Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов и не сводится только к обеспечению законности в финансовой сфере. Предполагается наличие обратных связей в форме стимуляции более рационального использования финансовых ресурсов, отлаживания функционирования всей финансовой системы.
Финансовый контроль своей разновидностью имеет налоговый контроль. Налоговый контроль в узком смысле – деятельность, направленная на обеспечение поступления налогов в бюджет государства. В широком смысле это деятельность налоговых органов, а также иных компетентных органов, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с контролем за соблюдением налоговой дисциплины, иначе говоря, за соблюдением правил, установленных налоговым законодательством.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…3
Глава I. История развития налогового контроля ……………….…...4
Глава II. Формы налогового контроля …………………………….....7
2.1. выездные налоговые проверки …………………….….8
2.2. камеральные налоговые проверки ……………………11
2.3. встречные налоговые проверки ………………………12
2.4. дополнительные налоговые проверки ……………….13
2.5. повторные выездные налоговые проверки ………….14
2.6. осмотр помещений и территорий ……………………15
2.7. истребование документов ……………………………17
2.8. выемка документов и предметов ……………………18
2.9. объяснения налогоплательщика ……………………..19
2.10. экспертиза и привлечение эксперта ………………..19
Глава III. Некоторые проблемы современной налоговой системы.20
Глава IV. Налоговой контроль в обыденном сознании граждан …22
Заключение …………………………………………………………..25
Список литературы, использованной при подготовке к работе ….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

По общему правилу, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, если иное не установлено ст. 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить продолжительность такой проверки до трех месяцев. При проведении налоговым органом выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства, то есть может превышать общеустановленный срок. К двухмесячному сроку проведения налоговой проверки прибавляется по одному месяцу за каждое обособленное подразделение организации.

Выездные налоговые  проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), так и независимо от него, то есть самостоятельно.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки об осуществленной проверке уполномоченные должностные лица налоговых органов должны составить акт проверки. Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и руководителями проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем) либо их представителями. В случае отказа представителей организации подписать акт, в нем делается соответствующая запись.

В двухнедельный срок со дня получения акта проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям с приложением документов (заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений и мотивы неподписания акта проверки.

Реализация вышеназванного права позволяет налогоплательщику активно отстаивать свою позицию на стадии рассмотрения акта проверки и способствует принятию налоговым органом правильного и справедливого решения.

По истечении двухнедельного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком дополнительные документы и материалы и принимает решение:

- о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

 

Камеральные налоговые  проверки.

В последнее время  существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена; соответственно, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п.1 ст. 100 НК РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки.

 

Встречные налоговые  проверки.

В соответствии со ст. 87 НК РФ в рамках проведения выездной или  камеральной проверки налоговым органом может быть проведена встречная налоговая проверка, если у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Налоговый орган имеет право  истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), независимо от того, в каком налоговом органе эти лица состоят на учете. Таким образом, проведение встречной проверки может как налоговым органом, на учете которого состоит лицо, подлежащее встречной проверке, так и налоговым органом, на учете которого состоит налогоплательщик.

Налоговый орган обязан истребовать  документы в порядке, установленном  ст. 93 НК РФ. Эти документы должны быть направлены или выданы налоговому органу в пятидневный срок.

В случае непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе проведения встречной проверки, выразившегося в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, к лицам, совершившим данное правонарушение, может быть применена ответственность, установленная п.2 ст. 126 НК РФ.

В случае отказа лица, которому адресовано требование о представлении документов, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную или камеральную налоговую проверку, производит выемку (принудительное изъятие) необходимых документов. Порядок выемки установлен ст. 94 НК РФ. ТАК написать статью можно…

В рамках проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать только документы. Следовательно, требования налогового органа о получении каких-либо сведений или пояснений, не имеющих документальной формы, недопустимы. Однако, налоговый орган вправе получить интересующую его информацию иным способом, установленным НК РФ. Так, в соответствии со ст. 90 НК РФ налоговый орган вправе привлечь для дачи показаний свидетеля – лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значения для осуществления налогового контроля.

 

Дополнительные  налоговые проверки.

В соответствии с п.2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) для принятия объективного решения по возникшему налоговому спору вправе назначить дополнительную налоговую порверку.

Дополнительная налоговая проверка может быть назначена только при  отмене акта нижестоящего налогового органа.

Руководитель налогового органа (его заместитель) выносит  решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по форме, установленной Инструкцией № 60 (приложение № 6 к Инструкции).

В решении должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и указано, какие именно дополнительные мероприятия налогового контроля должны быть проведены. Кроме того, в решении должен быть определен налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

Согласно п.3 ст. 140 НК РФ решение  налогового органа (должностного лица) по жалобе (в том числе и о назначении дополнительной налоговой проверки) принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

 

Повторные выездные налоговые проверки.

Согласно ст. 87 НК РФ налоговый  орган вправе проводить повторные  выездные налоговые проверки. Запрещается  проведение налоговыми органами повторных  выездных налоговых проверок по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период за исключением случая, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая  проверка проводится вышестоящим налоговым  органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением всех требований ст. 87 НК РФ.

 

 

 

Осмотр помещений и территорий.

При проведении выездной налоговой проверки в целях выяснения  обстоятельств, имеющих значение для  полноты проверки, должностные лица налогового органа в соответствии со ст. 92 НК РФ вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (производственных, складских и торговых и других, используемых налогоплательщиком для извлечение дохода), его документов и предметов.

Вне рамок проведения выездной налоговой проверки может  быть произведен только осмотр документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа либо в результате ранее произведенных действий по осуществлению по осуществлению налогового контроля, либо при согласии их владельца.

При осуществлении осмотра  должностные лица налогового органа должны соблюдать требования ст. 91 НК РФ, в которой закрепляется, что доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Осмотр вправе проводить только те должностные лица налогового органа, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки.

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено  обязательное присутствие понятых  при осмотре территории, помещения, документов или предметов. Участие  понятых имеет следующие особенности:

  • понятые вызываются в количестве не менее двух человек;
  • в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица;
  • не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов;
  • понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии;
  • они вправе делать по поводу производственных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости  налоговый орган или суд может  опросить понятых по обстоятельствам, ставшим им известными при проведении осмотра.

В соответствии с п. 5. ст. 92 НК РФ должен быть составлен протокол о производстве осмотра с соблюдением требований, установленных ст. 99 НК РФ, которые сводятся к следующему.

В протоколе должны быть указаны:

- его наименование;

- место и дата производства  конкретного действия;

- время начала и  окончания действия;

- должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

- Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или  присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях –  его адрес, гражданство, сведения  о том, владеет ли он русским языком;

- содержание действия, последовательность его проведения;

- выявленные при производстве  действия существенные для дела  факты и обстоятельства.

Протокол осмотра имеет  доказательственную силу и может  являться одним из существенных доказательств при рассмотрении дела в судебных органах.

В том случае, если доступу  должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговою проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) чинятся  препятствия, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком (при отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись), на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

Основываясь на информации о налогоплательщике, налоговые  органы применяют, так называемые, косвенные  методы исчисления сумм налогов. Применение таких методов в условиях уклонения от уплаты налогов служит эффективным способом обеспечения налоговых поступлений в бюджет. Сегодня это распространенная в мире практика укрепления налоговой дисциплины в государстве.

 

Истребование  документов.

При проведении камеральной налоговой проверки или выездной налоговой проверки должностное лицо  налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы, направив ему соответствующее требование о предоставлении документов.

Документы должны быть направлены либо выданы налоговому органу в пятидневный  срок в виде заверенных должным образом  копий.

Согласно п. 2. ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов и непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Информация о работе Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами