Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целями этой работы было:
· детальное рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
· анализ ситуации в Украине;
· освоение и обработка научной базы, относительно расчетов бюджетного дефицита и факторов, на него влияющих.
Никто не будет отрицать актуальность этой темы. Ведь сейчас практически, ни больше не меньше — решается судьба будущих поколений в Украине.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Балаболка В.А..docx

— 165.35 Кб (Скачать файл)

сокращение налогов в  целях стимулирования экономики;

усиление влияния политического  бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

повышение долгосрочной напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  результате:

увеличения государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает доля пожилого населения)

увеличения государственных  расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает доля молодого населения)

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный  дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в  отрицательное качество, т.е. сумма  полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Можно сделать вывод о  том, что основными причинами  бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:

1.Возникновение чрезвычайных  обстоятельств (войн, больших стихийных  бедствий).

2.Низкая эффективность  общественного производства; высокий  потенциальный вес убыточных  предприятий в общем их количестве;

3.Нерациональная структура  бюджетных расходов.

4.Несовершенство налоговой  системы.

5.Некомпетентность руководства  государства, его неспособность  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране.

6.Большие расходы на  содержание силовых структур.

7.Предоставление бесплатной  помощи другим государствам.

8.Невозможность получения  долгов от других государств.

9.Переход от административно-командной  экономики к рыночной.

10.Неудовлетворительная  работа государственных служб,  в компетенцию которых входят  сбор налогов и других отчислений.

11.Кража средств госбюджета.

12.Необходимость осуществления  в особенно больших размерах  государственных вложений (инвестиций) в экономику.

13.Кризис политической  системы государства.

14.Низкая покупательная  способность населения [3,c.16].

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения  денежных ресурсов для расширения воспроизводства  и удовлетворения общественных потребностей. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Сравнительный анализ регулирования бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах и в Украине

2.1.Бюджетный дефицит и  государственный долг  в США

 

Дефицит американского бюджета в июне 2012 года вырос до уровня в 60 миллиардов долларов. За тот же период 12 месяцами ранее разрыв между затратами и доходами был ниже на $17 миллионов.

Среди факторов, оказавших  влияние на рост дефицита, экономисты, опрошенные Reuters, назвали… случайности календаря. Нагрузка на американский бюджет выросла в том числе и потому, что денежные выплаты, приуроченные ко дню независимости США 4 июля, вынуждены были перечислить в предыдущем месяце. Выплатить деньги досрочно пришлось из-за того, что 1 июля 2012 года выпал на воскресенье.

В первый месяц лета американской казне удалось собрать средств  на сумму в $260 миллиардов долларов. Этот показатель – самый высокий  за истекшие пять лет. Вместе с тем,расходы также выросли и вместо $293 миллиардов составили 320.

За текущий бюджетный год (он отсчитывается в США с 1 октября) совокупный бюджетный дефицит превысил $900 миллиардов. Все указывает на то, что разрыв между издержками идоходами к его завершению побьет отметку в триллион долларов. Эксперты ожидают показателя в $1.17 триллионов.

В случае, если это произойдет, США завершат четвертый к ряду год с бюджетным дефицитомболее триллиона – факт, позволяющий республиканцам характеризовать экономическую политику Барака Обамы не иначе, как "катастрофическую".

Действующий президент США в феврале представил в Палату Представителей проект мер по преодолению бюджетного дефицита. План, предусматривающий увеличение налогообложения на обеспеченные слои общества, был отвергнут собранием, в котором преобладают республиканцы. В свою очередь, программа, предложенная "слонами", не имеет шансов при рассмотрении Сенатом, где в большинстве демократы.

Аналитики называют ситуацию, сложившуюся в США вокруг обсуждения проблемы бюджетного дефицита, "тупиковой". С мертвой точки дело едва ли двинется до декабря 2012 года, то есть времени  после проведения президентских  выборов. 

Госдолг США – это те деньги, которые должно правительство  США своим кредиторам. Долги конкретно  взятых штатов, корпораций  и отдельных лиц не относятся к госдолгу США. На 17 ноября 2011г. государственный долг США превысил 100% ВВП США, а на сегодняшний день составляет 103%.

Очень быстрое возрастание  госдолга еще при президентстве  Рональда Рейгана вызвало беспокойство Конгресса США. Поэтому в 1985г. Конгресс принял закон, который должен был  сбалансировать контроль над бюджетом в критических условиях. В законе говорилось об ежегодных уменьшениях  дефицита и балансировании госбюджета к 1991г. Но срок не раз продлялся, так  как сбалансировать бюджет правительству  США не удалось до сих пор. 

В 2006 в США угроза дефолта  была очень велика, так как госдолг  США на тот момент достиг высшей планки в 8,2 трлн. долларов. Счетчик  долга, выставленный на всеобщее обозрение  компанией Durst Organization, в 2008 году временно перестал работать, так как на его циферблате не оказалось места для тринадцатизначного числа. США стремительно двигалось к дефолту.

Правительству США пришлось принять решение о повышении  национального долга США до 12,4 трлн. долларов, но уже в 2009г. госдолг поднялся до критического состояния и перевалил за 12 трлн. долларов. В связи с этим правительству снова пришлось повышать госдолг США, который на 2010г. уже составлял 14,3 трлн. долларов.

2 августа 2011г. США снова  было на пороге дефолта, так  как национальный долг США  на тот момент уже составлял  14,3 трлн. долларов. Предотвратить технический  дефолт удалось Сенату США,  который проголосовал за повышение  госдолга до двух с половиной  трлн. долларов. Уже 4 августа  того же года агентством Standard & Poor's было снижено кредитный рейтинг США, как государства, что просто обвалило мировые фондовые биржи.

Общий госдолг на 2012г. Составляет 15,692 трлн. долларов, где 70 % — долг частным физическим и          юридическим лицам. Остальные 30 % — это долги США другим государствам.

По прогнозам экспертов  дальнейший государственный долг США  на 2012г. составит  18,3 трлн. долларов (103,7 % от ВВП США), на 2013г. – 20,4 трлн. долларов (106,5 % от ВВП), а на 2014г. – 23,5 трлн., что будет составлять 110 % от ВВП США.

На сегодняшний день основными  иностранными кредиторами США является Китай (1169,9 млрд. долларов — 22,9 %), Япония (1083 млрд. долларов — 21,2 %), ОПЕК ( 254,5 млрд. долларов — 5 %), Бразилия (237,4 млрд. долларов — 4,64 %).

 

 

 

 

 

2.2.Бюджетный дефицит и  государственный долг  в Украине

Дефицит госбюджета в 2012 г. составил 53 млрд 387,4 млн грн.

Об этом сообщает пресс-служба Министерства финансов Украины. Таким  образом, по сравнению с 2011 г. (дефицит  в 23,554 млрд грн), он увеличился в 2,3 раза.

«Дефицит государственного бюджета по 2012 год составил 53 млрд 387,4 млн грн, в т.ч. по общему фонду 53 млрд 349,9 млн грн, что обусловлено использованием остатков бюджетных средств, сформированных на начало года, и заимствований с единого казначейского счета для своевременного проведения защищенных статей расходов», – говорится в сообщении.

При этом предельный объем  дефицита на 2012 г. был установлен на уровне 42,91 млрд грн.

Сведенный бюджет за 2012 г. выполнен с дефицитом в сумме 50 млрд 730,3 млн грн, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Общая сумма доходов сведенного бюджета Украины в 2012 г. выросла  на 11,8% – до 445,4 млрд грн, госбюджета – на 10%, до 346 млрд грн, общего фонда госбюджета – на 8,9%, до 289,58 млрд грн.

Наибольшие поступления  в 2012 г. составили от налога на добавленную  стоимость (увеличился на 8% – до 182,9 млрд грн), налога на прибыль предприятий (уменьшился на 1,3% – до 54 млрд грн), акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров (вырос на 7,7% – до 23,3 млрд грн).

Бюджетное возмещение НДС  денежными средствами по 2012 год осуществлено в объеме 45,959 млрд грн, что на 7,4% больше, чем в 2011 г. Собственные поступления бюджетных учреждений в государственный бюджет по 2012 г. выросли на 6,1%, до 24,67 млрд грн. Общая сумма кассовых расходов сводного бюджета Украины по 2012 г. увеличилась на 18,1% – до 492,39 млрд грн, госбюджета – на 18,7%, до 395,7 млрд грн.

За 12 месяцев 2012 г. погашение  основной суммы долга государственного бюджета составил 68 млрд грн. Государственные заимствования в госбюджет были осуществлены в объеме 109,69 млрд грн, в т.ч. в общий фонд – 102,998 млрд грн (в том числе заимствования на увеличение уставных капиталов НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укргидроэнерго» на сумму 6 млрд грн и 1 млрд грн соответственно). На внутреннем рынке было привлечено 66,8 млрд грн, от внешних источников поступило заимствований на сумму 42,86 млрд грн.

Государственный долг Украины  по состоянию на 31 марта 2012 г. составил 371 млрд 211 млн 358,45 тыс. грн или 46 млрд 478 млн 690,63 тыс. долл. Об этом говорится в информационной справке относительно государственного и гарантированного государством долга Украины Министерства финансов Украины. Таким образом, госдолг увеличился на 1,362 млрд долл. по сравнению с объемом на конец февраля.

"В течение марта  2012 г. сумма государственного  и гарантированного государством  долга Украины увеличилась в  гривневом эквиваленте на 10 млрд 396 млн 252,46 тыс. грн. за счет капитализации НАК "Нафтогаз Украины" на 6 млрд грн и текущих заимствований на внутреннем рынке ценных бумаг", - говорится в сообщении Минфина. Общий объем государственного и гарантированного государством долга на конец марта составил 483,297 млрд грн (60,512 млн долл.).

Государственный внешний  долг на отчетную дату составил 195,794 млрд грн (24,515 млрд долл.), уменьшившись за месяц на 1,23 млрд грн, внутренний долг - 175,417 млрд грн. (21,963 млрд долл.), увеличившись на 12,114 млрд грн. Гарантированный государством долг Украины на 31 марта составил 112,086 млрд грн (14,034 млрд долл.), в том числе: гарантированный внешний долг - 100,033 млрд грн (12,524 млрд долл.); гарантированный внутренний долг - 12,053 млрд грн (1,509 млрд долл.).

Как сообщалось, на расходы по обслуживанию государственного долга помесячной росписью ассигнований общего фонда госбюджета на январь-апрель 2012 г. предусмотрено 7 млрд 183 млн грн. По состоянию на 23 апреля 2012 г. расходы по обслуживанию государственного долга составили 6 млрд 601,2 млн грн (по внутреннему госдолгу - 5 млрд 64,5 млн грн, по внешнему госдолгу - 1 млрд 536,7 млн грн).

На погашение госдолга временной помесячной росписью финансирования общего фонда госбюджета на январь-апрель 2012 г. предусмотрено 12 млрд 796,5 млн гривен. По состоянию на 23 апреля расходы по погашению госдолга составляют 12 млрд 433,4 млн грн (в т.ч. по внутреннему госдолгу - 11 млрд 533,6 млн грн, по внешнему - 899,8 млн грн).

В госбюджете-2012 предельный объем государственного долга на 31 декабря установлен на уровне 415,565 млрд грн (примерно 52 млрд долл.). Государственный долг Украины по состоянию на 29 февраля 2012 г. составил 360 млрд 328 млн 94,02 тыс. грн или 45 млрд 116 млн 17,17 тыс. долл.

Во втором квартале Минфин намерен привлечь около 17 млрд 648,5 млн грн внешних заимствований(52,6% от общего объема заимствований), внутренних - 15 млрд 903,7 млн грн (47,4%). Ориентировочный показатель долга на конец II квартала должен составлять около 398 млрд 306,4 млн грн. При этом объем внутреннего госдолга составит 184 млрд 73,2 млн грн (46,2%), внешнего - 214 млрд 233,2 млн грн (53,8%).

Ранее Минфин сообщил, что планирует привлечь в госбюджет в 2012 г. заимствований на общую сумму в 98,4 млрд грн.

В сентябре прошлого года премьер-министр  Украины Николай Азаров заявил, что сокращение государственного долга Украины начнется с 2012 г. "К 2010 г. государственный долг Украины был до 10% от ВВП. После 2008 г. он превышал 30%, еще два года назад каждая вторая гривна была позаимствована на 1-2 года под бешеные проценты. В 2010-2011 гг. мы были вынуждены заимствовать средства, чтобы возвращать прежние долги. С 2012 года Украина начнет абсолютное сокращение государственного долга", - отметил тогда Азаров.

Согласно стратегии Кабмина по управлению госдолгом на 2011-2013 гг., соотношение объема госдолга к ВВП с 2012-2013 гг. будет уменьшаться на 2% ежегодно. В свою очередь, долю внутреннего долга, которая сейчас составляет 43,4%, в 2013 г. предлагается повысить до 48%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Предложения и пути совершенствования

Проблема дефицита государственного бюджета неоднократно рассматривалась  в работах Калесникова Р. [1], Дарпинянц В. [2], Билоусовой Н. [3] и др. Одни из них расценивают бюджетный дефицит как негативное явление, поскольку его финансирование на основе денежной эмиссии ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Другие же обращают внимание на положительное влияние его финансирования, т. к. оно расширяет совокупный спрос, что детерминирует рост производства и занятости.

Государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Нормальным считается дефицит бюджета, соответствующий уровню инфляции в стране и колеблющийся в диапазоне 2-3% ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг. В условиях относительно устойчивого экономического положения использование данного инструмента способствует росту ВВП. Но в нашей стране размещение облигаций государственного долга не имеет смысла, поскольку их в основном выкупает один из двух государственных банков, на увеличение капитала которых из госбюджета регулярно выделяются средства. Что касается инвесторов, то их внимание от таких вложений отвлекают нестабильность национальной валюты и низкие доходы [1].

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом