Характеристика философии возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу.

Содержание

Введение 2
Общая характеристика эпохи и философии в период Возрождения 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 4
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 5
Натурфилософия эпохи Возрождения 6
Гелиоцентрическая система мира Коперника 6
Учение Кузанского 7
Натурфилософия Джордано Бруно 8
Заключение 10
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат финальный.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

 

Натурфилософия Джордано Бруно

 

Новые воззрения развивали  в своих сочинениях Парацельс (1493—1541), Бернардино Телезио  (1509-1588), Франческа   Патрици (1529—1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

Джордано Бруно  – итальянский ученый и философ. Он был, если так можно выразиться, старшим современником Галилея. Он видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против насилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.

 Джордано Бруно утверждал,  что Вселенная – бесконечна, едина.  Каждый мир имеет свою специфику,  вместе с тем находится в  единстве с остальными. Природа  – неподвижна. Она не возникает  и не уничтожается, не может  быть разрушена, уменьшена, увеличена.  Она – бесконечна, обнимает все  противоположности в гармонии. Конечное  и бесконечное – два главных  понятия в философии. Он отказывался  от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам). Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Другим замечательным  утверждением Джордано Бруно, вытекавшим из его пантеизма, была мысль о  том, что небо и Земля состоят  из одних и тех же элементов. Раньше (со времен Аристотеля) считалось, что  вещества Земли и неба совершенно различны и даже противоположны: Земля  состоит из четырех грубых стихий — земли, воды, огня и воздуха, небо же образует более совершенное и  тонкое вещество — эфир. Не случайно, наверное, противопоставлялись друг другу безупречность небесной сферы  и несовершенство земной обители, а  все идеальные и сверхъестественные сущности помещались человеком всегда на небо.

Если в рассуждениях Николая  Кузанского природа как бы погружается  в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно  Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного  вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

 

Заключение

Завершая  рассмотрение философии эпохи Возрождения, можно отметить следующее.  Эпоха Возрождения — новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Начинают существовать новые ориентиры на то, чтобы освободить разум от идей схоластики и поворота к естественному и научному познанию мира и человека. Мыслители Ренессанса не считают нужным погружаться в схоластические тонкости и смысловые оттенки абстрактных понятий и категорий. Они не спорят об определениях, а желают познавать сами реальные явления природы, общества и особенно человека.

Философские мысли становятся гуманистическими, что означает, что человек позиционируется как центр и высшая цель мироздания.

 На  передний план выдвигаются человеческие возможности, прежде всего возможности познания, его достоинство, сила.

Эта эпоха становления капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Выдающиеся представители этого времени — индивидуумы, обладавшие ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшиеся среди остальных своей волей, целеустремленностью и огромной энергией.

Эпоха Возрождения  провозгласила новое рождение идей античной философии, прежде всего ее обращенности к человеку. Это не означало, что религия отрицалась полностью, она просто отошла на второй план.

Однако  человек — существо несовершенное, что признавали и сами гуманисты. В средние века перед ним стоял  идеал совершенства — Бог, благодаря чему можно было стремиться к идеалу богочеловека. Ренессанс удалил Бога с пьедестала, поставив на него человека, заложил основы культа человека как Бога и начало восприятия мира без Бога.

Философия этого периода  является новым этапом в развитии мировой философии. Она опирается в основном на античность, но и вбирает все лучшее, что дало средневековье. Не только философия, но и вся культура Возрождения подготовили интенсивное развитие дальнейших философских достижений.

 

Литература

 

  • Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник / С.Р.Аблеев. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. СПб, 1991.
  • Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь, М.: Инфра-М, 2006
  • Гусев Д.А. Философия. Популярное учебное пособие. -  М.: МПСИ: НПО «Модек», 2004.
  • Кохановский В.П. Философия, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
  • Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство «Олма-Пресс» 2001 г.Спиркин А.Г. Философия, М.: Гардарики, 2008
  • Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. С. В. Перевезенцев. Издательство «Учебная Литература» 1997 г.
  • Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература» 1999 г.

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика философии возрождения