Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 184.55 Кб (Скачать файл)

1) структуры бюджетной  системы РФ;

2) доходов и расходов  бюджетов, их соотношения и порядка  распределения между уровнями  бюджетной системы;

3) бюджетного процесса  и т. д.

В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права. Круг субъектов бюджетного права специфичен:

1) государство;

2) административно-территориальные  образования;

3) муниципальные  образования;

4) государственные  и муниципальные органы права.

Бюджетная система - установленная на экономиических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Источники бюджетного права:

1) Конституция РФ - закрепляет основы бюджетного  права, в том числе правомочия  в бюджетной сфере Президента  РФ, Правительства РФ, Федерального  Собрания;

2) федеральные конституционные  законы - например, ФКЗ от 17.12.1997 г. ≪О правительстве РФ≫;

3) кодифицированный  законодательный нормативноправовой  акт: Бюджетный кодекс РФ –  основной нормативно-правовой акт  в бюджетной сфере в систематизированном  виде, закрепляющий порядок осуществления  бюджетных правоотношений;

4) некодифицированные  законодательные нормативноправовые  акты: федеральные законы - например, ФЗ от 24.12.2002 г. ≪О федеральном бюджете на 2003 г.≫, ФЗ от 06.10.2003 г. ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

5) акты Президента  РФ:

а) бюджетные послания Президента РФ;

б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. ≪О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды≫;

в) постановления  Правительства РФ - например, постановление  от 15.08.2001 г. ≪О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.≫;

7) нормативно-правовые  акты органов государственной  власти РФ - например, Письмо Минфина  РФ от 21.06.1996 г. ≪О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве≫;

8) соглашения между  органами государственной власти  РФ, ее субъектов и органами  муниципального образования - например, Соглашение от 12.01.1996 г. между Правительством  РФ и правительством Свердловской  области о разграничении полномочий  в вопросах бюджетных взаимоотношений;

9) нормативно-правовые  акты органов государственной  власти субъектов РФ;

10) нормативно-правовы/з  акты органов местного самоуправления.

Акты судебных органов, в том числе Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками  бюджетного права, но тем не менее  играют важную роль в осуществлении  бюджетных правоотношений.

Также не являются источниками бюджетного права комментарии  к законам.

 

Вопрос 27: Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

К бюджетным  правоотношениям относятся;

1) отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в процессе формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного  и муниципального долга;

2) отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в процессе составления и рассмотрения  проектов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ, утверждения  и исполнения бюджетов всех  уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъект - государственные  (РФ и ее субъекты) и муниципальные  образования;

2) объект - денежные  фонды - федеральный бюджет, бюджет  субъекта Федерации и местные  бюджеты;

3) содержание - совокупность  прав, обязанностей и ответственности  субъектов бюджетных правоотношений;

4) основания возникновения,  изменения и прекращения бюджетных  правоотношений – юридические  факты (события и действия: правомерные  либо неправомерные) и юридические  составы;

5) метод бюджетно-правового  регулирования – чаще всего  императивный;

6) способ защиты  бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным  субъектом бюджетных правоотношений  является государство или муниципальное  образование (государственный или  муниципальный орган). Юридические  и физические лица в состав  субъектов бюджетных правоотношений  не входят.

При этом права и  обязанности участников бюджетных  правоотношений четко определены нормативно-правовыми  актами и не могут определяться соглашением  сторон;

2) бюджетные правоотношения  являются временными, действуют  в течение одного финансового  года и изменяются каждый раз  с принятием закона о бюджете  (федеральном, субъекта Федерации  или муниципального образования)  на очередной год;

3) обязательным  объектом бюджетных правоотношений  являются соответствующие денежные  фонды - бюджеты различных уровней.

Классификации бюджетных правоотношений:

1) по характеру:

а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов  и расходов, полномочия различных  органов власти в бюджетной сфере  и т. д.;

б) процессуальные - закрепляют порядок функционирования бюджетной системы РФ: порядок  осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых  фондов и т. д.;

2) по субъектному составу:

а) отношения по формированию федерального бюджета;

б) отношения по формированию бюджета субъекта РФ;

в) отношения по формированию местного бюджета.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов - бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.

Субъекты  бюджетных отношений:

1)Российская Федерация;

2) субъекты РФ;

3) муниципальные  образования.

Субъекты бюджетных  отношений действуют в лице органов  власти.

Законодательные (представительные) органы:

1) рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты  об их исполнении;

2) осуществляют  последующий контроль за исполнением  бюджетов;

3) формируют и  определяют правовой статус органов,  осуществляющих контроль за исполнением  бюджетов соответствующих уровней  бюджетной системы РФ;

4) осуществляют  другие полномочия;

5) не имеют права  создавать свои резервные фонды,  а также выполнять отдельные  функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного  самоуправления, совмещающих функции  законодательных и исполнительных  органов).

Органы  исполнительной власти:

1) осуществляют  составление проекта бюджета,  внесение его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение законодательного (представительного)  органа, представительного органа  местного самоуправления;

2) исполнение бюджета,  в том числе сбор доходов  бюджета, управление государственным,  муниципальным долгом, ведомственный  контроль за исполнением бюджета;

3) представляют  отчет об исполнении бюджета  на утверждение законодательных  (представительных) органов, представительных  органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного  законодательства РФ, субъектов  РФ, актами представительных органов

местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

Банк  России совместно с Правительством РФ:

1) разрабатывает  и представляет на рассмотрение  Государственной Думы основные  направления денежно-кредитной политики;

2) обслуживает счета  бюджетов;

3) осуществляет  функции генерального агента  по государственным ценным бумагам  РФ.

Органы  государственного, муниципального финансового  контроля:

1) осуществляют  контроль за исполнением соответствующих  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) проводят экспертизы  проектов указанных бюджетов, федеральных  и региональных целевых программ  и иных нормативных правовых  актов бюджетного законодательства  РФ, субъектов РФ, актов органов  местного самоуправления.

Главный распорядитель бюджетных средств:

1) утверждает сметы  доходов и расходов подведомственных  бюджетных учреждений;

2) составляет бюджетную  роспись;

3) распределяет  лимиты бюджетных обязательств  по подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств  и исполняет соответствующую  часть бюджета;

4) осуществляет  контроль за использованием бюджетных  средств распорядителями бюджетных  средств, бюджетными учреждениями  и другими получателями бюджетных  средств.

 

Вопрос 28: Бюджетные права РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований

Бюджетные права субъектов РФ

Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового  статуса субъектов РФ выступает  их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты РФ согласно Конституции РФ являются равноправными.

Правовой основой  компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее  бюджетное законодательство РФ, а  также законодательство субъектов  РФ.

Бюджетные права  субъектов РФ отражают связи последних  по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с  другими субъектами РФ; с органами власти местного самоуправления.

Совокупность следующих прав характеризует бюджётно-правовой статус субъектов РФ:

1) установление  порядка составления и рассмотрения  проектов бюджетов субъектов  РФ;

2) составление отчета  об исполнении консолидированного  бюджета субъекта РФ;

3) составление и  рассмотрение проектов бюджетов  субъектов РФ и консолидированных  бюджетов субъектов РФ, утверждение й исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

4) распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов  РФ между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами;

5) определение порядка  направления в бюджет субъекта  РФ доходов от использования  собственности субъекта РФ, доходов  от налогов и сборов субъекта  РФ, иных доходов бюджета субъекта  РФ;

6) разграничение  полномочий по осуществлению  расходов между бюджетом субъекта  РФ и местными бюджетами в  соответствии с законодательством  РФ;

7) установление  совместно с органами государственной  власти РФ порядка и условий  предоставления финансовой помощи  бюджетам субъектов РФ;

8) определение порядка  и предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  бюджета субъекта РФ местным  бюджетам;

9) установление  порядка и условий предоставления  бюджетных кредитов;

10) определение перечня  и порядка осуществления и  осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований  субъекта РФ и управление государственным  долгом субъекта РФ.

Бюджетные права муниципальных образований

Бюджетные права - это  полномочия различных субъектов  бюджетного права. Все муниципальные  образования обладают бюджетными правами. Значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Бюджетные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"