Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные  ценные бумаги могут выпускаться  в документарной форме с обязательным централизованным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указывается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осуществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche – кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска.

Внутренние государственные займы  оформляются также посредством  выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства  – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Их выпуск осуществляется «в целях  оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии. Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение  кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Муниципальные займы также могут  иметь форму казначейских обязательств. Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Долговые обязательства в данном случае – это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение2. В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, краев и областей, городов и регионов регистрация ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ.

По долговым обязательствам субъектов  Федерации и местного самоуправления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению  долга в случае неплатежеспособности эмитентов возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы  субъектов РФ не были гарантированы  Правительством РФ, то ответственности  по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет. Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации в 1994 г. В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона  установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муниципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица – плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы3. Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соответствующее весовое количество золота. Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности.

По продолжительности долговые обязательства различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет. В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Государственные краткосрочные обязательства (далее ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании. В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности. При аналогичных операциях на уровне муниципальных образований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. государство приняло на себя обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации, в том числе помещенных гражданами РФ на вклады в Сберегательный банк РФ до 20 июня 1991 г., а также размещенные в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР) в период до 1 января 1992 г. Все названые сбережения граждан определяются в Законе от 10 мая 1995 г. как «гарантированные сбережения граждан» и признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации, гарантированным государственной собственностью. Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, устанавливается на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года.

Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме  долговых обязательств, как «переоформление  долговых обязательств третьих лиц  в государственный долг на основе принятых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому долговому  обязательству, например, относится  переоформление задолженности по центральным  кредитам, выданным в 1992 – 1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономики под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутренний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд руб.

1.3 Структура государственного долга Российской Федерации

Как уже отмечалось, государственный долг – долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну4.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных  фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются  специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования  РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Структура современного внутреннего государственного долга РФ состоит из:

    1. Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
    2. Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК),
    3. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД),
    4. Облигаций федерального займа с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК);
    5. Облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе страна–дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. – 14,19% а в 2011г. – 10,4%.

Внешний долг РФ, по оценке Банка России, на 1 января 2012 года составил 538,940 млрд. долларов. Основной вклад в снижение задолженности в прошлом году внесло погашение последней, седьмой, серии ОВГВЗ в объеме 1,750 млрд долларов, которые были размещены в 1996 году. Задолженность РФ по еврооблигациям в прошлом году уменьшилась на 1 млрд 273,1 млн, или на 4,2%, до 29 млрд 183,4 млн.  На эту сумму – до 17 млрд 717,1 млн уменьшилась задолженность по облигациям 2030 года погашения, по остальным выпускам сумма задолженности не изменилась. Задолженность перед международными финансовыми организациями в 2011 году уменьшилась на 611,3 млн долларов, или на 19,5% – до 2 531,5 млн долларов.

Вместе с тем в структуре  государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Показатель «государственный долг/доходы» используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается  в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами  роста ВВП является экспорт товаров  и услуг. Коэффициент «внешний долг/экспорт» является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К I группе – страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для II – колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. А третья – страны с небольшим объемом задолженности – менее 48 и 132% соответственно.

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2006 г. удельный вес внешнего госдолга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 92,3 и 140,7% (Приложение Б). Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовали странам с высоким уровнем внешней задолженности. В 2011 году Россия перешла к странам с низким уровнем внешнего долга.

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния