4. Резидент получил от нерезидента
аванс под поставку экспортной
продукции, выполнение работ или
оказание услуг. А затем по
причине неисполнения своих контрактных
обязательств возвратил аванс
и уплатил проценты. В этом
случае на перечисление процентов
нужно заранее получить разрешение
Центрального банка РФ, так как
Основными положениями уплата
процентов при возврате авансов
прямо отнесена к числу операций,
требующих разрешения Центрального
банка РФ. В перечне текущих валютных операций,
который приведен в пункте 9 статьи 1 Закона,
эта операция также не содержится. При
осуществлении расчетов по внешнеэкономической
деятельности с нерезидентами возникают
параллельно расчеты между резидентами,
связанные с внешнеэкономическими операциями5.
5. Расчеты в иностранной валюте
между юридическими лицами-резидентами.
Основные положения (раздел III) допускают
использование иностранной валюты
и платежных документов в иностранной
валюте в расчетах между юридическими
лицами-резидентами в следующих
случаях: между экспортерами и транспортными,
страховыми и экспедиторскими организациями,
если услуги этих организаций по доставке,
страхованию и экспедированию грузов
входят в цену товара и оплачиваются иностранными
покупателями; между импортерами и транспортными,
страховыми и экспедиторскими организациями
за услуги по доставке грузов в морские
и речные порты, на пограничные железнодорожные
станции, грузовые склады и терминалы
покупателей; за транзитные перевозки
грузов через территорию России; за услуги
предприятий связи по аренде международных
каналов связи для российских предприятий
и организаций, если расчеты с иностранными
владельцами средств коммуникаций осуществляются
предприятиями связи; при расчетах между
поставщиками и субпоставщиками экспортной
продукции (работ, услуг) из валютной выручки,
остающейся в распоряжении экспортера;
при оплате комиссионного вознаграждения
организациям-посредникам за посреднические
операции с иностранными партнерами по
заказам поставщиков экспортной и покупателей
импортной продукции; при оплате расходов
внешнеэкономических посреднических
организаций, если эти расходы производились
ими или были предъявлены им нерезидентами
в иностранной валюте, а также при оплате
комиссий, которые взимаются посредническими
внешнеэкономическими организациями
для покрытия расходов в валюте; при оплате
расходов банковских учреждений, если
эти расходы производились ими или были
предъявлены им нерезидентами в иностранной
валюте, а также при оплате комиссий, которые
взимаются банковскими учреждениями для
покрытия расходов в валюте; при проведении
расчетов, связанных с получением и погашением
коммерческого или банковского кредита
в иностранной валюте; при проведении
операций по покупке и продаже иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке.
Согласно пункту 8 раздела II Инструкции
ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 "О порядке обязательной
продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки
через уполномоченные банки и проведения
операций на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации", утвержденной
приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 02-104А (ред. от
17.07.97 г.), предприятия, в том числе посреднические,
могут оплачивать в иностранной валюте
экспортные таможенные пошлины и таможенные
процедуры; посреднические организации
могут производить расчеты в иностранной
валюте с поставщиками экспортной продукции
в пределах причитающихся им сумм и с заказчиками
импортных товаров по суммам, предназначенным
для оплаты импорта, на основании заключенных
с предприятиями-поставщиками и заказчиками
договоров. В соответствии с письмом Центрального
банка РФ от 13.04.94 г. № 87 "О порядке осуществления
на территории Российской Федерации операций
с облигациями внутреннего государственного
облигационного займа" в иностранной
валюте (как и в рублях) могут быть выражены
и оплачены в безналичном порядке денежные
обязательства, возникающие в процессе
обращения облигаций внутреннего государственного
валютного облигационного займа. На основании
письма Банка России от 2.09.94 г. № 108 "О
переводе арбитражного сбора в иностранной
валюте" допускается перевод сбора
полностью или частично в иностранной
валюте с текущего валютного счета резидента
в пользу арбитражного суда или морской
арбитражной комиссии при Торгово-промышленной
палате Российской Федерации на рассмотрение
дел между резидентами и нерезидентами
по спорам, вытекающим из заключенных
между ними контрактов. В том случае, если
производство по делу прекращается, арбитражный
сбор в иностранной валюте возвращается
истцу. Все расчеты между юридическими
лицами-резидентами в иностранной валюте
производятся на основании заключенных
между ними договоров. Расчеты осуществляются
в безналичном порядке в тех валютах, в
которых заключены контракты с иностранными
контрагентами (Основные положения, раздел
III, пункты 3 и 4). Во всех остальных случаях
проведение расчетов в иностранной валюте
на территории Российской Федерации не
допускается.
6. По действующему российскому
законодательству юридические лица-резиденты
обязаны продавать на внутреннем
валютном рынке 75% валютной выручки
от экспорта товаров (работ, услуг).
Порядок обязательной продажи части валютной
выручки определен Инструкцией Центрального
банка РФ от 29.06.92 г. № 7 (с учетом последующих
изменений и дополнений). Часто на практике
возникает вопрос: обязан ли резидент
продавать 75% валютной выручки, если она
поступает от нерезидента за реализацию
товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации. В пункте 3 Инструкции № 7 сказано,
что обязательная продажа производится
от всей суммы поступлений в иностранной
валюте от организаций и физических лиц,
не являющихся резидентами Российской
Федерации. В то же время в пункте 4 этой
Инструкции дан перечень поступлений
в иностранной валюте от нерезидентов,
не подлежащих обязательной продаже. Этот
перечень не содержит поступления от нерезидента
за реализацию товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации. Следовательно,
на основании пункта 3 Инструкции резидент
обязан продать на внутреннем валютном
рынке 75% валютной выручки, полученной
им от нерезидента за реализацию товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации. При осуществлении обязательной
продажи части валютной выручки часто
нарушаются установленные законодательством
сроки выполнения обязательств по продаже.
Инструкция ЦБ РФ от 29.06.92 г. № 7 определяет
этот срок: не позднее чем через 7 календарных
дней после поступления валютной выручки.
Форма собственности предприятия при
этом не имеет значения. Обязательную
продажу должны производить предприятия
всех форм собственности, включая предприятия
с иностранными инвестициями. Продажа
валюты производится через уполномоченные
банки Российской Федерации. А как быть,
если валютная выручка поступила не в
уполномоченный банк РФ, и допустимо ли
это? Валютное законодательство России
дает ответы на эти вопросы. В Законе (раздел
II, статья 5, пункт 1) сказано: "Иностранная
валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами,
подлежит обязательному зачислению на
их счета в уполномоченных банках, если
иное не установлено Центральным банком
Российской Федерации". Пункт 8 Указа
Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 содержит
следующее положение: "Установить, что
валютная выручка от экспорта или реализации
за иностранную валюту на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) подлежит
обязательному зачислению на счета в уполномоченных
банках на территории Российской Федерации,
если иное не разрешено Центральным банком
Российской Федерации". Следовательно,
для зачисления валютной выручки на счета,
открытые резидентами не в уполномоченных
банках Российской Федерации, требуется
разрешение Центрального банка РФ6.
В случае зачисления валюты в пользу резидента
на счета не в уполномоченных банках Российской
Федерации она должна быть переведена
на счета уполномоченных банков в течение
30 дней с даты осуществления платежа в
любой форме в пользу резидента банком
плательщика (нерезидента) или банком,
уполномоченным последним на осуществление
платежа по сделке, в соответствии с пунктом
7 раздела II Основных положений. Имеет
ли право предприятие до перевода этой
выручки в Российскую Федерацию использовать
ее для оплаты своих расходов? На основании
статьи 9 раздела II Основных положений
валютная выручка, подлежащая переводу
в Российскую Федерацию и поступившая
в собственность или распоряжение резидента
за границей, может использоваться им
до осуществления перевода только для
оплаты банковских и иных комиссий и расходов,
непосредственно связанных с данной внешнеэкономической
операцией, по которой получена выручка.
Право на внешнеэкономическую деятельность
могут получить и предприниматели-физические
лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей
без образования юридического лица. Распространяется
ли на них требование, об обязательной
продаже части валютной выручки? По Инструкции
Центрального банка РФ от 29.06.92 г. № 7 обязательную
продажу части валютной выручки осуществляют
предприятия всех форм собственности,
т.е. юридические лица. Предприниматели
не указаны. Следовательно, на них требование
об обязательной продаже части валютной
выручки не распространяется.
7. Переводы резидентами денежных
средств на безвозмездной основе
на счета нерезидентов (рублевый/валютный),
если нерезидент является некоммерческой
- благотворительной организацией (спонсорство).
В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РФ от 9
октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании
и валютном контроле", без ограничений
осуществляются лишь текущие валютные
операции. Перечень текущих операций определен
Приказом ЦБР от 24.04.96 г. №02-94 "Об утверждении
Положения об изменении порядка проведения
в РФ некоторых видов валютных операций".
Данный перечень расширительному толкованию
не подлежит. Указанная операция относится
не к текущим, а к операциям, связанным
с движением капитала. В соответствии
с п.2 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании
и валютном контроле", валютные операции,
связанные с движением капитала, осуществляются
резидентами в порядке, устанавливаемом
ЦБ РФ, т.е. при наличии у резидента соответствующего
разрешения (лицензии) Банка России7.
При совершении российскими предприятиями,
организациями и гражданами указанных
сделок или действий без лицензии Банка
России, т.е. с нарушением действующего
законодательства, такие сделки в установленном
порядке призна-ются недействительными,
действия - незаконными, а все полученное
по этим сделкам или в результате таких
действий изымается в доход государства
на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле".
В соответствии с Письмом ЦБР от 06.1095 №12-524,
для получения разрешений на проведение
валютных операций, связанных с движением
капитала, в Банк России необходимо представить
следующий примерный перечень документов:
Письмо - заявление в Главное управление
валютного регулирования и валютного
контроля Банка России. Нотариально заверенные
копии учредительных документов резидента.
Нотариально заверенная копия документа
о государственной регистрации резидента.
Справка из налогового органа об отсутствии
задолженности резидента по платежам
в бюджет и об отсутствии нарушений налогового
законодательства. Справки из уполномоченных
банков Российской Федерации, в которых
у резидента открыты валютные счета, об
отсутствии задолженности по поступлению
валютной выручки и обязательной продаже
ее части, об имевших место нарушениях
валютного законодательства, а также о
достаточности средств на счете для осуществления
перевода (для операций, предусматривающих
перевод средств). Справка из Госкомимущества
России, его территориальных управлений
и /или других уполномоченных государственных
органов при распоряжении объектами, находящимися
в федеральной собственности (в случае
если распоряжение этими объектами должно
осуществляться по решению указанных
органов и /или с их согласия). Баланс резидента
за последний отчетный год с приложением
аудиторских заключений (если аудиторские
проверки имели место). Баланс резидента
по состоянию на последнюю отчетную дату
перед датой образования с заявкой в Банк
России (заверенный подписями руководителями,
главного бухгалтера и удостоверенный
печатью резидента). Отчет о финансовых
результатах резидента (прибыли /убытках)
за последний отчетный год и на последнюю
отчетную дату датой обращения с заявкой
в Банк России (заверенный налоговой инспекцией).
Справка из соответствующего государственного
органа по статистике о присвоении кодов
резиденту.
Нами была рассмотрена только часть
нормативных требований, соблюдение
которых необходимо при осуществлении
валютных операций на территории РФ. Они
в основном связаны с расчетами
по внешнеэкономическим сделкам
и далеко не исчерпывают перечень
существующих норм и правил.
Заключение
В процессе создания эффективно работающего
и подконтрольного внутреннего валютного
рынка необходимо соблюдение следующих
основных принципов.
Во-первых, с одной стороны, валютное
регулирование осуществляемых операций,
являясь частью денежно-кредитной политики
государства, должно своими методами способствовать
(пусть косвенно, опосредованно) достижению
целей экономической стабилизации. С другой
стороны, очевидно, использование средств
и методов валютного регулирования не
может служить панацеей от всех бед, поскольку
оно подчиняется макроэкономическим ориентирам,
определяется общей стратегией и целями
экономической политики государства.
Во-вторых, валютная политика, оказывающая
весьма масштабное влияние на экономическую
жизнь общества, должна отличаться
последовательностью, логичностью, стабильностью,
взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные
действия в этой сфере, "шарахания"
из стороны в сторону могут, как показывает
мировой опыт, привести к разрушительным
последствиям.
Поведение субъектов хозяйственной
деятельности очень чутко реагирует
на любые, даже самые незначительные,
казалось бы, меры в области валютного
регулирования.
В-третьих, валютное законодательство
в Российской Федерации еще далеко
от полного своего становления. Оно
объективно ограничено, не полностью
систематизировано, отрывочно, зачастую
противоречиво, и, в целом, достаточно
сложно (даже для специалистов, а не только
работников предприятий и банков). Поэтому
чем меньше будет изъятий и исключений
из единых правил и норм валютного регулирования,
которые в последние годы часто делались
в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных
предприятий, тем эффективнее будет валютная
политика государства. Тем более, что,
как показала практика, предоставление
многочисленных льгот не только существенно
усложняло работу банковской системы,
"запутывало" законодательство, делало
невозможным применение универсальных
санкций за нарушение единых норм, не сопровождалось
мерами особого контроля за фактическим
использованием уже предоставленных льгот,
но и создавало необоснованные преимущества
одних участников перед другими, стимулируя
иждивенческие настроения у претендентов
на льготы. Предоставление индивидуальных
льгот, прежде всего и опасно тем, что оно
нарушает целостный, единообразный механизм
государственного регулирования и контроля,
делает практически невозможным строгий
анализ экономических последствий подобных
мер.
В-четвертых, не вызывает сомнений необходимость
сочетания активного нормотворчества
в области валютного регулирования с одновременным
введением мер контроля за выполнением
установленных правил совершения валютных
операций. В этой связи одной из наиболее
актуальных задач, является развитие комплексной
системы государственного валютного контроля,
обеспечивающей эффективный контроль
за соблюдением валютного законодательства
резидентами и нерезидентами в Российской
Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бертонеш Р. Управление денежными потоками
/ Р. Бертонеш, Р. Найт. – СПб.: Питер,
2004. – 240 с.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.
- 3-е изд. перераб.-М.: Финансы и статистика,
1994.-332с.
3. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа:
учебное пособие / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин,
Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 100 с.
4. Конституция Российской Федерации
[электронный ресурс] // СПС «Консультант
плюс» Версия проф.
5. Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998
года № 146-ФЗ[электронный ресурс]// СПС
«Консультант плюс» Версия проф.
6. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [электронный
ресурс] // СПС «Консультант плюс» Версия
проф.
1 Бертонеш Р. Управление денежными потоками
/ Р. Бертонеш, Р. Найт. – СПб.: Питер,
2004. – С.175
2 Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть первая : от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ[электронный
ресурс]// СПС «Консультант плюс» Версия
проф.
3 Бертонеш Р. Управление денежными потоками
/ Р. Бертонеш, Р. Найт. – СПб.: Питер,
2004. – С.124.
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации
от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [электронный
ресурс] // СПС «Консультант плюс» Версия
проф.
5 Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 года № 145-ФЗ [электронный ресурс] //
СПС «Консультант плюс» Версия проф.
6 Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 года № 145-ФЗ [электронный ресурс] //
СПС «Консультант плюс» Версия проф.
7 Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть первая : от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ[электронный
ресурс]// СПС «Консультант плюс» Версия
проф.