Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа
Финансы как целостная экономико-правовая система, обладаю¬щая общими качествами, имеет собственную структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных элементов, для каждого из которых характерны свои особые характеристики. Необходимость их выделе¬ния связана с многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо¬мику страны и социальную область. Конгломерат входящих элементов в их взаимосвязи образует фи¬нансово-кредитную систему страны, в которой необходимым образом присутствует правовой компонент регулирования всей системы.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее элементов, включая правовые отношения
Глава 2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных элементов финансово-кредитной системы, с учетом их правовых отношений
2.1. Бюджетный элемент финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.1.3. Банковский элемент финансово-кредитной системы
2.1.4. Страховой элемент финансово-кредитной системы
Заключение
Список использованной литературы
Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам РФ гарантируется, второй – поощряется.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:
1) отношения между государством
в лице Правительства РФ и
федеральными органами, исполнительной
власти по надзору за
2) отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в РФ», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);
3) отношения между государством
в лице федерального
4) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей.
5) отношения между Федеральной
комиссией по рынку ценных
бумаг. Министерством РФ по
налогам и сборам со
Поскольку в условиях рыночных отношений страна и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, каждый из элементов финансовой системы, имеющий соответствующее правовое положение, сосредотачивает специфические финансовые отношения. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.).
Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что закреплено законодательным путём. Такие денежные фонды необходимы для осуществления общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.
Внебюджетные целевые
государственные и
Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 года в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Под государственным кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ
2 Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С.54
3 Там же С.55
4 Балабанов И. Т., Степанов В. Н. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: СПбТЭИ, 1995.С.60
5 Химичева Н.С. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2000. С. 211.
6 Там же
7 Указ Президента РФ № 1924 "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации" от 17 ноября 1993 г.//САППРФ. 1993. № 47. Ст. 4525.
Информация о работе Правовое регулирование финансово-кредитной системы РФ