Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:02, шпаргалка
1 Философия, ее предмет, функции и структура
Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Свойства времени: одномерность, бесконечность, однородность, направленность протекания.
Статистическая концепция времени допускает обратный ход времени.
Динамическая концепция времени вводит понятие «стрела времени» и не допускает наличие машины времени.
2) биологическое пространство-
3) психологическое пространство-
4) культурное пространство –время
2 концепции, объясняющие пространство и время:
1) субстанциальная: пространство и время существуют независимо от людей (Ньютон).
2) реляционная: пространство
и время зависят от
Способом существования материи является движение. Движение – неотъемлемое свойство материи, изменение состояния в результате взаимодействия тел. Источником движения является противоречие.
Формы движения материи: механическая, физическая, биологическая, социальная.
Всякое усложнение в живой природе называется развитие. Развитие общества – прогресс.
Современная наука в описании материи базируется на: квантовой физике, общей теории относительности, синергетики – теория самоорганизации сложных открытых систем. Любые закрытые системы стремятся к хаосу. Открытые системы способны сами переходить от хаоса к порядку.
32. Понятие материи в философии, ее структура и основные категории.
Согласно метафизическому пониманию, материя вечна, неизменна, неуничтожима. Согласно диалектическому материализму, разработанному К.Марксом, Энгельсом и Лениным, материя есть объективная реальность, охватываются все формы бытия и характеризуется:страстью, движением и отроженным сознанием.
Ленин:"Материя-философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в осуществлениях его, кот. копируется, фотографируется, отражается нашими осуществлениями,существуя независимо от них."
Уровни орг-ции материи:
1.МИКРОУРОВЕНЬ: эл. частицы, атомы, малекулы.
2.МАКРОУРОВЕНЬ:начиная с
простейших организмов,
3.МНОГОУР.: сверхгалактики, метогалактики.
Формы материи:
1.Пространство-форма бытия материи, выражается ее протяженность, сосуществование и взаимодействие элементов.
2.Время-последовательность состояний, форма возникновения, становления, разрушения.
33 Диалектика как учение о развитии мира.
Диалектика-теория и метод познания действительности, основанный на разрешении противоречий, учении о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общ-ва и мышления.
Формы диалекттики(исторические):
1)Стихийная диалектика
древних(первый диалектик
2)Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.
3)Материалистическая
- объективная -движение и развитие в самом материальном мире(не зависит от сознания)
-субъективная(движ-е и развитие мыслей, понятий).Отражает в сознании объект. диалектику.
4)Диалектика-логика
Предмет диалектики-всеобщие общественные принципы и законы развития мира.
Исходные принципы:
1.Единства и борьбы противоположности.
2.Принцип развития.
3.Принцип всеобщей связи. Выражается через категории и законы.
34 Проблема происхождения человека
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых важных в философии. Особенно актуальна она в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека
Начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии, в частности, положила античная Греция. Первоначально человек в древнегреческой философии существовал не сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимавшихся как АБСОЛЮТНЫЙ ПОРЯДОК И КОСМОС.
В средневековье человек рассматривался прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем сводилось к тому, что человек есть "образ и подобие Бога".
Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название ГУМАНИЗМА. Если мыслители средневековья решали проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения и Нового времени ставила его на земную основу и на этой почве пыталась решить антропологические проблемы. Философы этого времени не отрицали Бога полностью, но делали своим знамением не его, а человека. Критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек от природы, от дня своего рождения добр и негреховен.
На объяснение ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА значительное влияние оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. В ней вывод о том, что человек как биологический вид своими родословными корнями уходит к обезьяноподобным предкам. После смерти ученого находки ископаемых обезьянолюдей подтвердили справедливость такого объяснения.
Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю. В результате трансформировались функции их передних конечностей. Постепенно они превратились в органы для использования орудий труда и производства необходимых изделий и продуктов. Труд способствовал развитию мозга, появлению сознания и речи.
З. Фрейд полагал, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим главным образом животными инстинктами.
35 Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни в философии
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
36 Философское понимание взаимосвязи общества и природы.
Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.
В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.
Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.
Первоначально при крайне примитивной материальной базе и силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека. Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек — как совокупность атомов (Демокрит).
Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как непосредственную цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
37 Проблема происхождения человека
Антропогенез - учение о происхождении человека.
Социоантропогенез - учение о происхождении человека и общества.
3 теории присхождения человека:
1) Креационизм. Человек произошёл от Бога.
"+": Нельзя опровергнуть.
"-": Не имеет научных подтверждений.
2) Теория эволюционизма. Человек есть результат длительной биологической эволюции. Человек появился 100 - 150 тысяч лет назад из человекообразной обезьяны. Наши ближайшие предки - австралопитеки (человекообразные приматы, прямоходящие, но не обладающие членораздельной речью.
"+": Имеются научные подтверждения.
"-": Не найдены все
переходные формы. Мутации не
приводят как правило к
3)Теория инопланетного происхождения человека.
подтверждение:
1. Развитость древнейших цивилизаций по сравнению с ... народами.
2. Обращение к небу во время совершения религиозных культов.
Недостатки:
1. Не зарегистрировано
контактов с инопланетными
2. Недостаточно научных подтверждений.
38 Общество и его структура. Гражданское общество и государство
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.Гражданское общество — это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.