Является ли философией учение Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Конфуцианство — это одна из моделей управления обществом. Уважение к старшим, любовь к младшим, человеколюбие, культурность, природа человека – это всё и многое другое – базовые понятия конфуцианства.
Эти определения из толковых словарей достаточно мягки и размыты и им легко соответствовать, но, тем не менее, убедившись, что конфуцианство подходит под определение философии, а философия как мы знаем это наука, будем последовательно разбираться в отдельных вопросах. И проверим их на соответствие следующим основным признакам научного знания

Содержание

Введение 3
Доказательность 5
Логическая непротиворечивость 6
Подтверждаемость опытом 9
Системность 10
Минимум оснований (простота) 13
Воспроизводимость 14
Предсказательная сила 15
Преемственность 17
Наличие методологии 18
Формализация 19
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_Filosofii.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

1. благородный муж - занимает  одно из центральных мест во  всем учении. Ему отведена роль  идеального человека, примера для  подражания двум остальным категориям.

2. обычные люди, толпа.  Нечто среднее между благородным  мужем и ничтожным человеком 

3. ничтожный человек 

О благородном человеке учитель  сказал так: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу".

Конфуций огромное внимание в своих работах уделяет государству  и конечно он не мог не рассматривать  человека в государстве и поэтому  поделил всех людей на две части: управляющие и управляемые. Естественно  большее внимание уделяется управляющим, ведь они отцы народа. На них возлагается большая ответственность, и они должны полностью соответствовать своей должности.

Для них есть специальные  Дао, их четыре:

  • Самоуважение. Ведь кто не уважает самого себя, не испытывает этого чувства, тот тем более не может уважать и других.
  • Ответственность. Надо уметь чувствовать ответственность за себя, свои поступки и за народ.
  • Доброта воспитателя.  Ведь только так можно повысить общий уровень народа, научить его добру и воспитать достойных граждан.
  • Справедливость. От этого зависит благополучие всего общества.

Ещё они должны искренне любить свой народ, быть добродетельны  и учиться.

«Благородный муж винит себя, малый человек винит других».

          Идеальный благородный человек должен постигнуть Дао, только это и ничего более не должно его беспокоить, даже полная нищета. Конечно, у благородного человека должны быть определённые черты и одна из них это гуманность. Распознать гуманность в человеке не так-то просто, это его внутреннее свойство. Этот человек всегда честен, готов идти на жертвы ради других, предан, не подстраивается под людей. Стремиться к гуманизму можно только искренне и узнать достигну та ли цель, может только сам человек.

Ещё идеальный человек  должен быть внутренне культурен. Невозможно стать благородным, не будучи духовно  культурным.  Опять же, не стоит  увлекаться, всего должно быть в  меру. Если все станут слишком образованными  и культурными, общество не сможет развиваться  и придёт в упадок. Надо научиться сочетать в себе естественные качества и ученость. Сам человек системен в конфуцианстве и сам он в системе, учитель рассматривает человека именно как часть общества.

 

Конфуций описал четыре принципа взаимодействия общества и природы:

  • Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.
  • Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.
  • Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Ведь природный баланс — это так важно и нарушение его повлечёт за собой последствия для всей планеты, и эти последствия могут быть необратимы
  • Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

 

 

У Конфуция Небо — это синоним природы.  И считается, что нечего о нём особо рассуждать, если и так всё ясно, что это и рождение всего что есть и смерть и смена времён года. В нём всё.

«Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?»4

 

 

 

 

Минимум оснований (простота).

 

Что есть истина? Что есть мир? Что же стоит над всем? Чему всё подчиняется? Такой широкий круг вопросов о которых учитель говорил очень просто, что выше всего Небо. За ним признавалась высшая воля над людьми.  Небеса обладали карающей силой, и их следовало бояться, потому как судьба неотвратна.

Конфуций говорил: «Не о чем молиться тому, кто провинился перед небом»5. Невозможно загладить свою вину молитвами, нет прощения за содеянное, так что судьбу надо бояться. И вести себя хорошо, следовать традициям и учению, дабы в дальнейшем не расплачиваться за грехи.

Небо почиталось как единственный грозный повелитель. Это небо определило судьбу человека и соответственно его  место в обществе, оно может  как наказать так и поощрить. Государство может опираться только на святую власть сына Неба, так как дарована она свыше.

У Конфуция Небо — это синоним природы.  И считается, что нечего о нём особо рассуждать, если и так всё ясно, что это и рождение всего, что есть и смерть и смена времён года. В нём всё.

Связь всего государства  с источником неба была вложена в  само название «Поднебесная» и во главе её Сын Неба.

Достаточно краток был  учитель, и действительно, зачем рассуждать о том что и так ясно, когда достойному мужу надо заниматься самосовершенствованием, а мир и так совершенен и он такой какой есть.

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводимость.

 

Посмотрим, возможно ли  повторить методы и результаты научного исследования Конфуция.

Конфуций учил, исходя из своего опыта. Рассматривал людей, оценивал их по их поведению. Выяснял, что движет человеком. Все люди стремятся к богатству и знатности, это факт. Сколько бы мы не наблюдали за людьми, сколько бы ни проводили опросов или исследований. Все они приведут к тому же результату. Люди стремятся к богатству всегда. Даже если человек богат или состоятелен он всё равно будет стремиться приумножить свой капитал. Попросите сто или тысячу человек загадать любое желание – большинство будут просить богатство в том или ином виде. Теперь предположим, что все совершенно все стали ну очень богаты, не работают. Куча свободного времени, а развлекаться уже поднадоело или здоровье стало подводить. Что тогда? Тогда или власть, или известность. Вот основной наиболее часто встречающийся выбор людей. И всё-таки власть больше, потому что хотя стать известным человек хочет иметь, по сути, определённую власть над умами других людей, будь он хоть известный художник. Хоть талантливый певец.

Можно предположить, что бедный не стремится ко власти, потому что он весь занят добыванием пропитания, но это не так. Среди бедных встречаются тираны, обычно домашние. Мальчишки из бедных семей наверняка в школе или во дворе будут самоутверждаться за счёт сверстников или хуже – тиранить младших.

У всех людей одни желания. Именно поэтому люди и соперничают, ругаются, а страны воюют между собой. И пока все люди не избавятся от власти своих желаний, это будет продолжаться повсюду.

Богатые будут притеснять бедных и использовать их в своих интересах, бедные будут роптать, собираться с силами и свергать богатых, что бы самим занять их место. Власть и богатства. История человечества и это история войн, всё идет по кругу, или по спирали, что не особо меняет дела.

 

 

Предсказательная  сила.

 

  Мы знаем гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые, проверим.

Когда мы доказали, что в учении Конфуция существует и воспроизводимость и подтверждаемость опытом, то ещё легче доказать предсказательную силу.

Давайте представим, что  живём в идеальной «Поднебесной»  где все следуют традициям, исполняют  необходимые церемонии, полностью  уважают старших, абсолютно подчиняются  вышестоящим. Дети чтут родителей, жёны мужей. Аристократическая верхушка ведёт себя чинно и достойно своего положения. Низший класс трудится на благо общества, растит детей в  конфуцианстве. Каждый человек считает  себя частичкой общества и делает все для своего самосовершенствования. Каждый занят своим делом на своём  месте. Исполняет Дао. Почитает и  боится Небо. Тишь да благодать, государство  в безопасности, народ процветает и так и будет до скончания  времён. И совершенно не важно. Где  эта страна находится, кто её подданные, тепло там или холодно, какой  век на дворе. Если так будут жить все, то так будет на всей Земле.

И напротив, если взять страну, где аристократическая верхушка притесняет народ, народ голодает, трудится и ничего не получает в замен, а благ то ему хочется. Здесь просто вопрос времени, когда народ соберётся с силами и появится лидер, который поведёт за собой народ на свержение власти и опять же для обретения богатств.  Обычно такие революции или перевороты не приводят ни к чему хорошему, потому как снова власть захватывается ограниченным кругом лиц, а большинство остаётся в том же положении что   и были, возможно, только что у них появляется чувство, что восстановилась справедливость, ведь богатые стали бедными или умерли. Но это только до того момента пока новая верхушка не распробует вкус власти и не начнёт вести себя так же, как и предыдущая. Тогда низы вновь почувствуют себя обманутыми и вновь всё по старому кругу.

Люди не умеют и не хотят  обходиться тем богатством, коим они обладают, а ресурсы конечны.  Или другой вариант, если бедняки смогут работать и не есть и им достаточно одного воздуха и сна на улице. Или если б это было не так, будь то ресурсы бесконечны. При выполнении любого из этих абсурдных предположений, сейчас бы по всей земле было распространено рабство и крепостное право. Богатая верхушка бы постоянно бесконечно обогащалась, а низы, будучи притеснены и угнетены, считали бы что это нормой и продолжали трудиться, отдавая свою жизнь другим.

Итак, зная учение Конфуция можно прогнозировать не только поведение одного человека, но и поведение коллектива и целого этноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преемственность.

 

Мы знаем, что из новых идей, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию. Рассмотри конфуцианство с этой точки зрения и проверим, есть ли в нём преемственность.

Конфуций не создавал чего-то принципиально нового, он опирался во многом на старые традиции. Почитание старших в семье это естественно. Он просто усилил почитание и уважение до полной покорности, а семью расширил до размеров государства.

 Понятие Неба изначально  было изложено в «Ши Цзин». Только Конфуций сделал упор не на величие Неба, а на страх перед ним.

Понятие единства мира и Дао было ещё при Лао-Цзы. Тянь — безличная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, но они приглушены. У Конфуция совершать Дао это быть благородным мужем и обладать следующими свойствами: быть мудрым и справедливым, быть деликатным и учтивым, покорным воле родителей.

В конфуцианство были привнесены уже давно существовавшие понятия  инь и янь, эти две противоположности из которых соткан мир: свет и тьма, мягкое и твёрдое, подвижное и статичное, мужчина и женщина, белое и чёрное, луна и солнце.

Конфуцианство впитало в  себя и У-Син – пять элементов, из которых состоит мир: огонь, водя, дерево, земля и металл. Появилась даже живопись на основе этого учения, это творчество не стремится к созданию идеальной картины, оно направлено на совершенствование рисующего, а постоянное самосовершенствование присуще конфуцианству.

Конфуций принадлежал  к сословию книжников, можно сказать, что он сублимировал знания, полученные из книг и личного опыта.

 

 

Наличие методологии.

 

Как же определить кто благороден, а кто нет? Как вообще начинать разбираться в конфуцианстве. Если в центре стоит человек и необходимо определить кто он есть. Очень просто на то есть специальное изречение: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив». Всё просто. Есть ещё для определения принцип «хэ» правдивость, независимость во взглядах, искренность. Антиподом будет «тун». Соответственно в благородном больше «хэ», а в низком человеке больше «тун».

Надо обратить внимание что  Конфуций никого не осуждает и не возносит, он просто говорит о разделении, каждый должен заниматься своим делом. Например, дело благородного человека – управлять, а низкого пахать.

В то же время низкий человек  в учении обладает всеми отрицательными качествами и это необходимо для наглядного примера, дабы достойный муж знал, что с ним будет если он не будет заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием. Нам в детстве мамы часто говорили: «не будешь хорошо учиться - будешь дворником работать» и это правильно и просто для понимания и осознания важности личностного роста.

Но основным методом познания остаётся наблюдении за всем окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

Формализация.

 

Мы знаем, что формализация выражается, в первую очередь, в формализации языка науки, т.е. научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов.

  • Основные положения конфуцианства изложены в разных трактатах:
  • Беседы и суждения Лунь Юй
  • «Пятикнижие» и «Четверокнижие».
  • «Тринадцатикнижие» появилось немного позже в конце XII века
  • Цитаты и афоризмы Конфуция
  • Притчи Конфуция
  • Книга о музыке

Это для нас, европейцев конфуцианство  называется конфуцианством, а у себя на родине в Поднебесной это школа  учёных книжников, или просто школа учёных поэтому и трактатов много и учителей много, а не один только Конфуций.

Информация о работе Является ли философией учение Конфуция