Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:55, шпаргалка

Краткое описание

Место и роль философии в системе духовной культуры.
Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора философия.docx

— 103.81 Кб (Скачать файл)

 

  1. Общая характеристика и основные направления философии Древнего Китая и Древней Индии. Особенности древне-восточной философии: 1. самая ранняя форма философии, еще не отделившаяся от мифологии. 2. философия является частью единства, в которое входит религия и мораль. 3. форма философии – религиозно-философские учения. Основой  философских взглядов др. Китайцев был миф. Конфуцианство. Конфуцзы. Мир создан верховным божеством – Небо. Все в мире вечно и неизменно, общество тоже не изменяется, прогресса нет. В обществе господствует принцип: «я переедая, а не создаю». Основой общества является традиция. Общество организовано по принципу семьи. Правитель – это отец, а поданные – дети. Те кто управляет нравственно совершенные люди, те кем управляют – аморальные, поэтому они должны только трудиться и кормить управляющих.  Даосизм. Лаоцзы. От слова Дао –путь. Даосизм утверждает, что все в мире находится в постоянном развитии и изменении. Жизнь – непрерывный поток движения. Главный принцип – недеяние. Символ – человек в лодке без весел. Прогресс лаоцзы понимал, как движение назад в золотой век. Где не было вражды и не справедливости, потому что народ был не грамотным. Счастье страны – это народ  у которого нетзнания, потому что им легко управлять. Даосизм – еще одна национальная Китайская религия.

Ведизм – основа др.индийской философии. Это религия, основой которой явл. Веды – 4 сборника религиозных текстов. На основе Ведизма сформировались все основные направления философии. Материализм – философское учение Вайшеимка. Весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов, которые движутся. Движение атомов вызывает Бог, который действует по законам кармы. Объективный идеализм – философское учение Уланишады. Мир сотворило духовное начало. Человек и его душа – это часть мира. Субъективный идеализм (Йога) – философское учение, главное в мире – душа отдельного человека, которая порабощена его телом. Цель жизни человека – освобождение души с помощью психической тренировки. Буддизм как религиозно-философское учение, которое превратилось в мировую религию. В основе буддизма лежит учение о Карме. Сансара – учение о многократном рождении души (плата за грехи). Нирвана – учение об освобождение души от тела, о прекращении рождений (высшее счастье). Истины: 1.жизнь-зло и страдания; 2.причина страданий – желание;3.от страданий можно спастись;4.спасение в отказе от желаний. 5 моральных норм:1. не наносить вреда всем живым существам. 2.быть правдивым.3. не воровать. 4.от страданий можно спастись. 5. не пить спиртного. +человек должен стать монахом.

 

  1. Философия Сократа. Его учение о методе познания. Сократ считал, что человек не может изучать природу, потому что она божественное творение, он может изучать самого себя. Познать самого себя он может лишь через голос совести. Он должен изучать какими добродетелями он обладает. Но это доступно не всем. Познать добро в себе могут только аристократы. Работающие служат только своему телу, они не разумны. Осн. Добродетели – сдержанность, мужество и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их в процессе самопознания. Сократ разработал особый метод познания, который называется майевтика (диологическая беседа в процессе которой устанавливается истина).  

 

  1. Философия Платона. Первоосновой мира Платон считал идеи. Все материальные предметы – копии идей. Предметы меняются и гибнут, идеи неизменны и вечны. Идеи существуют объективно, в своем собственном мире. Человек познает их с помощи души. Тело человека смертно, душа бессмертна. До вселения в тело душа обитает в мире идей и знает их. Во время переселения в тело душа забывает их и всю человеческую жизни пытается их вспомнить. Поэтому теория познания Платона называется теорией воспоминания душой своего до телесного состояния. Душа состоит из 3 частей: разума, воли, чувств. У человека преобладает какая-то одна из этих частей. На основе теории души Платон создал учение «идеального государства». Оно справедливо, потому что в нем действует принцип: от каждого по способностям к каждому по потребностям. Люди разделены на 3 сословия, в зависимости от степени развития души и каждое сословие выполняет свою общественную функцию: 1. Ученые и философы у которых преобладает разум образуют сословие правителей. 2. Люди у которых развита воля, становятся воинами. 3. Преобладают чувства – производители. Средства производства принадлежат только  3-му сословию. Оно производит все необходимое для жизни первых двух сословий. Распределения осуществляются по принципу потребностей. Женщины во всем равны мужчинам, они имеют те же права и свободы. Женщина свободна от домашнего хозяйства, а детей воспитывает государство. Все люди от рождения наделены разными добродетелями. Добродетель – положительное, нормальное качество личности. Добродетелю первого сословия является мудрость. Второго – храбрость, третьего – умеренность. Общий добродетель – стремление к справедливости. Ни каких добродетелей   нет у рабов, они не люди, они говорящие орудие.

 

  1. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, человеке и государстве. Первооснова мира – это первоматерия, которая проявляется четырьмя элементами: огонь, воздух, земля, вода. Первоматерию изучает физика, т.е. естественные науки. Первоматерия – эта первая причина возникновение вещей, вторая причина – форма, т.к. без нее вещь не существует. Третья причина – действующий человек и его действия. Четвертая причина – цель. Процесс создания вещи – это движение или развитие. Существует 6 видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемещение в пространстве, изменение качества. Движение происходит только с материей, но у всей живой природы есть еще и душа. Душа и тело друг без друга не существует. Аристотель создал теорию познания в которой  материальный мир объявил первичным по отношению к человеческому разуму. Познание начинается с ощущений, на их основе возникает представления. Они проверяются опытом и закрепляются в памяти. Аристотель создал теорию идеального общества. Люди разделены на 3 социальные группы: 1. очень богатые. 2 крайне не имущие. 3.средние слои. Если власть в обществе принадлежит беднякам или богачам в обществе идет гражданская война Поэтому власть должна принадлежать среднему классу. С помощью законов и морали средний класс будет бороться с чрезмерным обогащением и обнищанием. В этом  обществе будут господствовать всеобщие добродетели: самоограничение, умеренности.

 

  1. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур.Первые философы, рассматривавшие проблему нравственности и безнравственности – софисты. Софисты отошли от риторики и стали изучать человека. Они считали человека существом самым главным, потому что сомневались в существование Богов. Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Добро и зло они считали понятиями относительными, что для одного добро, для другого – зло. Справедливость есть выгода сильнейшего, победитель всегда прав. В настоящее время слово «софистика» употребляется в негативном смысле, синонимом словесного обмана. Сократ считал, что человек не может изучать природу, т.к. она – божественное творение. Он может изучать только самого себя. Познать себя человек сможет с помощью внутреннего голоса или совести. Человек должен знать, какими добродетелями он обладает, но это доступно не всем. Добродетель могут воспитать в себе только аристократы, у которых есть свободное время. Работающие служат только своему телу и не развивают в себе добродетеля. Добродетели – сдержанность, мужество, справедливость. Сократ разработал особый метод познания – майевтика-диологическая беседа, в процессе которой устанавливается истина. Эпикур. Цель жизни человека – счастье. Счастливым человек будет, если он получает удовольствие. Удовольствие – свобода от телесных страданий и душевных тревог. Для того, чтобы быть счастливым, человек должен освободиться от 3 страхов: 1.смерти. 2.от страха перед Богом. 3.от страха необходимости. Для того чтобы не вредить друг другу, люди должны договориться не причинять и не терпеть вреда, не заставлять никого страдать и не страдать самому. Общественная жизнь всегда является источником несчастий, поэтому лучше, если человек откажется  - от активного участия в ней и займется своей жизнью. Первооснова мира – это первоматерия, которая проявляется четырьмя элементами: огонь, воздух, земля, вода. Первоматерию изучает физика, т.е. естественные науки. Первоматерия – эта первая причина возникновение вещей, вторая причина – форма, т.к. без нее вещь не существует. Третья причина – действующий человек и его действия. Четвертая причина – цель. Процесс создания вещи – это движение или развитие. Существует 6 видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемещение в пространстве, изменение качества. Движение происходит только с материей, но у всей живой природы есть еще и душа. Душа и тело друг без друга не существует. Аристотель создал теорию познания в которой  материальный мир объявил первичным по отношению к человеческому разуму. Познание начинается с ощущений, на их основе возникает представления. Они проверяются опытом и закрепляются в памяти. Аристотель создал теорию идеального общества. Люди разделены на 3 социальные группы: 1. очень богатые. 2 крайне не имущие. 3.средние слои. Если власть в обществе принадлежит беднякам или богачам в обществе идет гражданская война Поэтому власть должна принадлежать среднему классу. С помощью законов и морали средний класс будет бороться с чрезмерным обогащением и обнищанием. В этом  обществе будут господствовать всеобщие добродетели: самоограничение, умеренность, справедливость, политическая активность. 

 

  1. Теоцентризм средневековой христианской философии. Спор реализма и номинализма. Теоцентризм- это учение которое рассматривает мир, как творение Бога. Бог – это объективно существующий разум, который является первопричиной и первоосновой мира, следовательно, что бы познать мир, надо изучать Бога. Средневековая христианская философия была идеалистической (объективный идеализм). Философы не только создавали догматы, но и толковали текст священного писания, что бы он был понятен для не грамотного народа. С распространения в обществе образования перед философами стала новая задача:  устранить возможные сомнения, которые возникают на основе противоречивых утверждений, содержащихся в библии. В 11-12 в. в философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики, развивалась логика – учение о формах и правилах мышления. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Средние века заканчиваются XIV веком, и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. Термин «возрождение» дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. Сдвиг в сторону антропоцентризма. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ, существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования. Гуманизм (от латинского гуманос–человечный)– есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

 

 

  1. Нового времени. Эмпирическое и рациональное направления в философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт. С 17 века главной задачей философии становится решение тех вопросов, которые ставили перед промышленность и наука. Человек с помощью машинной техники начинает обладать силами природы, поэтому философия должна вооружить науку новой теорией познания мира и новой теорией деятельности. Главный вопрос был вопрос о соотношение чувственного и рационального познания. Что важнее опыт или разум? Все философы, которые считали, что источник знаний и критерий истинности – это опыт стали называться эмпириками, а их учение – эмпиризм. Противоположное учение, считавшие главным в познании разум стало называться рационализмом. Р.Декарт создал дедуктивно-рациональный метод познания. Он утверждал, мысль человека движется от общего утверждения к частичному знанию. Общее положение – это доопытные врожденные идеи, которые есть у каждого человека, их надо применить к конкретным случаям. Врожденные идеи он называет аксиомами, т.е. положение которое не надо доказывать, т.к. они просты и очевидны. Мышление человека наполнено аксиомами, т.е. знаниями, которые не зависят от нашего жизненного опыта, они заложены в него богами. Мышление – это ощутимая первичная реальность «Я мыслю, следовательно, я существую». Органы чувств дают нам иллюзию, т.е. обман, поэтому человек сомневаться в эмпирических знаниях. Несомненными являются только знания, полученные теоретически без опыта. Б. Спиноза. Пантеизм – это учение отождествляющее Бога и природу (материю). Материя существует объективно, ее никто не создавал и она обладает двумя свойствами: 1. Протяженностью (форма и размеры). 2. мышление, вся материя способна мыслить.  Материю Спиноза называл субстанцией, а материальные предметы – модусами. Человек  - это сложный модус, т.к. у него есть не только мышление, но и страсти. Страсти мешают человеку в познании мира. Они порабощают его и не позволяют установить истинную причину происходящего. Под впечатлениями собственны переживаний человеку кажется, что происходящее вызвано случайной причиной. Если он освободится от страстей, то увидит, что в мире нет случайности.  В мире правит необходимость. Поняв это человек станет свободным. Свобода есть познанная необходимость. Существует 4 рода познания: 1. Чувственное познание опирающееся на опыт. Его результаты недостоверны и не доказуемы. 2. Рациональное познание в ходе которого разум точно отражает изучаемый объект, поэтому результатом является истинное знание, не требующее доказательств. 3. Интуиция или непосредственное постижение истины разумом без видимых рассуждений. Это высшая роль познания не требующая доказательств. 4. Абстрактное познание или знание понаслышке, которое происходит в процессе получения словесной информации. Это вообще не знание.   Г.В. Лейбниц. Субстанцией мира, т.е. основой мира он считал духовную монаду. Монады обладают способностью к чувствам и сознанию. Низшие монады воспринимают мир пассивно, отражают его. Они образуют не живую природу и растительность. Следующую ступень занимают монады, которые имеют  ощущение и представления. Они образуют мир животных. Высшие монады у которых есть разум, образуют человека. Все в мире состоит из монад, а значит мир един. Монады действуют по установленным Богом порядку и цель познания человека является этот божественный порядок. Никаких врожденных знаний  у человека нет, все знания он получает с помощью разума. Познания начинаются с помощью чувственного восприятия, которые дают человеку опытные знания. это знание случайно и касается только отдельных предметов. Следующая ступень рационального познания, которая позволяет понять сущность происходящего в мире. С помощью органов чувств этого сделать нельзя. Они делают знания только для наук о природе, а для познания мира в целом нужно использовать только рациональные науки. Основатель английского эмпиризма Ф.Бэкон. «Нет ничего в разуме, чтобы до этого не  прошло через чувства», т.е. именно чувства дают истинное знание, поэтому процесс познания надо начинать с опытов. Опыты дают нам частное знание, обобщив которое мы получим общее знание – индукция, т.е. восхождение от частного к общему. Познающий человек должен подготовиться к открытию нового знания, он должен избавиться от распространенных заблуждений – идолов или призраков. 1. Идолы или призраки рода – это ошибки, которые возникают из-за того, что человек судит о жизни природы по аналогии с жизнью людей. 2. Призраки пещеры – это ошибки вызванные воспитанием, вкусами и привычками отдельных людей. 3. Призраки рынка или площади – это ошибки основанные на расхожих мыслях. 4. Призраки  театра – это слепая вера в авторитеты. Дж.Локк. Его учение называется сенсуализм – это учение, которое считает главной формой получения знания – ощущения. Душа человека в начале жизни – tabularasa (белая бумага). Никаких врожденных идей в ней нет.  Человек заполняет эту бумагу различными впечатлениями с помощью опыта, а впечатления получаются с помощью органов чувств. Существует 3 вида познания: 1.Чувственное – оно основано на данных органах чувств и точно отражает качество предметов и явлений. 2. Рациональное, которое происходит путем умозаключений и опирается на доказательства, полученные из опыта. С помощью рационального познания устанавливается связь свойств вещей и связи между вещами. 3. Интуиция – это непосредственное познание без доказательств и рассуждений, но в основе своей имеющее идеи полученные из опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"