Правовые аспекты современного экономического состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование сущности и понятия внешнего государственного долга России.
Для достижения цели предприятию нужно решить следующие задачи:
1) обобщить теоретические основы правовой характеристики долговых обязательств;
2) рассмотреть состав, структуру, динамику развития внешнего государственного долга;
3) рассмотреть методы управления государственным долгом;
4) оценить основные принципы и направления внешней долговой политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………... 9
1.1 Понятие долговых обязательств и их роль в финансовой системе Российской Федерации……………………………………. 9
1.2 Формы и виды долговых обязательств Российской Федерации……………………………………………………………. 12
1.3 Структура государственного долга Российской Федерации…. 24
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………….. 31
2.1 Понятие и особенности внешнего долга Российской Федерации……………………………………………………………. 31
2.2 Причины возникновения внешнего долга……………………... 34
2.3 Состав и структура внешнего долга Российской Федерации… 38
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………………………………………………… 45
3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации……………………………………………… 45
3.2 Методы регулирования государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………. 54
3.3. Динамика состояния государственного внешнего долга и его влияние на развитие экономики России…………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 61
СПИСОК АББРЕВИАТУР………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… 65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ВНЕШНИЙ ДОЛГ.docx

— 296.25 Кб (Скачать файл)

Проблема внешней задолженности  требует постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное  негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта  по внешнему долгу). Нельзя забывать, что  глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

Таблица 5 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года9

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства  бывшего Союза  ССР, принятые РФ )

35 801,4

27 660,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

549,0

424,1

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 447,8

1 118,6

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 000,6

773,1

Коммерческая задолженность бывшего  СССР

55,8

43,1

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 531,5

1 955,9

Задолженность по внешним облигационным  займам

29 183,4

22 547,7

  • внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 545,2

  • внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 678,2

  • внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 704,2

  • внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 931,5

  • внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17 717,1

13 688,6

Задолженность по ОВГВЗ

24,4

18,8

Государственные гарантии Российской Федерации  в иностранной валюте

1 008,9

779,5


 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

3.1 Управление и обслуживание государственного долга Российской Федерации

Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика10. Управление государственным долгом заключается:

  1. в формировании политики в отношении государственного долга;
  2. в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
  3. в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  4. в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию  рынка государственных ценных бумаг.

Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует  от государства системного подхода  и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

  1. непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
  2. обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
  3. контроль за состоянием государственного долга.

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Правительство Российской Федерации  в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально  общей формулировки основных целей  управления государственным долгом:

  1. сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  2. сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  3. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

  1. разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
  2. процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
  3. исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение которых  необходимо для достижения целей  управления государственным долгом:

  1. своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  2. проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  3. осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  4. контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  5. контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  6. экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  7. экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. Несмотря на то, что управление госдолгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга - издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.

Однако если в качестве другой крайности  установить минимизацию рисков со стороны  госдолга, то в пределе это будет  означать полный отказ от использования  заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных  финансах, особенно если речь идет о  развивающейся стране.

На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего  называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней  задолженности может стать серьезным  негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение  получила практика использования внешних  займов, предоставленных для структурной  перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение  и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом  управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ.

С конца 1980-х годов в международной  практике сформировался достаточно разнообразный набор методов  управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

К основным методам управления внешним  долгом относятся:

  1. консолидация – пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;
  2. реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация – это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
  3. рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
  4. конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
  5. секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
  6. аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов11.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным  долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение  только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление  государственным долгом» посвящена  только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее  время система управления государственным  внешним долгом реализована на базе Министерства финансов РФ и Внешэкономбанка  как агента Министерства финансов РФ»12. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату  по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия  госдолга можно свести к четырем  моментам:

  1. необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
  2. долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
  3. увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
  4. перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием  на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует  также учитывать, что продолжительный  спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга  и уменьшения его бремени.

Необходимость обслуживания долга  ограничивает возможности правительства  балансировать текущий бюджет или  тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть  процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных  ценных бумаг13.

Информация о работе Правовые аспекты современного экономического состояния