Следующее понятие, которое названо при
перечислении форм межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из федерального бюджета,
- финансовая помощь. Данное понятие используется
в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41,
129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой
помощи и ее форм отсутствует. Исходя из
содержания статей БК РФ, в которых употребляется
термин "финансовая помощь", можно
сделать вывод о том, что под финансовой
помощью законодатель понимает, во-первых,
что финансовая помощь относится к безвозмездным
и безвозвратным перечислениям, во-вторых,
она предоставляется только в форме дотаций
и субсидий. Таким образом, понятие финансовой
помощи значительно сужено по сравнению
с ранее действовавшей редакцией БК РФ.
До введения в действие ФЗ от 20 августа 2004
г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо
дотаций и субсидий являлись субвенции,
бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
В настоящее время вообще не используется
такая форма, как бюджетные ссуды, а что
касается субвенций и бюджетных кредитов,
то они выведены за рамки понятия финансовой
помощи. Это связано с тем, что бюджетные
кредиты и субвенции из федерального и
региональных фондов компенсаций не относятся
к собственным доходам бюджетов (ст.47 БК
РФ).
Еще одной формой межбюджетных трансфертов
абз.5 ст.129 БК РФ называет "иные безвозмездные
и безвозвратные перечисления". Поскольку
данная форма названа после таких форм,
как финансовая помощь (дотации и субсидии)
и субвенции, то соответственно дотации,
субсидии и субвенции являются разновидностями
безвозмездных и безвозвратных перечислений.
В то же время безвозмездные и безвозвратные
перечисления могут осуществляться и
в других формах.
Понятие безвозмездных и безвозвратных
перечислений как доходов бюджетов шире
того, которое следует из анализа положений
ст.129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных
перечислений содержится в п.5 ст.41 БК РФ,
согласно которому к безвозмездным и безвозвратным
перечислениям относятся не только перечисления
в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий)
и субвенций бюджетам других уровней бюджетной
системы, но безвозмездные и безвозвратные
перечисления из бюджетов государственных
и (или) территориальных государственных
внебюджетных фондов, а также безвозмездные
и безвозвратные перечисления от физических
и юридических лиц, международных организаций
и правительств иностранных государств,
в том числе добровольных пожертвований.
Но в целях раскрытия заявленной проблематики
нас будут интересовать только те безвозвратные
и безвозмездные перечисления, которые
поступают от бюджета одного уровня бюджетной
системы бюджету другого уровня бюджетной
системы РФ.
ГЛАВА II.
ДОТАЦИИ КАК ФОРМА
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
2.1.Понятие и сущность
дотаций
Дотации - межбюджетные трансферты,
предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной
основе без установления направлений
и (или) условий их использования.
Следует отметить, что данное
понятие сильно отличается от того, которое
было ранее, что связано с отграничением
законодателем понятия публично-правового
образования и органа государственной
власти, а также их полномочий
Ранее под дотацией понимались
бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации на безвозмездной
и безвозвратной основе
Примечательно, что в редакции
Бюджетного кодекса от 23.12.2003 содержалось
несколько иное понятие дотаций и предусматривалось,
что они направлялись на покрытие текущих
расходов бюджета.
Предоставление дотаций (нецелевого
межбюджетного трансферта) направлено
на выравнивание финансовых возможностей
территорий по исполнению их собственных
расходных полномочий (решению вопросов
местного значения).
Следуя концептуальной основе
дотаций - достижению выравнивания финансовых
возможностей публично-правовых образований,
создавая при этом стимулы к мобилизации
собственных доходов и повышению эффективности
использования бюджетных средств, распределение
бюджетных средств между распорядителями
и получателями бюджетных средств должно
осуществляться исходя из баланса общественных
требований к предоставлению бюджетных
услуг и способности населения самостоятельно
замещать получение бесплатных бюджетных
услуг их приобретением (покупкой) в бюджетном
секторе или у частного бизнеса.
2.2. Дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации.
Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации предусматриваются в составе
федерального бюджета и распределяются
между субъектами Российской Федерации
в соответствии с единой методикой, утверждаемой
Правительством Российской Федерации
в соответствии с требованиями бюджетного
кодекса РФ.
Указанные дотации
образуют Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов РФ.
Общий объем дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации определяется
исходя из необходимости достижения минимального
уровня расчетной бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации. Минимальный
уровень расчетной бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации с учетом
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период определяется
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Объем дотаций, подлежащих
утверждению на очередной финансовый
год и плановый период, не может быть менее
общего объема указанных дотаций, утвержденных
на текущий финансовый год.
Проект распределения
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации между
субъектами Российской Федерации вносится
в Государственную Думу в составе проекта
федерального закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период и утверждается при рассмотрении
проекта указанного федерального закона
во втором чтении.
При этом допускается
утверждение на плановый период нераспределенного
между субъектами Федерации объема дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации в размере
не более 15 процентов общего объема указанных
дотаций, утвержденного на первый год
планового периода, и не более 20 процентов
общего объема указанных дотаций, утвержденного
на второй год планового периода.
Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности предоставляются
тем субъектам Российской Федерации, уровень
расчетной бюджетной обеспеченности которых
не превышает уровня, установленного в
качестве критерия выравнивания расчетной
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации.
Использование при
определении уровня расчетной бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации показателей фактических доходов
и расходов за отчетный период и (или) показателей
прогнозируемых доходов и расходов консолидированных
бюджетов отдельных субъектов Российской
Федерации не допускается.
Уровень расчетной
бюджетной обеспеченности субъекта Российской
Федерации определяется соотношением
между расчетными налоговыми доходами
на одного жителя, которые могут быть получены
консолидированным бюджетом субъекта
Российской Федерации исходя из уровня
развития и структуры экономики и (или)
налоговой базы (налогового потенциала),
и аналогичным показателем в среднем по
консолидированным бюджетам субъектов
Российской Федерации с учетом структуры
населения, социально-экономических, географических,
климатических и иных объективных факторов
и условий, влияющих на стоимость предоставления
одного и того же объема государственных
и муниципальных услуг в расчете на одного
жителя.
В составе дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации могут
быть выделены дотации, отражающие отдельные
факторы и условия, учитываемые при определении
уровня расчетной бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации. Объем
указанных дотаций не может превышать
10 процентов объема дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации.
Особенности расчета
указанных дотаций определяются методикой
распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации.
Федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации могут быть установлены
особенности перечисления и (или) использования
указанных дотаций.
Министерство финансов
Российской Федерации до 1 августа текущего
финансового года направляет в исполнительные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации исходные данные
для проведения расчетов распределения
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период и до
20 августа текущего финансового года проводит
сверку указанных исходных данных с исполнительными
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации.
Внесение изменений
в исходные данные для проведения расчетов
распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации на очередной финансовый год
и плановый период после 20 августа текущего
финансового года не допускается.
Внесение изменений
во внесенный Правительством Российской
Федерации в Государственную Думу проект
распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации при рассмотрении проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период без
внесения соответствующих изменений и
дополнений в методику распределения
указанных дотаций так же не допускается.
Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации для краев, областей, в состав
которых входят автономные округа, рассчитываются
для консолидированного бюджета края,
области, включая бюджеты автономных округов,
и зачисляются в бюджет края, области,
если иное не установлено федеральным
законом о федеральном бюджете и договором
(соглашением) между органами государственной
власти края, области и органами государственной
власти автономного округа.
В отношении краев,
областей и автономных округов, решение
об объединении которых в новый субъект
Российской Федерации принято соответствующим
федеральным конституционным законом,
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации для краев,
областей, в состав которых входят автономные
округа, рассчитываются для бюджета края,
области и бюджетов автономных округов
раздельно до 1 января 2009 года.
2.3. Дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений
Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются
в бюджете субъекта Российской Федерации
в целях выравнивания финансовых возможностей
поселений по осуществлению органами
местного самоуправления полномочий по
решению вопросов местного значения исходя
из численности жителей и (или) бюджетной
обеспеченности.
Такие дотации образуют региональный
фонд финансовой поддержки поселений. Порядок и объем
их распределения, в том числе порядок
расчета и установления заменяющих указанные
дотации дополнительных нормативов отчислений
от налога на доходы физических лиц в местные
бюджеты, утверждается законом субъекта
РФ в соответствии с требованиями бюджетного
кодекса РФ.
Размер дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений определяется для каждого поселения
(включая городские округа) субъекта Российской
Федерации исходя из численности жителей
поселения в расчете на одного жителя.
Право на получение
указанной дотации имеют все городские
поселения (включая городские округа)
и сельские поселения субъекта РФ. Дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений в части, касающейся предоставления
дотаций поселениям (за исключением городских
округов), могут полностью или частично
распределяться между указанными поселениями
исходя из уровня их расчетной бюджетной
обеспеченности. Право на получение указанных
дотаций имеют все городские и сельские
поселения (за исключением городских округов)
субъекта Российской Федерации, уровень
расчетной бюджетной обеспеченности которых
не превышает уровень, установленный в
качестве критерия выравнивания расчетной
бюджетной обеспеченности городских и
сельских поселений (за исключением городских
округов). Уровень расчетной бюджетной
обеспеченности поселений определяется
соотношением налоговых доходов на одного
жителя, которые могут быть получены бюджетом
городского или сельского поселения (за
исключением городских округов), исходя
из уровня развития и структуры экономики
и (или) налоговой базы (налогового потенциала)
и аналогичного показателя в среднем по
городским и сельским поселениям (за исключением
городских округов) данного субъекта федерации
с учетом различий в структуре населения,
социально-экономических, климатических,
географических и иных объективных факторов
и условий, влияющих на стоимость предоставления
муниципальных услуг в расчете на одного
жителя.
Определение уровня расчетной бюджетной
обеспеченности поселений производится
по единой методике, обеспечивающей сопоставимость
налоговых доходов городских и сельских
поселений (за исключением городских округов),
перечня бюджетных услуг и показателей,
характеризующих факторы и условия, влияющие
на стоимость предоставления муниципальных
услуг в расчете на одного жителя.
Использование при определении уровня
расчетной бюджетной обеспеченности городских
и сельских поселений (за исключением
городских округов) показателей фактических
доходов и расходов за отчетный период
и (или) показателей прогнозируемых доходов
и расходов бюджетов отдельных поселений
не допускается.