Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать сущность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты производства по делам о налоговых правонарушениях;
определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
проанализировать проблемы производства по делам о налоговых правонарушениях;
выявить пути совершенствования правового и организационного обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок 5
1.2 Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях 9
1.3 Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 17
2.1 Статистические данные о налоговых правонарушениях в РФ и ХМАО-Югре 17
2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 21
2.3 Проблемы и пути решения налоговых правонарушений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28
Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к ответственности) может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение последнего, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим органом.
Вступившее в силу решение
о привлечении к
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
Решение о привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения (или об
отказе в привлечении к
Рисунок 5. Стадия пересмотра решения
Исполнение решения может быть добровольным путем уплаты в установленный срок сумм, указанных в требовании, либо принудительным, в порядке, определенном в ст. 45–48 НК РФ.
Рисунок 6. Стадия исполнения решения по делу о налоговом правонарушении
Производство по делам о правонарушениях представляет собой единый процессуальный комплекс, состоящий из относительно самостоятельных этапов или стадий, представленных в рисунке 7.
Рисунок 7. Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях
Важным представляется анализ сроков производства по делам о правонарушениях, приведенных в таблице:
Сроки производства
по делам о налоговых
№ п/п |
Совершение указанных в законе действий |
Сроки совершения действий |
Статьи НК РФ |
1 |
Составление справки об окончании выездной проверки |
Последний день проверки |
п. 15 ст. 89 |
2 |
Составление акта проверки или о правонарушении |
2 месяца со дня составления справки |
п. 1 ст. 100 |
3 |
Принесение возражения по акту |
10 дней 10 дней |
п. 1 ст. 100 п. 5 ст. 101.4 |
4 |
Рассмотрение акта, других материалов и вынесение решения |
10 дней |
п. 1 ст. 101 п. 6 ст. 101.4 |
5 |
Вступление решения в законную силу |
10 дней со дня вручения его лицу; со дня его утверждения вышестоящим органом |
п. 9 ст. 101 |
6 |
Принесение апелляционной жалобы |
В течении 3 месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав |
п. 2 ст. 139 |
7 |
Принесение жалобы на вступившее в силу решение |
1 год со дня его вынесения |
п. 2 ст. 139 |
8 |
Принятие решения по жалобе |
1 месяц и возможно продление на 15 дней |
п. 3 ст. 139 |
9 |
Направление сообщения лицу, подавшему жалобу |
3 дня после принятия решения по жалобе |
п. 3 ст. 139 |
10 |
Направление требования лицу |
10 дней с даты вступления решения в силу |
п. 2 ст. 70 |
11 |
Исполнение требования обязанным лицом |
В течение 8 дней с даты получения требования |
п. 4 ст. 69 |
12 |
Взыскание налога, пеней и штрафа во внесудебном порядке |
В установленные сроки |
ст. 46-48 |
13 |
Взыскание налога, пеней и штрафа в судебном порядке |
В сроки, установленные в ст. 46-48, 113-115 |
Процессуальные правила рассмотрения различных дел в государственных органах были, есть и будут действенными гарантиями обеспечения законности и качественного выполнения функций при условии их целостного, системного и полного правового регулирования. Не является исключением в этом смысле и административно-контрольная деятельность налоговых органов, одним из результатов которой является реализация их полномочий по привлечению налогоплательщиков и других виновных лиц к ответственности и применению налоговых санкций и наказаний, предусмотренных ст. 114 НК РФ и ст. 3.2. КоАП РФ. Процесс реализации материалов налоговых проверок осуществляется в рамках властно-правоприменительных полномочий налоговых органов и по своей сути представляет два вида близких по содержанию административных производств по делам о выявленных налоговых и административных правонарушениях, взысканию налогов, пеней и штрафов, применению обеспечительных и других мер, предусмотренных законодательством.
Анализируя с этих позиций административно–процессуальные главы и правовые нормы НК РФ, можно сделать вывод о том, что при наличии достаточных оснований реализация материалов проверок может иметь процессуальную форму производства по рассмотрению дел о нарушениях налогового законодательства, которое не «укладывается» в общепринятые процессуальные формы.4 Дело в том, что в одном по своему содержанию и характеру административном производстве объединены контрольно-проверочный, налогово-процессуальный и гражданско-процессуальный виды деятельности, каждый из которых имеет свои особые задачи, цели, организационные и правовые формы осуществления. Единой процессуальной формы не получилось. Таким образом, процессуальный раздел налогового права оказался фрагментарным, пробельным и непоследовательным, что создало предпосылки для принятия в ряде случаев поспешных, не достаточно обоснованных решений по материалам налоговых проверок и приводит к многочисленным спорам в судах.
Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, транспортного налога - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%.
Рисунок 8. Преступные нарушения налогового законодательства
Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.5
Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных 3,9%.
Рисунок 9. Распределение налоговых правонарушений между организационно-правовыми формами предприятий
Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц.
Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий.6
На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%.
Рисунок 10. Распределение налоговых правонарушений по сферам деятельности предприятий
Таким образом, приведенные
данные позволяют сделать
Согласно опубликованному на официальном сайте Арбитражного суда ХМАО-Югры «Отчету о работе Арбитражного суда ХМАО-Югры в 2011 году», количество рассмотренных арбитражным судом дел об оспаривании правовых актов налоговых органов снизилось в 2011 году по сравнению с 2007 годом практически в 2 раза (рис. 11).
Рисунок 11. Количество рассмотренных дел с нарушением налогового законодательства Арбитражным судом ХМАО-Югры на 01.01.2012г.
Прокуратурой округа проанализирована практика прокурорского надзора в сфере законодательства о налогах и сборах в 1 полугодии 2011 года.
По результатам проведённых проверок органами прокуратуры округа выявлено 183 нарушения, в целях их устранения принесено 6 протестов, внесено 60 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 52 должностных лица, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения закона, в органы предварительного расследования направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых возбуждено уголовное дело.
В ходе проверки, проведенной
прокуратурой города Сургута, выявлены
факты нарушения сотрудниками ИФНС
России по городу Сургуту требований
административного
По выявленным нарушениям закона прокуратурой города в адрес начальника ИФНС России по городу Сургуту внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к ответственности.
Причины возникновения налоговых
правонарушений в России, на мой
взгляд всегда были одни и те же, а
если и менялись, то незначительно.
Все эти причины можно
Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.
Экономические причины обусловлены
действием довольно высоких налоговых
ставок и невозможностью некоторых
налогоплательщиков своевременно и
полно платить налоги. Причина
в том, что, по моему мнению, законодатель,
вводя такие высокие налоговые
ставки, не учитывает сложившуюся
в стране экономическую ситуацию,
законодатель, видимо, рассчитывает на
предприятия, занимающиеся торгово-закупочной
деятельностью и имеющие
Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях