Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа
Институт Уполномоченного по правам человека является для России новым. Вместе с тем в мировой практике он занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти
Введение
Глава 1. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ
Глава 2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус
2.1 Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
2.2 Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава 3. Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации
Заключение
Заключение
В заключение отмечу, что
становление института
Классические каноны омбудсмена - защита в первую очередь прав граждан на хорошее управление, которое не получило закрепления в Конституции РФ, однако, развиваясь не в соответствии с классическими канонами, Уполномоченный Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Поскольку деятельность Уполномоченного
не замещает, а дополняет существующие
средства защиты прав и свобод граждан,
не отменяет и не влечет пересмотра
компетенции государственных
В России Уполномоченный не
ограничен "парламентским" фильтром,
т.е. он рассматривает жалобы, направленные
не в парламент, а ему лично. Однако
ограничительные механизмы
Положительный список: "Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов,
органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих..."
Отрицательный список состоит из нескольких ограничительных элементов: организационный ограничитель: "...если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе"; ограничитель круга субъектов, чьи действия обжалуются: "Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку Федеральный конституционный закон не предусматривает способа подачи жалобы, думается, что это позволяет подать ее любым способом: жалоба может быть подана лично, через полномочного представителя либо направлена по почте.
Федеральный конституционный
закон закрепляет, что в соответствии
с Конституцией (Уставом) законом
субъекта РФ может учреждаться должность
Уполномоченного по правам человека
в субъекте Российской Федерации. Финансирование
деятельности Уполномоченного по правам
человека в субъекте РФ и его аппарата
осуществляется из средств бюджета
субъекта РФ. При этом Федеральным
конституционным законом
Для эффективности функционирования этого института возможно введение нескольких уполномоченных по различного рода вопросам - специализированных уполномоченных или создание коллегии уполномоченных, что позволит им действовать в едином русле и избавит заявителей от принятия сложного решения по определению подчиненности жалобы между специализированными уполномоченными. Поскольку Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена обязанность самому утверждать структуру своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководить его работой, возможно. Уполномоченным будет введена система его представителей в субъектах Федерации.
Конституция РФ не наделила Уполномоченного правом законодательной инициативы. Однако ему следовало бы предоставить возможность оказывать влияние на правотворчество, инициировать реформы в области прав человека. Важной функцией Уполномоченного должны стать не только анализ и выявление тенденций, актуальных проблем в тех сферах, где наиболее часто встречаются нарушения прав граждан, но и право на основе этих данных вносить в парламент предложения об изменении законов или принятии новых законодательных актов. В связи с этим было бы полезно внести в Конституцию РФ соответствующие поправки, касающиеся расширения круга субъектов права законодательной инициативы путем отнесения к их числу Уполномоченного по правам человека. Это значительно усилило бы его позиции в Российской Федерации.
Следует отметить, что законодательство западных стран осторожно подходит к вопросу о расширении компетенции омбудсменов, учитывая потребности в защите тех или иных областей общественной жизни. Но в ряде стран сфера деятельности омбудсмена распространяется и на местную администрацию, например во Франции, Великобритании.
Уполномоченные субъектов Российской Федерации должны назначаться своими представительными органами либо органами исполнительной власти. А Уполномоченный по правам человека РФ, видимо, будет лишь координировать их деятельность, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.
Назначение на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Н.И. Лукина вселяет надежду, что новый правовой институт наряду с другими правозащитными институтами будет достойно защищать права и свободы российских граждан.
Список использованной литературы
1) Конституция РФ М. 1993.
2)Федеральный конституционный
закон "Об Уполномоченном по
правам человека в Российской
Федерации" // Сборник федеральных
конституционных законов и
3) Учебник кафедры Правоохраны. М 2000
3) А. Н. Кокотов "Конституционное право России" М. 2007.
4) Хаманева Н.Ю. "Защита прав граждан в сфере исполнительной власти". М., 1997.
5) "Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт". М., 1996.
6) Бойцова В.В., Бойцова Л.В. "Правовой статус омбудсмена в условиях современного общественного развития". М., 1990.
7) Власов И.С. "Защита гражданских прав личности в Польше" (институт омбудсмена): Обзор. М., 1990.
8) Маклаков В.В. "Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы". М., 1986.
9) В.А. Туманов "Государственная
служба основных
10) "Охрана прав граждан
зарубежных стран: институт
11) Хаманева Н.Ю. "Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере" М 1998.
12) Н. Бердяев в своей книге "Философия неравенства" М., 1994 С.9.
13) Аметистов Э.М. "Защита
прав и свобод человека
14) Н.Ю. Холанёва "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2000 №6
15) Бойцова В.В. "Формирование института омбудсмена в России // Правоведение 1994 №4
16) Кикотъ В. О необходимости введения должности Народного правозащитника // Конституционный вестник 1991, № 8.
17) Шемшученко Ю.С, Мурашин Г.А. Институт омбудсмена в современных буржуазных государствах // Советское государство и право. 1971, № 1.
18) Бойцова В.В. "Нужен ли уполномоченный по правам человека в России // Государство и право 1993 №6
20) Холанёва К.Ю. "Правовой институт уполномоченного по правам человека" // Гражданин и право 2004 №5
21) Хаманева Н.Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан в сфере государственного управления // Советское государство и право. 1990, № 9.
22) Кикотъ В. О необходимости введения должности Народного правозащитника // Конституционный вестник 1991, № 8.
23) Место и роль омбудсмена в системе правового контроля // Правоведение. 1992, № 2.
24) Контроль за исполнительной властью в Великобритании: правовой институт омбудсмена // Полис. 1993, № 1.
25) Башимов М.С. "Становление перспективы института уполномоченного по правам человека" // журнал Российское право 1998 №7
Информация о работе Уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации