Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:17, реферат
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификация
1.1 Понятие налога и его сущность……………………………………….4
1.2 Функции налогов………………………………………………………..5
1.3 Классификация налогов, взимаемых на территории РФ……………..6
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ………………………….9
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ,
анализ их выполнения……………………………………………………….10
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета……………………………………………………...13
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой системы РФ………………………………….....16
3.2 Пути снижения задолженности по налогам……………………………17
3.3 Основные направления совершенствования
налоговой системы РФ………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Факультет экономический
Специальность: Финансы и кредит
Реферат
по дисциплине: «Финансовое право»
на тему:
«Налоговая система Российской Федерации»
Москва, 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификация
1.1 Понятие налога и его сущность…
1.2 Функции налогов………………………………………
1.3 Классификация налогов,
взимаемых на территории РФ…………
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Понятие и структура налоговой системы РФ………………………….9
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ,
анализ их выполнения……………………………………………………
2.3 Анализ структуры и динамики налоговых доходов
федерального бюджета…………………………
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Недостатки налоговой системы РФ………………………………….....16
3.2 Пути снижения задолженности по налогам……………………………17
3.3 Основные направления совершенствования
налоговой системы РФ……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
В широком смысле под налогом
понимается взимаемые на основе государственного
принуждения и не носящий характер
наказания или компенсации
В современной литературе о налогах
приводится большое количество различного рода определений
налогов. При этом во всех определениях
неизменно подчеркивается, что налог –
платеж обязательный. Другими словами,
платежи, которые не являются для плательщиков
обязательными, не относятся к налоговым.
К налогам не относятся любые добровольные
выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются
теми платежами, которые осуществляются
безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает
каких-либо конкретных обязанностей государства
по отношению к лицу, вносящему эти платежи.
Налоги – один из основных способов формирования
доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются
с целью обеспечения платежеспособности
различных уровней государственной власти.
Однако налоговые платежи могут подлежать
зачислению не только в государственные
бюджеты или бюджеты органов местного
самоуправления, они могут выступать средством
образования различного рода фондов.
Налоговая система возникала и
развивалась с момента
Глава 1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификация.
1.1 Понятие налога и его сущность.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".
Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
В современном понимании налог
- это обязательный, безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и граждан в форме отчуждения
принадлежащих им на правах собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в бюджет
и внебюджетные фонды в определенных законом
размерах и в установленные сроки в целях
финансового обеспечения государства
и его территориальных образований.
Признаками налога являются:
- императивность, которая
означает, что субъект налога
не вправе отказаться от
- смена формы собственности
дохода, которая означает, что часть
дохода субъекта безвозмездно
переходит в собственность
- безвозвратность и
безвозмездность передаваемой
- легитимность, которая означает не только
признание налогов на основе законодательного
права, но и их взимание только с законных
операций.
Налоги исторически являются одним из
основных источников формирования бюджета
любого государства и одним из методов
мобилизации денежных средств на переустройство
государства и общества. По своей сути
налоги являются одним из самых доходных
источников накопления казны, которые,
во-первых, безвозмездно изымаются государством
у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая
в бюджет, являются той его частью, на которую
государство не затрачивает средств.
Социально-экономическая
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач и функций, возлагаемых на государство, а именно:
- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;
- регулирование экономической
деятельности субъектов
- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.
Налоги как экономическую
1.2 Функции налогов.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
На первое место следует поставить функци
Налоги в этой функции могут играть регулирующую, стимулирующую и распределительную роли.
Регулирующая функция налогов
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Стимулирующая функция налогов
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует
технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в
расширение производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью налогов
проявляется, прежде всего, в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других освобождается от
налогообложения.
Распределительная функция
налогов. Посредством налогов в государственном
бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так и социальных,
финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ - научно-технических,
экономических и др.
С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Еще одна функция налогов - фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
1.3 Классификация налогов,
взимаемых на территории РФ.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.
Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.
По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов:
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.