Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
Проблема внешней
Таблица 5 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года9
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ ) |
35 801,4 |
27 660,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
549,0 |
424,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 447,8 |
1 118,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 000,6 |
773,1 |
Коммерческая задолженность |
55,8 |
43,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 531,5 |
1 955,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
22 547,7 |
|
2 000,0 |
1 545,2 |
|
3 466,4 |
2 678,2 |
|
3 500,0 |
2 704,2 |
|
2 499,9 |
1 931,5 |
|
17 717,1 |
13 688,6 |
Задолженность по ОВГВЗ |
24,4 |
18,8 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 008,9 |
779,5 |
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика10. Управление государственным долгом заключается:
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
Система управления государственным
долгом – это взаимосвязь бюджетных,
финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на
эффективное регулирование
Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
Ключевой целью долгового
Однако если в качестве другой крайности
установить минимизацию рисков со стороны
госдолга, то в пределе это будет
означать полный отказ от использования
заимствований. Вопреки достаточно
распространенному мнению, полное отсутствие
госдолга – это не самое лучшее
положение вещей в
На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление внешним долгом является
одним из элементов макроэкономической
политики государства. С одной стороны,
эффективное использование
Как показали проверки Счетной палаты
Российской Федерации, широкое распространение
получила практика использования внешних
займов, предоставленных для
С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
К основным методам управления внешним долгом относятся:
Из всего многообразия существующих
методов управления государственным
долгом в Бюджетном кодексе Российской
Федерации получил определение
только метод реструктуризации. Статья
101 Бюджетного кодекса «Управление
государственным долгом»
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг13.
Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния