Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 09:36, контрольная работа
Одновременно с Древней Грецией (но совершенно независимо от неё) бурное развитие социально-политической мысли происходило в Китае. Период китайской истории с 403 по 221 г. до н. э. называют Чжаньго – Борющиеся царства. Между десятками китайских княжеств шла упорная борьба за господство в Поднебесной (так китайцы называли свою страну). Рушился вековой уклад. На смену традиционной морали приходили новые ценности.
Введение
стр.3
Конфуций
стр.3
Конфуцианство: ритуал, традиция и возвращение утраченной
гармонии
стр.5
Пять добродетелей
стр.9
Учитель и ученик
стр.10
Ритуал
стр.11
Заключение
стр. 12
Литература
стр. 13
2) Родителей и детей. Здесь подчёркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей проявлять к ним почтительность.
3) Мужа и жены. Права мужа не ограничивались, а обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и работе по хозяйству.
4) Старшего и младшего. Требовалось уважать не только старшего, по возрасту, но и старшего по положению, чину, званию, мастерству.
5) Между друзьями. Отношения между
ними должны были носить
Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз».
Положительный герой конфуцианства – чиновник, государственный деятель, учёный, которому свойственны пять добродетелей.
Учитель и ученик
Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а потомкам – ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знаний из уст в уста и «от сердца к сердцу» исключала возможность превратного толкования учения. Поскольку, согласно канону «пяти связей», отношения старшего и младшего считались важнейшими в обществе, долг ученика перед наставником и старшими товарищами являлся пожизненным и неоплатным.
Гармонизации общества, прекращению войн и бунтов должна способствовать осуществляемая государством политика имущественного равенства («Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство», - учил Конфуций) и Датун – «великого единения» (все люди как один человек подчиняются небесным законам). Единство народа, обретаемое в государстве, трактуется в конфуцианстве в первую очередь как единство чувств, единство психологическое. Поэтому важно, чтобы у власти оказались справедливые люди: «Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».
Разделяя веру в то, что земная жизнь зависит от общекосмических циклов, конфуцианцы выдвинули идею «изменения небесного предопределения». Согласно ей, государственная власть следует природным круговоротам, а значит, идёт к органической реставрации естественного порядка вещей в случае его нарушения. Конфуцианцы пристально всматривались в прошлое, пытаясь разглядеть в нём контуры будущего.
Ключевую роль в управлении государством Конфуций отводил традиции, ритуалу, формированию у людей определённых стереотипов поведения. В ряде сочинений он сравнивал государя с пахарем, а чувства его подданных – с полем, которое тот обрабатывает. При этом монарх оказывает воздействие на подданных посредством ритуала.
Ритуал
Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое выполнение обрядов (ли). «Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то всё перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды – не будет супругов и разовьётся разврат со всеми его преступлениями… уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений – дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь – исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия». «Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в «Ли-цзы» (древнекитайский трактат о правилах поведения), - это всё равно, что слепому быть без проводника; всё равно, что искать чего-либо без свечи в тёмной комнате. Ли составляют необходимое условие народного существования. Если нет ли, то нельзя правильно служить духам Земли и Неба; если нет ли, то нельзя разграничить высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)…».
Со временем отношение к народу как к косной массе, объекту воспитательного воздействия со стороны благой власти среди конфуцианцев усилилось. Это было связано с тем, что многие конфуцианцы из странствующих мудрецов, независимых от власти и переезжающих из княжества в княжество, превратились в государственных чиновников, а само конфуцианство стало официальной идеологией Поднебесной империи (II в. до н. э.).
Конфуцианец Сюнь-цзы (около 313 – около 238 г. до н. э.), служивший чиновником, утверждал: «Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретённое… Поэтому необходимо путём воспитания изменять природу человека». Все добрые правила и принципы созданы мудрецами и правителями, которые должны привить их народу (если понадобится, то насильно). Сюнь-цзы призывал ликвидировать разномыслие, «безжалостно убивать тех, кто хотя и обладает талантами, но в своих поступках идёт наперекор времени».
В человеке, как считали поздние конфуцианцы, изначально заложены корысть, алчность, жестокость. Поэтому единственным благим и гармонизирующим элементом общественной жизни является власть, которая кладёт предел страстям и беззакониям, воспитывает человека в страхе перед законом. Живые межличностные связи теперь вытеснялись подчинением и внешней регламентацией. Сюнь-цзы подчёркивал: «…ритуал предполагает ранги, различающие знатных и низких людей, различия между старшим и младшим, соответствие этим рангам и различиям в бедности и богатстве, почитании и презрении».
Заключение
Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись честно служить людям, можно ли достойно служить духам?». Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т.е. просто как «ученые», «образованные»).
Политические идеи Конфуция и его последователей оказали решающее воздействие на формирование китайской цивилизации, становление её политических учреждений, социальной и морально-правовой мысли вплоть до настоящего времени.
Литература
1. Энциклопедия Аванта+ :
Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте
и Шиллера. М., 2001.
Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004.
Том 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. М., 2005.
2. Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978.
3. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1993.
4. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М., 1986.
6. Переномов Л.С. «Конфуцианство
и легизм в политической
М., 1981.
1 Энциклопедия Аванта+ : Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.
М., 2001. (с.28)
2 Энциклопедия Аванта+ : Том 18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. М., 2004. (с.106)
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.