Правовые проблемы ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является определение правовых проблем ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации. В качестве же задач настоящего исследования важно рассматривать следующие:
- анализ нормативно-правового регулирования взаимоотношений отношений субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления;
- исследование особенностей взаимодействия субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления;
- определение вопросов совершенствования взаимоотношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и соотношение субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 5
2. Значение административного регулирования в процессе взаимодействия субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления 9
3. Вопросы государственно-частного партнерства 12
4. Социальная ответственность государства и бизнеса 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

     И наконец, при всей кажущейся "бюрократизации" административно-правовых процессов и лежащих в их основе административных процедур в действительности такие процессы приведут к снижению роли государства, а в его лице - конкретного государственного служащего, потому что приоритетным становится не личная заинтересованность служащего, с одной стороны, и предпринимателя - с другой, а реализация определенных законодательством полномочий и удовлетворение законных интересов предпринимателей.

     В конечном счете эти мероприятия  повысят уровень "взаимопонимания" бизнеса и государства, что в будущем позволит создать систему ответственности не только бизнеса перед государством, но и государства перед своими гражданами.

 

3. Вопросы государственно-частного  партнерства 

     В настоящее время в мире существует много способов по участию государства в инновационной деятельности. Например, в Республике Кипр государство выделяет финансовые средства для поддержки частных инкубаторов, выращивающих малые предприятия (эта деятельность осуществляется по модели ГЧП "государство - частный инкубатор - ученый"). Во Франции государство финансирует использование конверсионных разработок муниципальными технопарками, созданными при университетах. Сотрудничество осуществляется по модели "государственная разработка - технопарк с участием частного бизнеса - группа ученых". Имеется такой же опыт и Международного научно-технического центра в Москве, осуществляющего программу "Партнерство и устойчивое развитие", где по модели "центр (межгосударственная организация) - иностранная фирма - российские ученые" на практике реализуется государственно-частное партнерство.

     Конституция Российской Федерации не содержит таких  терминов, как "инновационное развитие" или "государственно-частное партнерство". В силу того что данный правовой акт является базовым законом  нашей страны, в нем закреплены лишь основы общественного и государственного устройства. Наибольший интерес представляют статьи 34, 71 и 72 Конституции РФ. В статье 34 закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества (в том числе государственного) для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данную конституционную норму можно рассматривать как нормативную предпосылку для развития государственно-частного партнерства, так как экономическая деятельность в целом представлена и частным, и государственным секторами.

     В течение 2005 г. были приняты нормативно-правовые акты, позволяющие ускорить запуск механизмов ГЧП. К таким актам  относятся, в первую очередь:

     - Федеральный закон N 115-ФЗ "О  концессионных соглашениях" от 21 июля 2005 года;

     - Федеральный закон N 116-ФЗ "Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации" от 22 июля 2005 года;

     - Постановление Правительства РФ  от 4 мая 2005 года N 284 "О государственном  учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";

     - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд";

     - Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 года N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности".

     Корпоративный сектор экономики - явление принципиально  новое для посткоммунистической России. Появление хозяйственных  обществ и товариществ происходило с параллельным развитием рынка ценных бумаг. С выходом в свет нового Гражданского кодекса, Закона об акционерных обществах, Закона об обществах с ограниченной ответственностью положено начало формированию корпоративного права.

     В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок полностью готовых продуктов. Можно нанять любых высококвалифицированных менеджеров, найти достаточные источники финансирования, но поиск конкурентных технологий является для мировых промышленных компаний главной задачей. Все инновационные проекты строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга. Каждый участник проекта должен иметь высочайший уровень профессионализма в своей сфере. Во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное в проектах передается малому и среднему бизнесу.

     Формируется новая сеть деловых институтов, которая  будет контролировать процесс дальнейшего развития мировой экономики. Именно в этой сети будут делиться ресурсы, анализироваться и приниматься решения. Не будучи встроенным в эту систему, российский бизнес имеет минимальные возможности вписаться в будущую систему мирохозяйственных связей с пользой для себя.

     С другой стороны, период перестройки  мировой деловой сети наиболее благоприятен для вступления туда первых членов. Крупные корпорации, чувствовавшие  себя вполне устойчиво в годы подъема, сегодня в состоянии неопределенности, открыты для обсуждения новых возможностей. Таким образом, у российского бизнеса есть шанс оказаться включенным в формирующийся глобальный институт влияния.

     Существующие  сегодня в России источники финансирования инноваций (практически на любой  стадии их возникновения и развития) не отличаются разнообразием, немногочисленны и скудны. Основным источником финансирования инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий. Использование предприятиями собственных средств происходит не потому, что таких средств достаточно, а потому, что других источников мало или их сложно найти (получить). В странах с развитой экономикой довольно значительную долю в финансировании инноваций в корпоративном секторе занимают собственные корпоративные фонды.

     Создающиеся венчурные структуры ориентированы на работу с бизнесами, находящимися на самых ранних стадиях - на этапах seed и start-up. Иногда инвесторы готовы рассматривать даже инвестиционные проекты, вовсе не оформленные в виде бизнеса. Получение максимальной степени контроля над такими компаниями при их финансировании из источников внутрикорпоративного капитала - вполне приемлемое, а самое главное - внутренне оправданное условие как для инвесторов, так и для начинающих предпринимателей.

     Если  все хозяйствующие субъекты квалифицировать по европейской методике, то в России на сегодняшний день из всех хозяйствующих субъектов 6% крупных предприятий, 30% средних, 10% малых предприятий, 54% ПБОЮЛ. Поэтому партнерство государства и частных предприятий - это прежде всего партнерство государства, малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

     В настоящее время остро обозначилась проблема подготовки кадров для малого бизнеса: менеджеров, маркетологов, бухгалтеров. Также требует пересмотра ошибочная позиция, когда предпринимались попытки научить ученого инновационному бизнесу. Управлять интеллектуальной собственностью должны квалифицированные специалисты, и в настоящее время страна испытывает потребность примерно в 3000 таких специалистов8. Учебные программы во многих учебных заведениях по подготовке инновационных менеджеров не могут быть реализованы по причине отсутствия соответствующих преподавателей. В настоящее время Федеральное агентство по науке и инновациям проводит конкурсы на создание около 80 центров трансфера технологий. Возможно, сложится ситуация, когда центры будут созданы, но они не смогут функционировать из-за отсутствия специалистов.

     У инвесторов отсутствуют стимулы  вкладываться в такое рискованное дело, как инновационный бизнес. Как показывает анализ законодательства, в действующем Налоговом кодексе РФ не предусмотрено прямое стимулирование деятельности научно-производственных и инновационных организаций, а также стимулирование потребителей наукоемкой продукции, хотя именно они формируют спрос на нее. Необходимо отметить полное отсутствие налоговых льгот для реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты научно-технической деятельности как результаты инновационной деятельности.

     В последние годы из налогового законодательства был изъят ряд налоговых льгот  и преференций, которые были у  науки и научно-технической деятельности, научного обслуживания, инновационной  деятельности, которые хорошо себя зарекомендовали и по которым имелась правоприменительная практика. В целях скорейшего решения вопросов стимулирования инновационной деятельности целесообразно восстановить многие из изъятых льгот и преференций.

     Государство должно взять на себя роль активного субъекта управления корпоративным сектором экономики. Однако делать это оно должно в тесном, более того, стратегическом альянсе с ведущими финансовыми и промышленными элитами. В этой связи нужно определять права и обязанности сторон в корпоративном развитии как важнейший правовой институт, соединяющий политическую и экономическую власть на основе национальных экономических интересов. Государство может и должно выступать как инвестор, менеджер, персонал9.

     Законодательство  является самой отстающей частью в инновационной сфере, хотя за последние 2 года был принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые, бесспорно, будут содействовать развитию инновационной деятельности и государственно-частному партнерству в этой сфере. Так, приняты федеральные законы о концессиях, об особых экономических зонах, о конкурсах на размещение госзаказов, постановление Правительства Российской Федерации о распределении прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, и т.д.

     Однако  обращает на себя внимание тот факт, что при принятии этих законов  специфика инновационной деятельности не учитывалась. Поэтому были подготовлены соответствующие изменения в  законы о концессиях и конкурсах  на размещение госзаказов.

     В принятых в середине 2005 г. "Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года" даны определения понятиям "инновационная деятельность", "инновационная система" и т.д., что позволит более содержательно осуществлять нормативно-правовое регулирование данной сферы. Целесообразно представлять инновационное право как подотрасль коммерческого права.

     Переход на инновационное развитие не может  быть осуществлен без участия  государства. Инновационная деятельность не является предпринимательской в чистом виде. Первые стадии инновационного процесса связаны с большим риском недостижения желаемых результатов, и участие в них предпринимателей - явление весьма редкое. Решающим обстоятельством возникновения источников прибыли будет появление новой конечной продукции или технологии10.

     Государству, в отличие от предпринимательской  деятельности (где оно только создает  условия для осуществления такой  деятельности), необходимо участвовать  в инновационных процессах, и  оно, особенно на современном этапе, обязано быть не только организатором инновационной деятельности, но и разделить совместно с инвестором первоначальные риски разработки и создания новых видов наукоемкой продукции.

     Тем не менее, следует отметить, что активное участие государства в инновационной деятельности приведет к усложнению процесса вывода продукции этой деятельности на внешние рынки, так как это может рассматриваться как дотирование отечественного производителя.

     Вопрос  разрешенных договором Всемирной  торговой организации субсидий и субвенций на стадии доконкурентных научных исследований остается открытым. В договоре ВТО, в разделе "Разрешенные субсидии и субвенции" определяются пределы финансовой поддержки государством. Как показывает анализ действий промышленно развитых стран, они достаточно строго придерживаются этих положений.

     Таким образом, для улучшения инвестиционного  климата в инновационной сфере  целесообразно:

     - добиваться более эффективного  использования средств, направляемых  в науку, путем расширения применения программно-целевого подхода к финансированию и оптимизации пропорций между сметным и проектным финансированием при обязательном повышении финансовой обеспеченности научных организаций в расчете на одного занятого исследованиями и разработками;

     - совершенствовать законодательную базу в интересах создания в стране экономической системы, в которой при высокой степени риска инновационная деятельность станет привлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей экономики будет превышать доходность сырьевых отраслей;

     - обеспечить повышение эффективности  государственно-частного партнерства  в сфере науки и инновационной  деятельности путем совершенствования  механизмов взаимодействия государства  и частного предпринимательства  по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.

 

4. Социальная ответственность  государства и  бизнеса 

     Возникновение вопроса о социальной ответственности бизнеса в современной России, приходится признать, - не только и не столько ответ на вызовы глобализации, реакция на общемировые тенденции, но прежде всего социально-экономическая неизбежность, ставшая следствием неудавшегося реформирования 1990-х - начала 2000-х гг. На фоне стремительного ухода государства из такой сложной и запущенной в нашей стране сферы, как социальная, и появилась дискуссия относительно места и роли бизнеса в решении социальных проблем. Вместе с тем вполне очевидно, что стремление государства отказаться от своей доли ответственности за решение социальных вопросов только обостряет и без того сложную обстановку, отбрасывает Россию еще дальше от большинства цивилизованных стран, в которых координирующая роль государства в этой сфере достаточно высока. Предпринимаемые в последние годы шаги по укреплению вертикали власти в РФ, неясная административная реформа, постоянно меняющаяся, хотя и не выправляющая в целом положение налоговая политика и многое другое не свидетельствуют о возможном существенном изменении у нас ситуации к лучшему11.

Информация о работе Правовые проблемы ведения коммерческой деятельности на территории Российской Федерации