Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа
При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин.
Цель курсовой работы – изучить феномен самовольного ухода из жизни и эвтаназию как один из способов ухода из жизни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 САМОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ………………………………….5
1.1 Исторический аспект изучения самовольного ухода из жизни (сиуцида)…………………………………………………………………………..5
1.2 Социальные и асоциальные факторы, сопутствующие суициду…..11
1.3 Философский аспект анализа самовольного ухода из жизни (суицида)…………………………………………………………………………15
2 ЭФТАНАЗИЯ КАК СПОСОБ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ……………………18
2.1 Историко-социальный аспект эвтаназии…………………………….18
2.2 Современный философский аспект эвтаназии……………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...31
Итак, только при наличии информированного
согласия компетентного пациента эвтаназия
приобретает единственно
Наряду с этим здесь есть и еще одна проблема, касающаяся тех случаев, когда пациент находится без сознания и не может доступным образом выразить свое мнение. В большинстве случаев это больные, длительное время находящиеся в персистирующем вегетативном состоянии (ПВС). В заявлении о ПВС ВМА, принятом 41-й Всемирной медицинской ассоциацией в 1989 году, говорится, что «врачам все чаще приходится принимать болезненные решения о моменте прекращения дорогостоящего искусственного жизнеобеспечения», т.е. применять так называемую недобровольную эвтаназию. Учесть волю самого пациента в такой ситуации очень трудно. Наиболее рациональным выходом из положения было бы документирование желания пациента заранее, хотя, как было отмечено, человек может и не предвидеть «той физической и психической крайности, которая может поставить вопрос о продолжении его жизни» [16, С. 66].
Можно привести следующие доводы противников эвтаназии: это - вероятность постановки ошибочного диагноза либо открытие препарата, который может спасти жизнь пациенту. Последнее обстоятельство, как правило, уже не играет существенной роли в судьбе конкретного пациента, а по поводу первого обстоятельства Дж. Рейчелс говорит, что в таком случае применение как пассивного, так и активного типа будет иметь одинаково плачевные последствия. Дискуссию о предназначении, принципах и гуманизме медицины следует отнести к чистой этике. Гораздо важнее соображение о том, что «разрешение эвтаназии может стать определенным психологическим тормозом для поиска новых, более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных». Но вот с чем нельзя не согласиться, так это с тем, что велика возможность злоупотреблений при применении эвтаназии [11, С. 209].
Человек, обреченный на смерть и испытывающий при этом физические и душевные страдания, с полным основанием может быть отнесен к категории социально незащищенных граждан. Забота о нем - обязанность не только трудоспособных родственников, но и общества в лице государства. Таким образом, осуществление смертельно больным человеком права на жизнь в условиях социального государства из сферы личного переходит в сферу публичного – это, во-первых.
Во-вторых, постепенный уход из жизни неизлечимо больного человека сопровождается страданиями, не зависящими от воли человека или иных физических и юридических лиц. В принципе, сохраняется призрачная возможность того, что в будущем подобная болезнь будет побеждена, что и является одной из главных причин отказа от эвтаназии, но, как правило, на судьбу конкретного человека эта перспектива уже не оказывает существенного влияния [11, С. 214].
Если больной не предпринимает попыток расстаться с жизнью и стоически переносит мучения, задача общества и государства в лице органов здравоохранения - облегчить ему мучения и попытаться приблизить, насколько это возможно, качество жизни больного к условиям, достойным человека. Другое дело, когда такая возможность по объективным, не зависящим от названных органов и самого человека причинам оказывается недостижимой и больной просит о смерти, исходя из простой гуманистической формулы «Жизнь дана человеку, чтобы достойно с ней расстаться». Тогда отказ в эвтаназии может быть содержательно приравнен к применению к человеку пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, императивно запрещенного ст. 21 Конституции РФ.
Таким образом, если человеческое достоинство относится к числу личных, индивидуальных прав и свобод, неотъемлемых и принадлежащих ему от рождения, то достойная человека жизнь - это категория социальная, раскрываемая в содержании основ конституционного строя и положениях публично-правовой части основ статуса человека и гражданина. Следовательно, обеспечение жизни, достойной человека, - это не только одно из конституционных прав человека и корреспондирующая с ним обязанность общества и государства, но и юридический принцип, пронизывающий содержание всех основ правового статуса человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно
«Живая», личностная вера преодолевает конфликт человека и мира, а также раздвоенность человека на путях абсолютной свободы. Остается еще один важный момент внутреннего бытия человека, сопряженный с суицидальными попытками, - это решение проблемы существования зла и страдания в мире.
Если суицид есть во многом следствие глубокой меланхолии от разочарования личности в возможности исправления наличного зла в мире, включая смерть, то необходимо решить проблему характера и основных источников зла. Зло, с философско-богословской точки зрения, можно истолковать по меньшей мере двояко: либо как самостоятельную субстанцию, либо как недостаток добра.
Один из психотерапевтических
подходов к разрешению проблем
внутренней готовности
Отношение к эвтаназии Православной
Церкви в отличие от светского
общества определено четко и жестко.
Православие резко негативно
относится к возможности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Т.Т. Эвтаназия в России: Право человека на ее осуществление / Т.Т. Алиев // Современное право. – 2008. - №5. – С.46-50.
2. Алексеев П.В. Философия: Учебн
3. Ардашева Н.Л. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые условия ее применения / Н.Л. Ардашева // Вестник РАМН. - 1996.- С. 4-18.
4. Гусейнов А.А. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности / А.А. Гусейнов // Философские науки. - 1990. - № 6. - С. 81-87.
5. Капинус О.С. Мировые тенденции легализации эвтаназии / О.С. Капинус // Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности: Сборник статей. - М.: Буквовед, 2008. - С. 67 - 95.
6. Красненкова И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой / И.П. Красненкова // Вестник МГУ. – 2002. - №3. – С. 28-35.
7. Красненкова И.П. Один на один со смертью (Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида) / И.П. Красненкова // Вестник МГУ. – 2007. - №4. – С. 14-23.
8. Миллард Д.У. Эвтаназия: дебаты в Британии / Д.У. Миллард // Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - № 4. - С. 107 - 109.
9. Пулатов А.Л. Эвтаназия: проблема жизни и смерти / А.Л. Пулатов // Здравоохранение. - 1991. - № 6. - С. 60-64.
10. Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2004. - 438 с.
11. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия / Дж. Рейчелс // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Слово, 1998. - С. 201 - 223.
12. Романовский Г.Б. Эвтаназия: анналы истории / Г.Б. Романовский // Медицинское право. – 2007. - № 3. – С. 32-45.
13. Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии: с позиции «за» и «против» / Ю.А. Чернышева // Медицинское право. – 2008. - № 3. – С. 41-52.
14. Чернышева Ю.А. Легализация эвтаназии в России / Ю.А. Чернышева // Общество и право. – 2008. - № 2. – С. 26-31.
15. Филиппов Ю.Н. К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе / Ю.Н. Филлипов, О.П. Абаева, М.Н. Зазвонов / Вопросы философии. – 2008. - №2. – С. 42-49.
16. Фут Ф. Эвтаназия / Ф. Фут // Философские науки. - 1990. – № 6. - С. 60-67.