное  количество решений, которые воздействовали  на нашу жизнь и в некоторой  степени на окружающих. 
Многие из нас принимали даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти принципы уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война, молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том, имеют ли они моральное право убивать другого человека.

Однако бытовое  понимание философии весьма иронично. С самого начала философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в пьесе блестящего комического поэта Аристофана как  человек, который витает в облаках  и словно сумасшедший говорит  бессмыслицу. Самый первый философ, 
Фалес, имел репутацию рассеянного. Обычно философов обвиняют в том, что они разглагольствуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ»

В то же время философ  – синоним человека, умеющий сопротивляться невзгодам. Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам  и жизненным неурядицам, нередко  называют философами. Кого мы могли  бы назвать в своей обычной  жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским  советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к  разумному человеку.

Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.

Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что  это не возрастное состояние мудрого  старца. Ведь может быть старый человек  глупцом, а юный — мудрецом. Так  что же такое мудрость?

Поскольку это слово  софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него.

Попробуем спросить об этом у одного старого философа — Аристотеля (4 в. до н.э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу  философов) и что был учителем великого полководца 
Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? «Во-первых, 
... мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...»

Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской  мудрости. Чем? Аристотель называет такую  его особенность: «знание общего». Почему? Потому что не обязательно  для человека знать много, но важно  понимать многое.

А как этого добиться? Не умножением знания, а умением  постигать причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.

Аристотель называл  философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, 
Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь. 
«Книжный шкаф знает больше».

Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любит сказки и мифы и видит в них массу  удивительного. Он хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого  философа И. Канта: 
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Но это делается не ради какой-то конкретной пользы, а  ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому 
Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, «ради разумения».

Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению  человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и  тысячелетия.

Философское знание — это культура разумного мышления.

Что это значит? Это  мышление основательное, научное, но и  не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту  и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.

Конечно, культура разумного  мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его  интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить  те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие.

Основные черты  философского знания:

- Это не столько  многознание, сколько «разумение»,  понимание, осмысление. Это умение  постигать причины явления, «смотреть  в корень», и потому — предвидеть  дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться  и постоянная готовность к  новому, открытость к познанию («способность  удивляться»). Кто уверен в своем  всезнании, нечего делать в  философии.

- Это не агрессивное,  насильственное отношение к людям,  к миру, а руководствующееся только  разумом. Это мудрость, проявляющаяся  и в житейских делах.

- Наконец, для  философского знания характерно  обращение к «вечным» смысловым  вопросам человеческого бытия,  на которые нет сиюминутного  ответа, но без которых не обходится  ни один человек: Кто я? Для  чего живу? В чем смысл моей  жизни? А вселенной? Кем мне  приходятся другие люди, животные? 
Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым  при решении конкретных задач, каждому  из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с  нами происходит. Человек стремится  к профессиональному знанию. Это  естественно. Но ему необходимо и  нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции  и перспективы развития мира, конкретного  явления, понимать суть. 
Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

Предназначение философии, ее смысл и функции

Время появления  человека, руководствующегося в своей  жизни не сиюминутной пользой  и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл 
Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое время, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на 
Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в 
Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в 
Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов 
Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Вначале философия  включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено  по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в  себя всю информацию о мире, его  строении, о человеке, его месте  в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее  в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек  осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается  глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и  себя как проблему, он ставит радикальные  вопросы, ищет понимания и спасения. 
Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

В истории философии  сменили друг друга три подхода  к пониманию предмета философии  как науки: староантичное, традиционное и современное.

Староантичное понимание  философии тождественно понятию  науки вообще. 
Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». 
Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание  предмета философии связано с  именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как  рабыни, не вправе сказать и слова  против. Философия трактуется как  наука наук. Установившееся за ней  название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской  науки о первых началах, о всеобщем.

Современное понимание  предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных  знаний, выработки конкретных приемов  исследования и развития представлений  о закономерностях отдельных  областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность  механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя  четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале  отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает  и подготавливается к 
«отпочкованию» от «протознания». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

История философии  есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские  проблемы, ставит их перед собой  и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские  области: европейская, индийская и  китайская философии. 
Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч,, нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д,, патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеалам, материализм и т. д.).

Информация о работе Функции философии