Урегулированные нормами финансового
права отношения процедурного характера,
связанные с использованием определенных
форм и порядка деятельности, также
обеспечивают движение финансовых ресурсов.
Следующая особенность финансовых
правоотношений состоит в том, что
одной из сторон в них всегда выступает
государство и его уполномоченный
орган, муниципальное образование
и соответствующий орган местного
самоуправления. Это обусловлено
тем, что само государство (или муниципальное
образование) в интересах общества
осуществляет финансовую деятельность:
организует поступление денежных средств
в различные государственные (муниципальные)
денежные фонды, распределяет и использует
их на социально-экономические программы
и другие, общественно необходимые потребности.
При этом государственные органы наделены
властными полномочиями: они вправе издавать
предписания, обязательные для исполнения
другими участниками финансовых правоотношений
— предприятиями, организациями, учреждениями,
гражданами. Такого рода предписания могут
быть адресованы также другим государственным
органам согласно подчиненности и подконтрольности.
Однако государственные органы, выступая
в финансовых правоотношениях от имени
государства, имеют не только право властных
предписаний, но и обязанности, связанные
с правами других участников финансовых
правоотношений. Аналогично взаимодействуют
с участниками финансовых правоотношений
и органы местного самоуправления. Права
всех участников финансовых правоотношений
находятся под защитой государства, реализация
их, как и выполнение финансовых обязанностей,
обеспечивается его принудительной силой.
Для финансового правоотношения должны
быть налицо все рассмотренные специфические
черты в комплексе, характеризующие
финансовые правоотношения как государственно-властные
имущественные (денежные) отношения. Воля
государства, его предписания по
образованию, распределению и использованию
финансовых ресурсов на определенные
периоды времени конкретизируются
в финансовых планах (квартальных, годовых)
или нормативах, лимитах и т.п.
Они утверждаются соответствующими
государственными органами в установленном
порядке и подлежат обязательному
исполнению. Наличие финансового
плана характерно для финансовых
правоотношений. Договор им, как
правило, не свойствен. Властно-имущественными
являются и финансовые правоотношения
с участием, как одной из обязательных
сторон, органов местного самоуправления.
Возникновение, изменение и прекращение
финансовых правоотношений происходит
при наличии четко определенных
в правовых нормах условий, или юридических
фактов. Сами участники финансовых
правоотношений о них договариваться
не вправе. К юридическим фактам
в финансовом праве относятся
действия (бездействие) или события.
Действия — это юридические
факты, которые являются результатом
волеизъявления лиц. Они могут быть
правомерными, т.е. отвечать требованиям
закона, и неправомерными — не соответствующими
им. Для финансовых правоотношений
наиболее характеры такие юридические
факты, как утверждение финансово-плановых
актов. Соответственно общим требованиям
правовых норм в них конкретно
выражены права и обязанности
участников правоотношений в области
финансовой деятельности. После выполнения
заданий, содержащихся в планах, финансовые
правоотношения прекращаются, но нередко
возникают вновь между этими,
же участниками на основе новых планов.
На основании правовых норм и
финансовых планов общего значения принимаются
индивидуальные финансово-правовые акты,
которые также ведут к возникновению,
изменению или прекращению финансовых
правоотношений. Это, например, извещение
налогоплательщика налоговым органом
о необходимости уплаты определенной
суммы налога, распоряжение министерства
о передвижении средств по статьям
смет подведомственных учреждений в
рамках сводной сметы этого министерства,
о выделении временной финансовой
помощи подведомственным предприятиям
и др.
При неисполнении участниками финансовых
правоотношений своих обязанностей
возникают правоотношения, связанные
с применением мер ответственности
(начисление пеней на невнесенную сумму
налогового платежа в государственный
или местный бюджет, прекращение финансирования
при использовании средств не по целевому
назначению и др.).
События — это обстоятельства,
не зависящие от воли людей (смерть
и рождение человека, стихийное бедствие).
Правовая норма может связывать
с ними возникновение, изменение
или прекращение финансовых правоотношений.
Например, рождение у гражданина ребенка,
достижение лицом определенного
возраста влияют на правоотношения по
поводу налоговых платежей; в связи
со стихийными бедствиями, эпидемиями
возникают правоотношения по поводу
предоставления субвенций из вышестоящего
бюджета в нижестоящий.
Лучшему представлению о финансовых
правоотношениях, пониманию их содержания
и особенностей помогает их классификация
по разным основаниям: по кругу участников,
по способам государственной защиты,
по длительности и др.
Наиболее полно раскрывает содержание
финансовых правоотношений их классификация
на виды в зависимости от структуры
финансовой системы РФ. При такой
классификации выделяются финансовые
правоотношения, возникающие в связи
с функционированием соответствующего
звена финансовой системы: бюджетные,
налоговые, по поводу организации финансов
государственных предприятий, организации
страхового дела и т.д. Такие виды
финансовых правоотношений соответствуют
систематизации норм финансового права
по этому же признаку.
В связи с существованием материальных
и процессуальных норм финансового
права, выделяемых в зависимости
от объекта правового регулирования,
финансовые правоотношения также могут
быть материальными и процессуальными.
В материальных финансовых правоотношениях
реализуются права и обязанности
субъектов по получению, распределению
и использованию определенных финансовых
ресурсов. Эти финансовые ресурсы
выражены в конкретном размере или
определенном виде доходов и расходов.
Основное содержание субъективных материальных
финансовых прав и обязанностей заключается
в возможности или необходимости
получения, уплаты, распределения, расходования,
перераспределения, изъятия и т.
п. этих конкретно определенных объемов
финансовых средств. В результате реализации
данных прав и обязанностей в конечном
итоге регулярно образуются и
используются государственные и
муниципальные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях
выражается юридическая форма, в
которой происходит получение государством
или органами местного самоуправления
в свое распоряжение финансовых ресурсов,
их распределение и использование.
Поэтому процессуальные субъективные
права и обязанности (полномочия)
направлены на использование определенной
юридической формы и порядка
финансовой деятельности. Например, на
стадии составления проекта бюджета
к ним относятся обязанность
Правительства РФ представить в
установленный срок Государственной
Думе проект федерального бюджета по
определенному перечню показателей.
Процессуальные финансовые правоотношения
осуществляются путем использования
установленных форм и видов актов
государственных органов и органов
местного самоуправления, соблюдения
определенной последовательности и
сроков тех или иных действий.
Между процессуальными и материальными
финансовыми правоотношениями существует
неразрывная связь. Процессуальные
финансовые правоотношения имеют значение
именно как форма реализации материальных
прав и обязанностей в области финансов.
По словам К. Маркса, «форма лишена всякой
ценности, если она не есть форма содержания»[1]. Вместе с тем правильно избранная процессуальная
форма способствует наилучшему осуществлению
материальных прав и обязанностей в области
финансов, поскольку не только содержание,
но и формы существенны. Поэтому одним
из важных факторов повышения уровня финансовой
деятельности государства и органов местного
самоуправления является совершенствование
процессуальной стороны этой деятельности.
Финансовые правоотношения возникают
только по поводу денежных средств (фин.
ресурсов) вне зависимости от их
формы выражения. Поэтому финансовые
правоотношения всегда являются имущественными
денежными отношениями.
2. Виды финансовых правоотношений
Рассмотрев в предыдущей главе
понятие и основные признаки финансово-правовых
отношений, теперь можно смело переходить
к основному смыслу данной работы
– их видам. Дело в том, что общественные
отношения, возникающие в процессе
осуществления финансовой деятельности
и м.с.у., многообразны и весьма неоднородны.
Поэтому и финансовые правоотношения
характеризуются большим разнообразием.
Данные отношения в науке финансового
права принято классифицировать
в зависимости от подотрасли, раздела,
института финансового права (что,
в свою очередь, зависит от определённой
сферы общественной жизни) на следующие
Основные виды:
n бюджетные правоотношения
n налоговые правоотношения
n отношения по страхованию
n валютные правоотношения
n правоотношения в области банковской
деятельности
Основной задачей этой главы
будет рассмотрение представленных
Видов финансовых правоотношений, их
анализ.
2.2 Бюджетные правоотношения.
Бюджетное право является важнейшей
подотраслью финансового права,
с которой так или иначе
связаны все составные части
финансового права – его подотрасли,
разделы, институты. Роль бюджетного права
в системе финансового права
обусловлена той ролью, которую
играют в реальной жизни общественные
отношения, урегулированные нормами
данной подотрасли финансового права,
т.е. определяются сущностью предмета
правового регулирования. Предметом
бюджетного права и являются общественные
отношения, которые возникают при
создании, распределении и использовании
важнейшего централизованного денежного
фонда государства (РФ и её субъектов).
Таким централизованным фондом является
бюджет государства (федеральный или региональный).
В юридической и экономической
литературе понятие «бюджет» рассматривается
в разных аспектах. Он определяется
как экономическая категория, т.е.
совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе создания,
распределения и использования
государственного централизованного
фонда денежных средств или муниципального
фонда денежных средств. Как правовая
категория бюджет – это основной
финансовый план государства или
муниципального самоуправления, роспись
его доходов и расходов. В БК
РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ содержится легальное
определение бюджета. Он определяется
как форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенная
для финансового обеспечения
задач и функций государства
и м.с.у.
Бюджет государства имеет значительную
роль в политической и хозяйственной
жизни страны. В связи с тем,
что Россия является федеральным
государством, под бюджетом государства
понимают бюджет России (именуемый
Федеральным) и бюджеты субъектов
Федерации. Бюджет государства должен
обеспечивать необходимым финансированием
социально-экономическое развитие
страны, её обороноспособность и др.
потребности. Разработка бюджета государства
осуществляется на основе прогноза социально-экономического
развития РФ на конкретный год. В соответствии
со ст. 71 Конституции РФ федеральный
бюджет находится в ведении РФ.
Федеральному бюджету придаётся
высшая юридическая сила, он утверждается
в форме федерального закона. Средства
федерально бюджета должны использоваться
с соблюдением норм ФЗ, утвердившего
его. На уровне образований м.с.у. создаются
местные бюджеты.
Отношения, возникающие в процессе
образования, распределения и использования
бюджетов, чрезвычайно разнообразны
и сложны. Они возникают в процессе
установления бюджетной системы
РФ, распределения доходов и расходов
между отдельными видами бюджетов государства
и местными бюджетами, закрепления
прав РФ, её субъектов, м.с.у. в области
бюджета, в процессе составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов,
в процессе составления и утверждения
отчётов об их исполнении, а также
при осуществлении государственного
и муниципального финансового контроля.
Указанные отношения регламентируются
нормами финансового права, которые
и образуют в совокупности бюджетное
право и правоотношения.
Т.о. бюджетные правоотношения возникают
в процессе формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы
РФ и государственных внебюджетных
фондов; осуществления государственных
и муниципальных заимствований;
регулирование государственного и
муниципального долга, а также составление
и рассмотрение проектов бюджетов всех
уровней и контроль за исполнением.
К особенностям бюджетных правоотношений
можно отнести то, что возникают
они в связи с образованием,
распределением и использованием государственного
и муниципального денежного фонда
на соответствующей территории. А
также: права и обязанности субъектов
правоотношений обусловлены формированием
и использованием бюджета как
основного финансового плана
государства.
Субъекты данных правоотношений –
это носители бюджетных прав и
обязанностей в области бюджета,
а в узком смысле – субъекты
бюджетного права, реально вступившие
в бюджетные правоотношения. Это, например,
РФ и её субъекты; органы государственной
власти и о.м.с.у. и пр.
Значение бюджетного права и
правоотношений в этой области определяется
той важной ролью, которую играет
бюджет государства и местного самоуправления
в развитии общества.
Налоговые правоотношения
Существуют различные доктринальные
определения налога, разработанные
представителями как юридической,
так и экономической науки. Несмотря
на некоторые различия, все они
указывают на ряд общих признаков,
характерных для данного института:
1) отчуждение при уплате налога
части собственности физических
и юридических лиц (денежных
средств, принадлежащих им на
праве хозяйственного ведения
или оперативного управления) в
пользу публично-правового образования;
2) законность установления и
введения налога;
3) обязательность уплаты налога
при наличии определённых в
законе условий, обеспечиваемая
силой государства;