Нравственное спасение может быть только
соборным. Человек – центр всего бытия.
Личность представляет большую ценность,
чем общество, государство. Бердяевскую
теорию относят к философии экзистенциализма
или философии человеческого существования.
Исторический процесс для него – сфера
непостижимого. В вопросе об истории настроения
неразрешимости противоречий, возращении
её к первоначальному хаосу. Положительно
он оценивает период средневековья, где
дисциплина рыцарей и монастырей. Но начиная
с эпохи Возрождения, человек стал отрекаться
от Бога, началось падение человека и гуманизма.
Истоки кризиса современности он видит
в том, что человечество отвернулось от
Бога. Выход из глубокого кризиса, в котором
оказалась Россия, он видит к обращению
к христианству.
- Религиозно-идеалистическая
философия В. Соловьева. Концепция всеединства. Основоположник русской религиозной
философии. Считал, что главная задача
философии – дать русскому человеку правильное
понимание христианской ценности или
божественной мудрости, т.е. Софии. Ни философия,
ни наука без веры дать это знание не может,
т.к. значение будет не полным. Человек
должен познать Бога. Бог – всеединство
мира, потому что мир начинается с творения
Бога. Сначала Бог творит:1.неограниченная
природа.2. растительное. 3.животное. 4.человеческое
царство. Цель человеческой жизни воссоединение
с Богом вернуться к нему, т.е. попасть
в царство божье. Божье царство – общество
нравственных людей, верующих в Бога. Главная
сложность в том, что даже верующие люди
веруют в него по-разному. Для того, чтобы создать Божье царство или абсолютное всеединство, нужно создать всемирную церковь, т.е. установить единую веру. В качестве первого шага он придумал единую христианскую веру.
- Русский космизм. Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Л.Чижевский. Учение о том, что между космосом и человеком
существует неразрывная связь. Русский космизм: фантастический и научный. Фантастический (Федоров). Человечество должно объединиться для того, чтобы победить смерть, все материальные и научные средства должны работать на эту цель. Когда цель достигнута, надо оживить предков и полететь в путешествие на Земле. Необходимо управлять погодой (хороший урожай). Научный. Циолковский. Земля – часть Вселенной, своеобразный заповедник. Во всей остальной Вселенной нет смерти и нет жизни, все существа вечны, потому что обмениваются атомами. С помощью ракет человечество начнет расселяться по Вселенной и тоже станет бессмертным. Человек разумный превратиться в разумное животно-растение, которое будет питаться солнечной энергией. Чижевский. Он установил зависимость многих земных процессов от солнечных. Прежде всего солнечные циклы влияют на биологические процессы, на социальные тоже. На период солнечной активности приходятся многие войны, революции, беспорядки. Вернадский. Создатель учений моно- и биосферы. Биосфера – природная оболочка Земли. Человек своей деятельностью изменяет биосферу и может стать причиной ее гибели, поэтому деятельность человека должна быть разумной, человек должен учитывать не только свои потребности, но и законы природы. Цивилизация – часть биосферы, следовательно, все что делает человек не должно противоречит биосфере. Высший этап – наносфера, т.е. сфера разумной деятельности человека в природе.
- Русская религиозная философия
пер.половины 20в., ее представители. Русский фил-ий Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической фил-ии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой фил-ии и к-ры, с одной стороны, и с др. – на длительном процессе развития отечественной фил-ой мысли. Религиозно-идеалистич-ая фил-ия нач. 20в. следовала по пути славянофилов и отличалась от них положит-ой оценкой современных им исканий зап-ой фил-ой мысли. Идея Соловьева – возможность достижения единства русского православия и западной религии и к-ры. Розанов. Был глубоко верующим чел-ом. Постоянно размышлял о вере, о человеч-ой любви, о родине, России. Выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Нигилизи и революция, для Р., были однопорядковыми явлениями. В рев-ции видел лишь разрушение нац-ой жизни, «конец России».
Бердяев. Ведущие темы: моральная тема (занявшая
центральное место в его творчестве); проблема
сущности и существования чел-а; историческая,
социальная тема. Истоки кризиса современной
цив-ции по его мнению состоят в том, что
чел-во отвернулось от Бога ради мечты
о величии чел-а. Выход из кризиса виделся
им в возврате на новом, высшем уровне
к «вечной правде христианства». Шестов. Гл.идею – утверждение философии теоцентризма,
всецело основанной на вере, обосновывает
путем док-ва иррациональности бытия и
острой критики фил-ии рационализма. Вывод: истинная
фил-ия вытекает из того. Что есть Бог.
- Особенности социального
познания. Онтологическая, гносеологическая
и ценностная стороны социального познания. Познание
общества имеет следующие особенности:
1 Объективные законы материального мира
проявляются через деятельность субъектов,
т.е. людей. Это влияние субъектов на объективные
процессы называется субъективным фактором.
Из-за действия субъективного фактора
объективные законы проявляются по разному , в разное время и в разных местах. 2. Изменения в обществе происходят быстрее, чем изменения в природе. Этапы развития природы длятся миллионы лет, а этапы человечества тысячи или сотни. 3. Историческое развитие в отличие от природного имеет не прямолинейный, а зигзагообразный характер из-за действия субъективного фактора. 4. Социальное познание имеет 2 уровня: 1) Эмпирический, который осуществляется с помощью методов наблюдения, описания, измерения и моделирования. Результатом являются социальные факты. В отличие от объективных природных они имеют объективно-субъективный характер, потому что является: во-первых результатом деятельности людей, во-вторых выявляются и оцениваются людьми. 5. Познания обычно начинаются со сбора фактов, затем ставится теоретическая задача, факты анализируются, либо подтверждают, либо опровергают гипотезу. Проверка полученных знаний происходит на практике. Социальное познание начинается с постановки теоретической задачи под которую отбираются факты, если факты подтверждают гипотезу, то создается социальная теория – система знаний об обществе, включающая в себя понятия суждения и закон. Социальную теорию не всегда можно проверить на практике, ее задача заключае6тся в том, чтобы направлять исследования общества и по возможности объяснять его. 3стороны социального познания: 1. Онтологическая: выявление объективных законов общественного бытия (жизни). Общественное бытие – это жизнь человека в обществе. Люди – это субъекты, следует вопрос, а могут ли быть объективные законы в обществе, где действуют субъекты?. Исходя из положения о материалистическом характере общества философия предполагает, что как и в остальном материальном мире в социуме действуют объективные законы и факторы. Такими являются законы и факторы экономики. Их нельзя отменить потому что в них заинтересован человек как материальное существо. Без них невозможно удовлетворение его физиологических материальных потребностей. Если не будет
экономики человечество вымрет либо деградирует. С позиции идеализации объективным в обществе могут быть законы установленные сверхъестественным разумом (Богом). 2. Гносеологическая: заключается в том, что бы получить в процессе познания социальную истину, которую в последствии можно использовать на практике, если в обществе действуют объективные закономерности, то через изучение социальных фактов эти закономерности можно познать. Установить истинность социальных знаний можно. Социальной истиной признается только то, что подтверждается множеством социальных фактов, имеющих различное происхождение. Но и в этом случае нужно помнить о действии субъективного фактора. 3. Аксиологическая: дать максимально объективную оценку общественным явлениям. В обществе все события значимы, но значимость различна. Одни способствуют развитию прогресса. Критерий прогресса позволяет определить ценность социальных фактов. Кроме того у каждого исследователя ест своя система ценностей с помощью которой он и изучает общество. Один и тот же факт может получит разные и даже противоположные оценки. Синтез этих оценок позволит рассмотреть социальные явления со всех сторон, а значит
максимально приблизится к объективной истине.
- Философия позитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Позитивизм - широко распространенное течение в философии,
основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом
Огюстом Контом. Как совокупность философских
идей, распространенных по всему миру,
позитивизм имеет следующие черты:
- В противовес
субъективному идеализму И. Канта, позитивизм
отказывается от признания априорного
познания единственным средством достижения
подлинного знания. В качестве единственного
средства научного познания позитивисты
выделяют научные методы.
- Наука рассматривается
позитивистами в качестве средства познания
и преобразования мира. Позитивисты верят
в силу научной рациональности.
- Позитивисты
полагают, что наука способна выявить
в процессах природы и общества закономерное.
- Для позитивизма
характерна вера в прогресс.
Неопозитивизм («логический
атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая
философия», «логический эмпиризм») будет
широко распространенным философским
течением. В рамках ϶ᴛᴏго течения были
развиты идеи «первого позитивизма» и
«второго позитивизма». Общая черта
неопозитивизма, чаще всего
называемого сегодня «аналитической
философией», — детальное исследование языка с
целью прояснения философских проблем.
Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми
для логико-методологических исследований
становятся концепции постпозитивизма,
или, как его иногда называют, «четвертого
позитивизма». Продолжая поиски позитивизма
в области повышения научности, строгости
философии, его представители, наиболее
известными из кᴏᴛᴏᴩых будут К. Поппер,
Т. Кун.
- Неокантианство и проблема
ценностей в социальной философии. Неокантианство
известно своим учением о ценностях (авторы
– Г.Риккерт, В.Виндельбанд). Они считали что в развитии общества нет ни каких объективных закономерностей и каждое событие имеет свою индивидуальную причину. Поэтому единственное с помощью чего можно изучать общество – это ценности ( это то что имеет значимость для человека).
На их основе люди создают те идеалы к которым пытаются приблизиться с помощью своей деятельности. Ценности идеалы, но объективны. Г. Риккерт ценностями считал: 1.истину. 2.красоту. 3. бога. 4.нравтсвенность. 5.счастье. 6. «личную святость». Так же как и ценности идеалы объективны целью развития общества является достижение нравственных, политических, религиозных и эстетических идеалов. Без идеалов не может развивать не одно общество.
- Материалистическое понимание
истории и его современная оценка. Исторический
материализм (Маркс, Ленин). В основе своей
имеет материалистическое понимание истории.
Оно заключается в том что общество, как высшая форма движения материи развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антогонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.
- Философское понятие материи.
Системно-структурный характер организации материального
мира. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения
физической субстанции вообще, в противоположность
сознанию или духуВ современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выбрано понятие системы.
Система представляет собой совокупность элементов
и связей между ними. Совокупность связей
между элементами образует структуру
системы. Суще-ют 2 типа связей между элементами
системы – по «горизонтали» и по «вертикали».
Связи по «горизонтали» - это связи координации между однопорядковыми
элементами. Связи по «вертикали» – это
связи субординации, т.е.соподчинения
элементов. Исходным пунктом всякого системного
исследования является представление
о целостности изучаемой системы. Целостность системы означает,
что все ее составные части, соединяясь
вместе, образуют уникальное целое, обладающее
новыми интегративными свойствами.
В
естественных науках выделяют 2 больших
класса материальных систем: системы неживой
природы и системы живой природы. В неживой
природе в качестве структурных уровней
организации материи выделяют элементарные
частицы, атомы, молекулы, поля, макроскопические
тела, планеты, звезды. В живой природе
к структурным уровням организации материи
относят системы доклеточного уровня
– нуклеиновые кислоты и белки; клетки
как особый уровень биологической организации,
представленные в форме одноклеточных
организмов и элементарных единиц живого
вещества; многоклеточные организмы растительного
и животного мира. В природе все взаимосвязано,
поэтому можно выделить такие системы,
которые включают элементы как живой,
так и неживой природы – биогеоценозы.
В науке выделяют 3 уровня строения материи. Макромир – мир макрообъектов, размерность
которых соотносима с масштабами человеческого
опыта. Микромир – мир предельно
малых, непосредственно не наблюдаемых
микрообъектов. Мегамир – мир огромных
космических масштабов и скоростей, расстояние
в котором измеряется световыми годами,
а время существования космических объектов
– миллионами и миллиардами лет.
- Проблема бытия в истории философии и ее современное понимание.
Бытие – это существование вообще. Проблема
понимания, осмысления бытия возникла
с первых шагов теоретического познания
мира. В античности школа элеатов, в частности,
философ Парменид V – IV вв до н.э. поставил
в философии впервые эту проблему. Этой
проблематикой занимались Ксенофан, Зенон.
Люди начали терять веру в традиционных
богов Олимпа. Рушились основы миропонимания.
Человек терял жизненную опору, гарантию
устойчивого существования. Для избавления
от отчаяния человек начал поиск новых
гарантов своего существования. Парменид
в своем учении «заменил» власть богов
на власть мысли. Но эта мысль не зависела
от эмпирического, чувственного опыта
людей. Это так называемая «чистая» мысль.
Необходимость – вот Божество, правда,
Судьба – она вечна, неуничтожима. «Все
по необходимости». «Быть» в повседневном
употреблении означает существовать в
предметно-чувственном мире. Философский
смысл бытия заключается в том, что за
миром чувственных вещей. Это можно увидеть
«очами» разума, мысли. Бытие – Космический
разум. А человеческое мышление получает
знания только в контакте с Разумом, который
и есть бытие. И человеку здесь нечем гордиться.
Бытие вкладывает в его уста размышления
и доказательства Истины.
Проблема бытия рассматривается как
нечто противоположное небытию, на фоне
противоположности. У бытия нет прошлого
и будущего, нет движения, оно только в
настоящем. Здесь и сейчас. Проблема бытия
в древней Греции решается материалистически
(Гераклит «Атомарное строение мира»),
как проблема субстанции. Таким образом,
субстанциональным началом всего сущего
бытия является атом. В это же время идеалисты
Платон и Сократ не соглашаются. Реально
существует идея бытия. Теория бытия «идеальна».
С этого момента и разделяются материализм
и идеализм. Сущность бытия идеализирована.
Идея, а не атом – основа всего сущего.
По Платону идея делится на идеи вещей,
фактов, событий и идею управления фактами,
событиями, то есть Димиург.
Современное понимание бытия
мира и человека.
Бытие – это вся реальность – материальная
и духовная: материальные предметы, вещи,
процессы, явления, свойства, отношения
и их связи; психические явления, плоды
фантазии, вымыслы, идеи и т.п.
В бытии выделяют природную, социальную формы,
бытие человека и духовную форму.
К природной относят бытие естественных
вещей и состояний природы. Это так
называемая первая природа, нерукотворная. Социальная
форма – это бытие общества или общественное
бытие. Ее результатом является так называемая
вторая природа. В данном случае техника
(как процесс и продукт) оказывает все
большее влияние на человека, общество
и первую природу. В ней сливаются два
вида явлений: целенаправленная деятельность
человека и вещества, свойства, законы
внешнего объективного мира. Бытие человека представляет
собой единство природного и социального.
Генетическая программа, заложенная в
человеке природой, реализуется путем
его социального способа существования.
Бытие духовного связано с бытием человека
и подразделяется на индивидуализированное
и вне- или надиндивидуализированное.
Каждая из форм бытия специфична и развивается
в соответствии со своими законами. Вместе
с тем, все они имеют одно и то же основание
– материю. Именно развитие материи привело
к возникновению человека и формированию
социальной и духовной сфер.
- Общество как целостная
саморазвивающаяся система, ее основные
элементы. Общество – социальная философия рассматривает
как динамическую систему состоящую из нескольких под систем. Система- это единство элементов определенным образом связанных др. с др. Способ соединения элементов систем называется структурой. Элементы системы общества: 1. Люди объединенные в социальные группы и связанные друг с другом общественными отношениями. В эти отношения они вступают в процессе совместной деятельности. 2. Производительные силы. 3. Политический строй. 4. Общественное сознание. Структурой системы общества является совокупность всех общественных отношений: 1.производственных. 2.социальных. 3.политических.4.идеологических. Систему общества можно представить как единство 4 подсистем или сфер общественной жизни. Экономика→ социальная сфера →политика→ духовная сфера. Все подсистемы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и могут развиваться разными темпами. Обычно опережающим развитием отличается экономическая сфера, но возможно развитие духовной сферы на базе старой экономической системы. В этом случае идеология оказывает стимулирующее влияние на экономику. Общество – это развивающаяся, т.е. динамичная система и причины развития всегда имеют внутреннее происхождение. Вот почему нельзя из вне воздействовать
на развитие общества, если оно к этому
не готово. Общество – это саморазвивающаяся система. В обществе действуют общие законы материального мира потому что оно является частью этого мира, но в обществе действует человек наделенный высокоразвитым сознанием, поэтому кроме объективных законов в обществе действует и субъективные факторы :теории, взгляды, убеждения, ценности,
нормы, психологические качества людей,
которые влияют на направление развития
системы общества и на темпы этого развития.
Человек действует в обществе в соответствии сос своими интересами.