Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Казахстана из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие внебюджетных фондов
2. Особенности внебюджетных фондов
3. Пути создания внебюджетных фондов
4. Роль внебюджетных фондов в современной экономике
5. Внебюджетные фонды - особые фонды денежных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Задание 1.docx

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Сапархан Заманбек

Тема: Финансовые правоотношения возникающие  в сфере внебюджетных фондов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие внебюджетных  фондов

2. Особенности  внебюджетных фондов

3. Пути создания  внебюджетных фондов

4. Роль внебюджетных фондов в современной экономике

5. Внебюджетные  фонды - особые фонды денежных  средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных  его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики  Казахстана из административно-командной  системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

БК РК включает в число государственных  внебюджетных фондов РК:

  • Пенсионный фонд Республики Казахстан (ПФ РК);
  • Фонд социального страхования Республики Казахстан (ФСС);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
  • Государственный фонд занятости населения Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие внебюджетных  фондов

 

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Республики Казахстан, с помощью которого государство  стремится  более эффективно и целесообразно использовать централизованные фонды денежных средств, представляя собой  способ организации государственных финансовых ресурсов. Социально-экономическое развитие государства в посткризисный период предусматривает, с одной стороны, потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических нужд, а с другой стороны, необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для их удовлетворения образовывать целевые денежные фонды.

Внебюджетные фонды решают такие важные задачи, как обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер экономики, а также расширение социальных услуг населению. В Послании Президента народу Казахстана на 2012 год  социально-экономическая модернизация выделена главным приоритетом  развития Казахстана, определены задачи по дальнейшему укреплению экономики и  повышению благосостояния народа.

Для решения проблем и  достижения поставленных целей и  задач важную роль приобретают такие   институциональные образования, как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Государственный фонд социального страхования», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд». Данные институты проводят политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, а также направлены на развитие социального страхования и социального обеспечения в республике.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет  следующих поступлений:

- специальные целевые  налоги и сборы, которые устанавливаются  для соответствующего фонда;

- средства государственного  бюджета;

- отчисления от доходов  хозяйствующих субъектов;

- доход от коммерческой  деятельности лиц или фондов;

- займы, которые фонд  получил от коммерческих банков  или Национального Банка Республики  Казахстан;

- прочие виды доходов,  предусмотренные в рамках законодательства.

В Республике Казахстан внебюджетные фонды подразделяются на две большие  группы:

1) социальные фонды;

2) фонды экономического  назначения.

В Казахстане функционируют  следующие социальные внебюджетные фонды, к которым относятся накопительные  пенсионные фонды и Государственный  фонд социального страхования, а  к  фондам экономического назначения относятся: Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд Казахстана, Фонд «ДАМУ», Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, Национальный фонд Республики Казахстан (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Внебюджетные фонды  Республики Казахстан

 

"Государственный фонд  социального страхования" был  создан в соответствии с Законом  Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года "Об обязательном социальном  страховании"  со 100-процентным участием государства в его уставном капитале. Государственный фонд социального страхования является юридическим лицом, производящем сбор социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска.

Основным предметом деятельности фонда является внедрение системы  обязательного социального страхования  в Республике Казахстан, аккумулирование  социальных отчислений, своевременное  перечисление средств для осуществления социальных выплат.  Из Фонда назначаются социальные выплаты  по  утрате трудоспособности, потере работы, по потере кормильца, а также выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) детей и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. Участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат.

Размеры ежемесячных социальных выплат на случай потери кормильца  определяются путем умножения среднемесячного  размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, за минусом 80 % от минимальной заработной платы, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, количества иждивенцев и стажа участия. Социальные выплаты  на случай потери кормильца выплачиваются  членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, ежемесячно на протяжении периода времени, в течение которого члены семьи умершего  кормильца сохраняют право на получение социальных выплат. Коэффициент количества иждивенцев определяется в зависимости от количества лиц, состоявших на иждивении участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления до наступления смерти, и составляет при одном иждивенце - 0,4, двух иждивенцах - 0,5, трех иждивенцах - 0,6, четырех и более иждивенцах 0,8.

Размеры социальной выплаты  на случай потери работы определяются путем умножения среднемесячного  размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения  дохода и коэффициент стажа участия. При этом коэффициент замещения  дохода составляет - 0,3.

Размер социальной выплаты  по беременности и родам определяется путем умножения среднемесячного  размера дохода, полученного за последние  двенадцать календарных месяцев  перед наступлением социального  риска, на коэффициент 4,2, в случае осложненных  родов или рождения двух и более  детей - 4,7. При определении размера  социальной выплаты на случай беременности и родов женщинам, проживающим  на территориях, подвергшихся воздействию  ядерных испытаний, применяется  коэффициент 5,7, в случаях осложненных  родов или при рождении двух и  более детей - 6,2. 

При определении размера  социальной выплаты при усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей) применяется коэффициент 1,9. Среднемесячный размер дохода определяется путем деления  суммы доходов, с которых производились  социальные отчисления за последние  двенадцать месяцев, включая месяц, в котором наступил случай социального  риска, если социальные отчисления за этот месяц поступили в Фонд, на 12.

Ежемесячные социальные выплаты  на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года определяются путем умножения среднемесячного размера дохода на коэффициент замещения дохода, равный 0,4. При этом максимальный размер социальной выплаты не должен превышать 40 % от десятикратного размера минимальной заработной платы, а минимальный размер социальной выплаты - не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года.  Минимальный размер заработной платы на 2012 год установлен в размере 17 439 тенге.

Накопительные пенсионные  фонды  являются основными субъектами   системы пенсионного обеспечения  Республики Казахстан. Накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества.

Накопительные пенсионные фонды  могут быть:

1) открытые;

2) корпоративные.

Открытые накопительные  пенсионные фонды осуществляют прием  пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.  Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда. Суммарный уставный капитал открытых накопительных пенсионных фондов с иностранным участием не может превышать 25 % совокупного объявленного уставного капитала всех открытых накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан.  

Накопительные пенсионные фонды  имеют право:

1) осуществлять деятельность  по привлечению пенсионных взносов;

2) получать комиссионные  вознаграждения за свою деятельность;

3) самостоятельно осуществлять  деятельность по инвестиционному  управлению пенсионными активами  и иные виды деятельности на  рынке ценных бумаг на основании  лицензий, выдаваемых в соответствии  с нормативными правовыми актами  уполномоченного органа;

4) осуществлять иные права  согласно условиям пенсионного  договора.

Минимальный размер уставного  капитала  для открытого накопительного пенсионного фонда составляет не менее 250 млн. тенге, а  для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 100 млн. тенге.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по инвестиционному  управлению пенсионными активами минимальный  размер уставного капитала устанавливается  для открытого накопительного пенсионного  фонда в размере  не менее 500 млн. тенге,  для корпоративного накопительного пенсионного фонда - не менее 300 млн. тенге.

При накопительной пенсионной системе  граждане формируют свои пенсионные накопления на индивидуальном пенсионном счете. Размер пенсий зависит от размера  и продолжительности отчислений, а также  от размера инвестиционного дохода, получаемого  в результате инвестирования  средств накопительного пенсионного фонда. Инвестиционный доход не облагается налогом.  Обязательные пенсионные взносы, подлежащие  уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются  в размере 10 процентов от ежемесячного дохода работника, подлежащего налогообложению у источника выплаты.

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления  обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный размер минимальной заработной платы. Если же доход превышает 75-кратный размер минимальной заработной платы вкладчики могут по своей инициативе вносить взносы  в накопительные пенсионные фонды в соответствии с договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Ставка добровольных пенсионных взносов устанавливается по соглашению сторон договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.  Выплата пенсий за счет добровольных пенсионных, а также добровольных профессиональных взносов осуществляется при достижении вкладчиками 55 лет.

Целью деятельности Инвестиционного  фонда Казахстана является содействие в реализации индустриально-инновационной  политики Республики Казахстан посредством  осуществления и привлечения  инвестиций в проекты перспективных  организаций, оказания финансовой поддержки  инициативам частного сектора в  несырьевом секторе экономики.

Информация о работе Финансовые правоотношения возникающие в сфере внебюджетных фондов