Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:00, реферат
Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
• демократический — VII — V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
Софисты
Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше". Прочитав эти изречения, может, у вас, дорогие читатели, сложиться впечатление, что это слова душевнобольного человека, иначе говоря, бессмыслица. А между тем, они принадлежат крупнейшему древнегреческому философу Протагору (480-410 гг. до Р. Х.), представителю школы софистов. В переводе с греческого это слово обозначает "хитрость, умышление". И действительно, рожденная из недр риторики школа софистов приобрела со временем весьма странные философские концепции. Одним из первых ее представителей был Горгий (483-375 гг. до Р. Х.). Наибольшую известность снискала его работа о том, что "ничего не существует". В ней философ "убедительно" (наподобие тех высказываний, что мы приводили вначале) "доказал", что ничего не существует в этом мире. Другим известным представителем этого направления был Протагор, изречения которого следующие: "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего"; "Эта собака имеет детей, значит, она - отец. Но это твоя собака. Значит, она твой отец. Ты ее бьешь, значит, ты бьешь своего отца и ты - брат щенят". Воистину, как не вспомнить библейские слова: "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом..."
Эпикурейцы
В 341 г. до Р. Х. в городе Лампсака на острове Самосе в семье афинского поселенца и заклинательницы злых духов родился мальчик, названный Эпикуром. Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других. Со временем утонченная философия Эпикура превратилась в грубое удовлетворение похоти, лишь лицемерно прикрытое остатками философии. Девизом эпикурейцев стало: "...станем есть и пить, ибо завтра умрем" (1 Кор. 15:32).
Стоики
Самой популярной
философской школой Древней Греции,
а затем и Рима была школа стоиков. Свое
название она ведет от Стоа Пойкиле - расписного
портика, крытой колоннады, располагавшейся
вблизи рыночной площади Афин, где собирались
последователи этой школы послушать своих
учителей. Основателем этого направления
был Зенон (346-264 гг. до Р. Х.). Пытаясь
найти себя, он примыкает вначале к циникам,
а затем в 300 г. создает свое направление
в философии. Идеалом для стоиков становится
сверхчеловек - мудрец, который сам в себе
содержит божественное, слившись с космическим
Логосом. В понятии стоиков бог - это как
бы космический творческий огонь, содержащий
в себе все образовательные начала, из
которых создается весь окружающий мир.
Космос при этом представляется как бы
одушевленным. Цель человека - освободиться
от всех привязанностей, отказаться от
семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать
радости, переживания, страх и любовь.
"Ваше счастье - не нуждаться в счастье",
- провозглашают стоики. Философская концепция
стоиков, построенная на собственном Я,
привлекала гордых греков и амбициозных
римлян. Идеи философов XX в., проповедующих
о коммунистическом рае, заимствованы
у стоиков. Впервые подобная утопия была
выдвинута Зеноном, который говорил, что
союз людей должен быть подобен "пасущемуся
на общем пастбище стаду, согласно общему
закону". При этом стоит отметить, что
стоиков отличала высокая нравственность
и образованность, ибо без этого не мог
состояться мудрец. Их идеи, как уже отмечалось,
живут и сегодня, ибо любой человек, возвышающий
себя, вне зависимости от занимаемого
положения - будь-то император или бедняк-гордец,
презирающий других, есть стоик. Большую
распространенность стоицизм получил
в религиозных кругах.