Контроль министерства финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое ведомство всегда играло важнейшую роль в судьбе нашего государства. История Минфина России показывает, что сложные проблемы в развитии экономики и всего общества могут быть решены только при правильном выборе финансовой политики, путем разумных компромиссов между интересами разных социальных групп, в создаваемой общей атмосфере взаимного доверия деловых, политических и других общественных кругов.

Содержание

Введение……..…………………………………..…………..………….............3
I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ………………………………….....................….5
1.1.Основные задачи, функции и права министерства финансов….....5
II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА………………….………………………....…..............….11
2.1. Структура Министерства финансов….………………….…....….11
2.2. Этапы формирования системы финансового контроля ….….….14
2.3. Полномочия Министерства финансов в осуществлении
финансового контроля…….......................................…...................16
Заключение……………………………………..……………………...............18
Список литературы……………..………………………………......................19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая минфин..DOC

— 114.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание

Введение……..…………………………………..…………..………….............3

I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ………………………………….....................….5

     1.1.Основные задачи, функции и права министерства финансов….....5

II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА………………….………………………....…..............….11

     2.1. Структура Министерства финансов….………………….…....….11

     2.2. Этапы формирования системы финансового контроля ….….….14

     2.3. Полномочия Министерства финансов в осуществлении

           финансового контроля…….......................................…...................16

Заключение……………………………………..……………………...............18

Список  литературы……………..………………………………......................19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Финансовое  ведомство всегда играло важнейшую роль в судьбе нашего государства. История Минфина России показывает, что сложные проблемы в развитии экономики и всего общества могут быть решены только при правильном выборе финансовой политики, путем разумных компромиссов между интересами разных социальных групп, в создаваемой общей атмосфере взаимного доверия деловых, политических и других общественных кругов.

     Министерство  финансов Российской Федерации –  федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение в стране единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Успех этой политики достигается только через тесное, активное взаимодействие с Федеральным собранием, всеми федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной властей.

     Сегодня, как и 100 лет назад актуален вывод, сделанный Сергеем Юльевичем Витте, о том, что благополучие финансов неразрывно связано с развитием реальной экономики. В своих “Воспоминаниях” он писал: “…сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами России…, нужно понять, что машина без топлива не пойдет… Топливо это – экономическое состояние России…”.

     Машина  иногда буксовала, порой скатывалась  назад, но в результате после учета  всех ошибок выбиралась из любого трудного положения на правильную дорогу.…

     Последнее десятилетие не является исключением…

     До 1999 года Минфином исполнение бюджета  исполнялось с дефицитом, осуществлялись значительные государственные заимствования. Причинами были нестабильность политической ситуации и разрыв хозяйственных связей на постсоветском пространстве и многие другие известные события.

     За  последние годы ситуация изменилась – появилась политическая и социальная стабильность, рост экономики, доверие  к власти. Это стало основой достижений и результатов.

     Проведение  Минфином, начиная с 2000 года, политики Правительства, направленной на планирование и исполнение бюджета с профицитом, позволило осуществлять платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга полностью за счет реально собранных бюджетных доходов, не прибегая к новым зарубежным заимствованиям или кредитам Центрального банка и значительным внутренним займам. Именно начиная с этого времени начали расти золотовалютные резервы страны, повысилось доверие к финансовой политике Правительства как в стране, так и за рубежом. Россия начала выбираться из долговой ямы.

     Досрочное погашение обязательств по государственному долгу, создание финансового резерва, рост экономики позволили снизить темпы инфляции за период с 1998 года по настоящее время более чем в четыре раза. У россиян начало возвращаться доверие к рублю.

     В настоящее время бюджетная политика правительства строится для скорейшего достижения таких целей, как создание условий более быстрого роста  экономики, завершение ее структурных  преобразований, повышение эффективности  государственных расходов, обеспечение социальной стабильности в обществе и продолжение роста реальных доходов населения.1 

 

I. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

     ЕГО СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

     1.1. Основные задачи, функции и права министерства финансов

     В соответствии с Положением о Министерстве  финансов в РФ, к его основным задачам относят:
  1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
  2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики РФ.
  3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социального экономического развития РФ.
  4. Разработка проектов федерального бюджета и обеспечение исполнение в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнение федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
  5. Разработка программ государственного заимствования и их реализация в установленном порядке от имени РФ. Управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.
  6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ.
  7. Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и камней.
  8. Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении
  9. Осуществления в пределах своих компетенций государственного финансового контроля.
  10. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме в ЦБ РФ и кредитных организаций).

     11. Пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации лазеек в действующем законодательстве.2

     Министерство  финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  основные функции:

     ■ подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

     ■  участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

     ■ участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

     ■  участвует в  подготовке   предложений  по основным  направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

     ■  разрабатывает меры,  направленные  на формирование  и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;

     ■  разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

     ■  исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

     ■ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.2

     Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

    • государственные финансы в целом – участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
    • государственный бюджет – организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
    • внебюджетные государственные федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
    • страхование – участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
    • денежное обращение – разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
    • государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
    • финансовый рынок – разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
    • валютно-финансовые отношения – подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
    • финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
    • организация учета и отчетности – анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.3

     Для выполнения своих задач и функций  Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:

    • вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;4
    • по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
    • по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
    • выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.5

 

II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСВА ФИНАНСОВ

     2.1. Структура Министерства финансов

     Министерство  финансов РФ возглавляет министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от нее Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Министр  несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей (16), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.6 

     Министерство  финансов РФ издает в приделах своих  компетенций на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.

     В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

     Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита. Минфин в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.7

     Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.8

     Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

  1. Департамент бюджетной политики департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;
  2. Департамент налоговой политики;
  3. Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;
  4. Департамент отраслевого финансирования созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;
  5. Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
  6. Валютно-экономический департамент;
  7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
  8. Департамент финансирования государственного аппарата;
  9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
  10. Юридический департамент;
  11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
  12. Департамент страхового надзора;
  13. Департамент внешнего долга; который производит выпуск внешних займов – евробонов и их погашение;
  14. Департамент международных финансовых организаций;
  15. Департамент государственного финансового контроля;
  16. Департамент организации аудиторской деятельности;
  17. Информационно-технический департамент;
  18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
  19. Департамент валютного контроля;
  20. Департамент социальной сферы и науки.9

Информация о работе Контроль министерства финансов