Христианское понятие «спасение» как символ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 16:19, реферат

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4 стр.
Христианство - мировая религия:………………………………………5-8 стр.
· Возникновение христианства;
· Ветви христианства;
·Вероучение;
·Структуры христианской жизни
Понятие «спасение» - один из главных символов христианства:……8-15 стр.
· История греха и спасения;
·Доктринальные отличия в христианских конфессиях:
а) православие
б) католицизм
в) протестантизм
·Критика и отрицание спасения
−Толстовцы
·Значение спасения
· Спасение - символ веры
Заключение……………………………………………………………… 16 стр.
Список использованной литературы……………………………………17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

(ИГУ ФСиР)

Реферат по философии

Тема: Христианское понятие «спасение» как символ

Работу выполнила: студентка 1 курса группы УП/141101 Шибаева Анастасия Вениаминовна

Иркутск 2014г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4 стр.

Христианство - мировая религия:………………………………………5-8 стр. 
· Возникновение христианства; 
· Ветви христианства; 
·Вероучение; 
·Структуры христианской жизни

Понятие «спасение» - один из главных символов христианства:……8-15 стр.

· История греха и спасения; 
·Доктринальные отличия в христианских конфессиях:

а) православие

б) католицизм

в) протестантизм

·Критика и отрицание спасения

−Толстовцы

·Значение спасения 
· Спасение - символ веры

Заключение……………………………………………………………… 16 стр.

Список использованной литературы……………………………………17 стр.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

Введение

У бога нет религии.

Махатма Ганди

 

Христианство (от греческого слова-- christos (Чсйуфьт) - "спаситель мира", "Мессия") религия созданная учением Иисуса Христа и основанные на ней формы организации общественной религиозной жизни.

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

В каждой религии есть свои отличительные символы для зримого воплощения ее принципиальных идей и доктрин. Осваивая наиболее важные символы той или иной религии, мы приближаемся к пониманию ее основного содержания. Вместе с тем в любом религиозном символе присутствует и нечто недоступное однозначному рациональному истолкованию, тайный смысл, неоднозначность, поэтому невозможно исчерпывающе объяснить ни один священный символ. Тем не менее, попытаться сделать это стоит, так как в каждом символе за его буквальным значением скрывается более глубокий подтекст, указывающий на его происхождения и зачастую проливающий свет на самые отдаленные события человеческой истории.

Например, одним из символов веры - есть спасение. Внешнее изображение христианского символа являлось лишь частью того потаённого смысла, который был доступен только верующим. В христианском искусстве символ оказался прочно связанным с библейским откровением, с текстом Священного Писания, со Словом Божиим. Но понятие «спасение»- это вовсе не внешнее изображение, как символа, а это символ веры, во имя спасения от гибели человека.

Особый интерес к понятию «спасение» как символу у меня возникло после того, как наш преподаватель предложил нам некоторые темы для изучения.  Это понятие достаточно различно используется в разных верованиях. В связи с этим мне захотелось не просто исследовать историю возникновения и распространения христианство, но и понятия «спасения» как символа, его историю, значение и т.д., но и попытаться понять, существует ли связь в христианских конфессиях этого понятия.  
Эта проблема актуальна в наши времена, так как наша жизнь быстротечна и уже сейчас стоит задумываться о своих поступках, деяниях, вере.

Об этом проблеме написано очень много книг, статей, но вопрос о том существует ли спасение и возможно ли оно, так и не раскрыт, ведь по этой проблеме очень много споров. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас не зависящем:

"Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар".

 С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения:

"Со страхом и трепетом  совершайте свое спасение".

Данное исследование показалась мне особенно интересным и актуальным, потому что, во-первых, чрезвычайно важно выяснить, как воспринимался этот символ другими ветвями христианства и, соответственно, какое значение придавалось ему в религии. Во-вторых, я сама исповедую христианскую веру, было интересно узнать, каковы источники этого понятия, как символа, какую роль имело спасение у людей и имеет по сей день.

Цель предпринятого исследования можно определить как изучение понятие «спасения» в христианстве.

Предметом исследования стали исторические свидетельства и аналитические работы, касающиеся роли и месте спасения в религиях.

Задачи работы состояла в том, чтобы исследовать различные аспекты значения понятия «спасение», его историю, связь в христианстве и символичность веры.

Моя работа состоит из двух частей. В 1 части- рассматривается христианство, как мировая религия, ее суть и сущность, а во 2 части- практические вопросы, показвающие степень смысловой насыщенности понятия «спасения» как символа.

 

 

 

Христос умер не для того, чтобы спасти людей, а для того, чтобы научить их спасать друг друга.

Оскар Уайльд

І. Христианство - мировая религия.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

1. Возникновение христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через три с половиной года (с момента побиения Стефана) после распятия Христа, христианство начало распространяться среди других народов. 

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов , существительное«Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке. 

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

1.1. Ветви христианства

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

· Католицизм 
· Протестантизм 
· Православие

 

Католицизм - обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней.

Особенность католицизма проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, которое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все человечество "греховно по своей природе", спасение души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно которому человек может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Православие (слово с греч.— буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя – Нового Рима.

Православие исповедует Никео - Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик Православной Церкви, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.

2. Вероучение

Теология: Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

 

Основные черты христианской религии:

  1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)
  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. 
  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).
  7. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
  8. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

 

Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

  1. Существенная метафизичность её содержания
  2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

 

3. Структуры христианской жизни: символы.

Иисус Христос - центральный символ структуры 
Главный символ — это Иисус Христос, графически представленный как распятие и крест, символами смерти и воскресения. Новозаветные истории об Иисусе стали расхожими в христианской культуре, но, даже не принимая этот факт во внимание, для изучения различных аспектов религии необходимо понять центральное место Иисуса. Значение церковных обрядов основано на преданиях о нем, церкви часто считают, что их организационная форма определена его повелениями. Таким образом, источники, где описываются жизнь и смерть Иисуса, Его слова и дела, составляют основу христианской мифологии. Эти документы по структуре эквивалентны мифам о творении других религий, являя собой ту ось, вокруг которой религия вращается и к которой возвращается. Этот миф, или набор мифов, есть то основополагающее предание, в котором заключено значение религии. Различные версии могут соответствовать или не соответствовать историческим фактам, даже сами христиане расходятся в отношении их исторической правдивости. Но они «истинны» в том смысле, что истинно соответствуют определенному мировоззрению; это те семена, из которых проросли основные обычаи христианства и его дух. Предания об Иисусе вобрали в себя духовную правду христианства.

 

II. Понятие «спасение» - один из главных символов христианства.

 

Спасе́ние — в христианстве, согласно Библии, спасение человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного — соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как проявление любви Бога по отношению к людям.

 

1) История греха  и спасения:

История грехопадения первых людей, Адама и Евы, рассказывается в первых главах книги Бытие. Вначале созданные Богом безгрешными, обманутые сатаной люди нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, стали смертны.

Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.

Информация о работе Христианское понятие «спасение» как символ