Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:02, курсовая работа
Целями этой работы было:
· детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
· анализ ситуации в Украине;
· освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.
Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Украине.
Задолженность правительственных
органов накапливается и
Государственный долг
растет в разных странах разными
темпами. Превышение государственного
долга над ВВП более чем
в 2,5 раза считается опасным для
стабильности экономики, особенно для
устойчивого денежного
Государственный долг может быть представлен в форме:
1)кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени государства как
2)государственных
займов, осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
3)договоров и
соглашений о получении
4)договоров о
представлении государству
5)соглашений и
договоров, в том числе
Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.
Внутренний государственный долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.
Внешний государственный долг - это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.
Внешний долг государства имеет такие составные:
- долг органов
государственной власти и
- долг субъектов
хозяйствования, гарантированный
Состояние внешнего долга государства можно охарактеризовать с помощью таких показателей:
А) соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту;
Б) соотношение плановых
платежей касательно обслуживания долга
валютных поступлений государства.
Он свидетельствует о
В) соотношение дисконтированной стоимости долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности [4,c.188-189,191].
Внешний долг представляет
особое внимание. Если платежи по нему
составляют значительную часть поступлений
от внешнеэкономической
Государственный долг можно разделить на две составляющие:
- капитальный долг
- это сумма выпущенных и
- основной долг
- это номинальная стоимость
Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.
1.5.Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличение государственного долга
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [11, с. 269]
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.
Отсутствие положительного
бюджетного сальдо не следует связывать
исключительно с чрезвычайными
обстоятельствами. Дефицит может
быть обусловлен государственным регулированием
экономики и отражать намерения
правительства осуществлять крупные
государственные вложение в развитие
отраслей хозяйства с целью достижения
прогрессивных сдвигов в
Однако чаще всего дефицит
отражает кризисные явления в
экономике, ухудшение показателей
финансово-хозяйственной
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
· Чрезмерных государственных расходов;
· Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);
· Циклических спадов в экономике.[11, с. 261]
Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный дефицит.
Сознательный бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает целенаправленные действия в размере государственных затрат, налогов и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.
Структурные затраты и
поступления в большинстве
Когда же правительственные
структуры ставят за цель уменьшить
бюджетным путем повышения
Статистические исследования показывают, что определенные мероприятия правительства, которые изменяют структурный дефицит, изменяют фактический дефицит в том же самом направлении.
Активный бюджетный дефицит является следствием сознательного увеличения государственных затрат, которое создает невозможность сбалансировать бюджет. Таким образом, отличие между структурный и активным дефицитом состоит в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, что побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклических колебаний. Таким образом, активный дефицит своим импульсным содержанием отличается от структурного дефицита.
Пассивный дефицит бюджета возникает под действием экономической конъюктуры как первопричина накопления запланированного объема бюджетных ресурсов и его можно сопоставить с циклическим бюджетным дефицитом [2,c.20-23].
Всякий рост государственных
расходов, не подкрепленный увеличением
доходов, нарушает бюджетное равновесие,
создает отрицательное
К важнейшим факторам, влияющим
на бюджетный дефицит и
Если правительству удается
увеличить долю выпуска государственных
ценных бумаг для финансирования
первичного дефицита бюджета, то растут
основная сумма государственного долга
и коэффициент его
Основные причины резкого скачка бюджетного дефицита:
низкая эффективность
общественного производства, усугубляемая
малой результативностью
нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.
неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Важным фактором дестабилизации
финансового состояния
Стремление к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач.
При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или иного) и какими темпами нужно стремиться к сбалансированию бюджета.
Основными причинами устойчивых
бюджетных дефицитов и
увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
дефицит может быть связан
с необходимостью осуществления
крупных государственных
дефицит может отражать кризисные
явления в экономике, ее развал, неэффективность
ее финансово-кредитных связей, неспособность
правительства держать под
Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом