Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 16:50, контрольная работа
Краткое описание
Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка.
Функционирование финансовой
системы, реализуемое в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, обусловливает возникновение
соответствующих финансовых отношений,
которые подлежат четкому правовому регулированию:
определению прав и обязанностей участвующих
в них субъектов, а также их ответственности
в случае нарушения установленного порядка.
Таким образом, финансовое право — одна
из основных отраслей российского права,
и все они базируются на нормах Конституции
РФ.
Область финансов и отдельные
се стороны затрагиваются нормами и других
отраслей права. Однако именно эта область
входит в сферу финансового права в целом,
хотя на разные звенья финансовой системы
его нормы распространяются не в одинаковой
мере. Это объясняется тем, что сферой
финансового права охватываются государственные
и муниципальные
финансы, что обусловлено публичным характером
тех и других. Однако она затрагивает и
другие составные части финансовой системы
-- финансы предприятий и иных организаций,
основанных на негосударственной
или немуниципальной
(частной) форме собственности (например,
в случае регулирования отношений, связанных
с аккумуляцией средств, поступающих от
негосударственных предприятий (к примеру,
налогов) в денежные фонды государства
и муниципальных образований, а также
с их использованием). Под воздействием
финансового права находится и функционирование негосударственных
социальных фондов и финансовых ресурсов,
имеющих публичный характер (в частности,
в сфере страхового и банковского дела).
По этому вопросу французский ученый П.
М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует
забывать о фундаментальном различии
и динамике между государственными и частными
финансами. Основные различия между ними
обусловлены тем фактом, что состояние
частных финансов и динамика частных финансов
зависят от законов рыночной экономики...
Состояние же и динамика государственных
финансов определяются решениями государства
и действиями публичной власти». Все эти
отношения в разной степени связаны с
финансовой деятельностью государства
и муниципальных образований.
В процессе финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления,
помимо финансовых, возникают и другие
отношения, которые не относятся к предмету
регулирования финансового права: трудовые,
гражданские, административные и иные,
подконтрольные соответствующим отраслям
права. Отрасль финансового права, соприкасаясь
с ними, распространяет свои нормы лишь
на финансовые отношения.
Итак, финансовое право
— отрасль российского права, нормы которого
регулируют общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности по образованию
(формированию), распределению и использованию
централизованных и децентрализованных
денежных фондов (финансовых ресурсов)
государства и муниципальных образований,
а также иных финансовых ресурсов публичного
характера, используемых для реализации
соответствующих задач.
Финансовое право закрепляет
структуру финансовой системы, распределение
компетенции в данной области между Российской
Федерацией и ее субъектами,
органами местного самоуправления. На
основе этих исходных норм оно регулирует
отношения, возникающие в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, от лица которых выступают
соответствующие органы государственной
власти или местного самоуправления. Данные
отношения и составляют предмет финансового
права.
Следовательно, предмет финансового
права — это общественные отношения,
возникающие в процессе деятельности
по планомерному образованию (формированию),
распределению и использованию государственных,
муниципальных и иных публичных денежных
фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации
задач публичного характера.
По своему содержанию эти отношения
весьма разнообразны, что обусловлено
многозвенностью финансовой системы,
ее связью со всеми структурами общественного
производства и распределения, с разными
сторонами жизни общества и государства.
Столь же широк и круг участников финансовых
отношений: Российская Федерация вступает
во взаимоотношения со своими субъектами,
последние — с муниципальными образованиями,
органы государственной власти и местного
самоуправления — с организациями и физическими
лицами, государственные органы всех видов
и уровней взаимодействуют с органами
местного самоуправления, в том числе
с финансовыми и кредитными в соответствии
со своей компетенцией в области финансов.
Однако не всегда специалисты
по финансовому праву включают в его предмет
отношения, связанные с функционированием
области муниципальных финансов, ограничиваясь
упоминанием лишь сферы государственных
финансов и финансовой деятельности государства.
Вместе с тем, рассматривая содержание
конкретных финансово-правовых институтов,
они отражают в них и муниципальные финансы,
и финансовую деятельность органов местного
самоуправления (например, бюджетные права
муниципальных образований или органов
местного самоуправления), т. е. фактически
не отрицают принадлежность упомянутых
категорий к отрасли финансового права.
Существует и противоположное
мнение, согласно которому в предмет финансового
права не входят отношения, возникающие
в процессе финансовой деятельности органов
местного самоуправления (формирования
и исполнения местных бюджетов, установления
и взимания местных налогов и сборов и
т. п.), поскольку эти органы не относятся
к системе органов государственной власти.
Связь финансового права именно
с государственными финансами подчеркивалась
и в русской дореволюционной литературе.
Вместе с тем обращалось внимание на то,
что к сфере финансового права следует
относить и соответствующую деятельность
земств, т. е. органов местного самоуправления.
Представители современной
зарубежной науки также высказывают суждения
о взаимосвязи финансового права с государственными
финансами. Французский ученый П. М. Годме,
в частности, пишет: «Финансовое право
— отрасль публичного права, предметом
которой являются нормы, регулирующие
государственные финансы».
Таким образом, сформулированные
в настоящем учебнике определения предмета
и понятия финансового права увязаны не
только с государственными, но и с муниципальными
финансами, кроме того, учитывается их
классификация на централизованные и
децентрализованные.
Исключение отношений, возникающих
в процессе финансовой деятельности муниципальных
образований (органов местного самоуправления),
противоречило бы принципу единства финансовой
системы и конституционному требованию
о проведении в стране единой финансовой,
кредитной и денежной политики (п. «б»
ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти
отношения с отношениями, возникающими
в ходе финансовой деятельности государства
и муниципальных образований, публичный
характер тех и других.
В финансовых отношениях, являющихся
предметом финансового права, можно выделить
следующие группы:
между Российской Федерацией,
ее субъектами, муниципальными образованиями
и административно-территориальными единицами
(в лице соответствующих органов представительной
и исполнительной власти), возникающие
в связи с распределением между ними финансовых
ресурсов страны;
между финансовыми органами
государства и органами местного самоуправления,
с одной стороны, и физическими лицами
— с другой, в связи с выполнением последними
обязанностей перед государством и муниципальными
образованиями по внесению платежей в
государственные и муниципальные денежные
фонды (в бюджет, внебюджетные государственные
фонды);
между финансовыми и налоговыми
органами государства и органами местного
самоуправления, с одной стороны, и предприятиями,
организациями, учреждениями — с другой,
в связи с выполнением финансовых обязательств
перед государством, муниципальными образованиями
по внесению платежей в государственные
и муниципальные денежные фонды, распределением
между ними или расходованием государственных
и муниципальных денежных средств;
между финансово-кредитными
органами разных уровней и правового статуса
в связи с их деятельностью по образованию,
распределению и использованию соответствующих
государственных (муниципальных) денежных
фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных,
кредитных, страховых);
между государственными и муниципальными
предприятиями, организациями, учреждениями,
с одной стороны, и их вышестоящими государственными
(муниципальными) органами — с другой,
в связи с распределением и использованием
в соответствующих отраслях экономики
и сферах социальной жизни бюджетных или
кредитных ресурсов, а также собственных
средств предприятий, организаций, учреждений;
между финансово-кредитными
органами, с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами — с другой, в связи
с образованием и распределением иных
публичных страховых и кредитных фондов
и ресурсов;
между участниками финансового
рынка и компетентными органами в связи
с осуществлением государственного регулирования
в этой сфере;
между компетентными органами
государственной власти и местного самоуправления
в связи с деятельностью по финансовому
контролю, учету и отчетности.
Данная классификация проведена
по субъектному составу отношений. Возможна
классификация и по другим критериям,
например по содержанию финансовых отношений,
по методам финансовой деятельности и
т. д. Разнообразие подходов к рассмотрению
финансовых отношений углубляет представление
о предмете финансового права.
Классификация финансовых отношений
по группам показывает, что при всем своем
разнообразии они имеют общее основное содержание
- направленность на образование (аккумулирование),
распределение и использование государственных,
муниципальных и иных публичных денежных
фондов (финансовых ресурсов). Естественно,
что эти отношения возникают при участии
и под непосредственным руководством
государства и (в рамках законодательства)
органов местного самоуправления.
Следует иметь в виду, что финансовая
деятельность государства и муниципальных
образований тесно связана с осуществляемыми
государством в определенных сферах функциями
по ценообразованию
и установлению тарифов (на электроэнергию,
газ, нефть и т. п.). Эти функции, будучи
необходимым элементом механизма государственного
регулирования экономики страны, непосредственно
влияют на объем финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении государства
и муниципальных образований, а также
отражаются на денежном выражении финансовых
обязательств участников финансовых отношений.
В связи с этим правовые нормы, касающиеся
государственного регулирования цен и
тарифов, также применимы к сфере финансового
права.
Государство обеспечивает планомерность
аккумуляции денежных средств и направление
их согласно планам и программам в экономику,
социальную сферу, обеспечение безопасности
страны и на другие потребности общества.
Оно должно организовывать указанную
деятельность, соблюдая правила и требования
правовых норм.
В нормах финансового права
закрепляются общие принципы и формы
финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления, методы аккумуляции
средств в государственные, муниципальные
и другие денежные фонды публичного характера,
виды используемых для формирования этих
фондов платежей, порядок их взимания.
Они регулируют также порядок получения
и использования государственных и муниципальных
денежных средств; определяют источники
формирования финансовых ресурсов государства
и муниципальных образований, государственных
и муниципальных предприятий, организаций,
учреждений и т. п., закрепляя права и обязанности
государственных органов, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений,
граждан.
Важное значение имеет четкость
правового регулирования финансовых отношений
не только в целях обеспечения должной
организованности работы государственных
органов, органов местного самоуправления,
но и в целях соблюдения интересов государства
в целом, его территориальных подразделений,
а также граждан, предприятий, организаций,
учреждений и в конечном счете обеспечения
выполнения государством его функций,
определенных Конституцией страны.
Предмет финансового права
обусловил специфику метода
регулирования, который свойствен
данной отрасли права. Основной метод
финансово-правового регулирования —
императивный, т. е. метод властных предписаний
со стороны уполномоченных органов государства
и местного самоуправления в процессе
производства, распределения и использования
публичных денежных фондов (ресурсов)
в адрес других участников финансовых
отношений. Такой метод свойствен и ряду
других отраслей права, например административному.
Однако в финансовом праве он имеет специфику:
конкретное денежное содержание и определенный
круг органов, уполномоченных государством
на властные действия.