Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:14, контрольная работа
Новая эпоха утверждает возрождения античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.
Введение 3
1.Новые мировоззренческие принципы 4
2. Итальянское Возрождение 9
3. Северное Возрождение и Реформация 22
Заключение 32
Список использованной литературы. 33
Оглавление
Введение 3
1.Новые мировоззренческие принципы 4
2. Итальянское Возрождение 9
3. Северное Возрождение и Реформация 22
Заключение 32
Список использованной литературы. 33
Начиная с ХУ вв. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд изменений, которые ознаменовали начало новой эпохи, которая вошла в историю под названием эпохи Возрождения. Эти изменения были связаны прежде всего с процессом секуляризации освобождения светской жизни от религии и церковных институтов и происходили сначала довольно медленно и по-разному протекали в разных странах Европы.
Новая эпоха утверждает возрождения античной культуры, античного образа жизни, античного мышления, отсюда и новое название "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству, но оно возникает как интеграция развития средневековой культуры, а потому несет в себе еще и такие качества, которые не были характерными античности.
Важнейшей отличительной
чертой мировоззрения эпохи
Многие идеи эпохи Возрождения зародились еще в XIII веке, когда основными были идеи Фомы Аквинского. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.
Первая особенность философии эпохи Возрождения – ее антисхоластическая направленность. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она развивается независимо от нее и строится в основном на ином понимании средневековых принципов.
Другая особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Если философия Средневековья была теоцентрична (ставила в центр всего бога), то характерная особенность философской мысли Возрождения - человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном космического бытия.
Антропоцентризм стал основой нового направления в философии – гуманистического. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрождения.
Третья ее характерная
черта - создание новой пантеистической
картины мира, отождествляющей Бога
и природу. Если в средневековье
Бог и природа, материя и форма
резко противопоставляются, то в
философии Возрождения
Дальнейшая эволюция мировоззрений эпохи Возрождения была тесно связана с бурным развитием естественных наук, что даже вызвало новое течение и новый термин - натурфилософию.
Таким образом, к характерным
чертам философии эпохи Возрождения
относятся следующие свойства. Во-первых,
антропоцентризм и гуманизм - преобладание
интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство,
что вызвало торжество
В соответствии с этим основными
направлениями философии эпохи
Возрождения являлись гуманистическое,
неоплатоническое, натурфилософское и
социально-политическое. Предметом
исследований гуманистического, неоплатонического
и натурфилософского
Эти направления развивались не одновременно. В хронологическом отношении развитие философии западного Возрождения условно принято разделять на три периода и на три основных течения мысли:
1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина XIV - середина XV веков.
2-й период (неоплатонический): середина XV – первая треть XVI века.
3-й период (натурфилософский): конец XVI - начало XVII века.
Термин «гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности. У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной «Комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.
Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.
Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.
Теоцентризм средневековья «преодолевает» и Ф. Петрарка (1304-1374) и делает это с большей уверенностью, чем Данте Алигьери. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое». Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека», где подчеркивается, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.
Мировоззренческая .направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — философии эпохи Возрождения.
Теоретическое основание
новой философии составили
Предметом философии становится
земная жизнь человека, его деятельность.
Задачей философии является не противопоставление
духовного и материального, а
раскрытие их гармонического единства.
Место конфликта занимают поиски
согласия. Это относится как к
природе человека, так и к положению
человека в окружающем мире — мире
природы и общества. Ценностям
средневековья гуманизм противопоставляет
ценности земного мира. Следование
природе провозглашается
Формируется новая этика,
основанная на единстве души и тела,
равноправия духовного и
Человеческое в человеке
— это всего лишь возможность,
заложенная в нем Богом. Для своего
осуществления она требует от
человека существенных усилий, культурной
и творческой деятельности. В процессе
жизнедеятельности природа
Мир и человек — творение
Бога. Прекрасен мир, созданный для
наслаждения. Прекрасен и человек,
созданный для наслаждения
В качестве резюме можно
сказать, что философия гуманизма
«реабилитировала» мир и
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется
принципиально новый подход к
оценке античного наследия. По убеждению
Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит
не слепое подражание мыслям замечательных
предшественников, а стремление подняться
до высот античной культуры и в
то же время переосмыслить и в
чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная
Петраркой, стала ведущей в отношении
гуманизма к античному
Первый гуманист считал,
что содержанием подлинной
Своими рассуждениями
Петрарка заложил основу формирования
личностного самосознания эпохи
Возрождения. В разные эпохи личность
осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем
Гуманисты вырабатывают новый
подход к пониманию человека, в
котором огромную роль играет понятие
деятельности. Ценность человеческой
личности для них определяется не
происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».