Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_FINANSOVOMU_PRAVU.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

 

Термин «источник права» в юриспруденции означает внешнюю  форму объективизации, выражения  права или нормативной государственной воли.  

 Среди источников  финансового права немало таких,  которые содержат нормы и других  отраслей права — конституционного, административного, гражданского  и др. К ним относятся законы  о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.  

 Источники финансового  права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. 

Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.  

 Одним из основных  направлений финансовой деятельности  государства и местного самоуправления  является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права.  

 Каждый источник  финансового права представляет  собой созданную или санкционированную  государством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат только отдельные нормы, направленные на регулирование публичных финансовых отношений.   

 Одновременно отдельные  нормы, содержащиеся в источниках финансового права, могут входить в состав источников других отраслей права.   

 Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.  

 Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.  

Источники финансового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. 

 Содержанием источников  финансового права являются правовые нормы, регулирующие:  

- имущественные отношения,  складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,  

- отношения в сфере  финансового контроля и  

- отношения по привлечению  к ответственности за совершение  финансового правонарушения.  

 Источники финансового  права выполняют две взаимосвязанные задачи: 

во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления.  

во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.

Теория разделения властей  относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).

Конкретизация правового  регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.  

 Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:   

 1) на федеральном уровне: 

-  федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);  

- федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);  

- указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90);  

- постановления Совета  Федерации и Государственной  Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты  палат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);  

- постановления и  распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);  

- Федеративный договор  и иные договоры о разграничении  предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),  

2) на уровне субъектов РФ: 

- конституции (уставы),  

- законодательство и   

- подзаконные акты  субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);  

3) на муниципальном уровне: 

- решения органов  местного самоуправления (законы  МСУ и  

- подзаконные акты  главы муниципального образования).  

 Нормативные финансово-правовые  акты субъектов РФ по форме  выражения аналогичны федеральным, поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по различным критериям: 

- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение.  

- субъекту можно разделить на: коллегиальные и единоличные. 

- по компетенции: общей и специальной.  

- по сфере действия: общие, межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые. 

- по принципу разделения властей:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

в) акты органов судебной власти. 

- по форме  

 закон, договор, соглашение, указ, приказ, распоряжение, инструкция, положение и др. 

- по уровню правотворчества

- федеральные;

-  региональные (субъектов РФ);

- муниципальные;

- локальные (предприятие, учреждение).

Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.

 

 

  1. Конституция РФ как источник финансового права.

 

Источниками финансового  права являются различные нормативные право¬вые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Консти¬туции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права за¬креплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отне¬сено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кре¬дитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Россий¬ской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление об¬щих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

 

Конституционное право  — ведущая отрасль в системе  права. Оно закрепляет правовое положение  личности, основы обществен¬ного строя  российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государствен¬ных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрас¬ли права, финансовое право базируется и развивается на этих ос¬новах. Например, федеративное государственное устройство Рос¬сии обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, об¬ластей, автономных образований как субъектов Федерации, воз¬можности их участия в решении финансовых вопросов, отнесен¬ных к ведению федеральных органов. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государст-венных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе Российской Федерации, о разнообразии форм собственности как ее основе.

Конституционное право  содержит также нормы, непосредст¬венно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюд¬жете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятель¬ности государства, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финансовой, кредитной и денежной политики, права орга¬нов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и ор¬ганов местного самоуправления в области финансов. Так, сущест¬вует большая группа финансово-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюд¬жетов, определяют перечень бюджетных доходов и т. д. Конститу¬ционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.

 

  1. Финансовый контроль: понятие и принципы.

 

Финансовый контроль представляет собой способ регулирования  отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

 

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований и представляет собой  объективно необходимую и общественно  полезную деятельность.

 

Принципами осуществления  финансового контроля являются:

 

 

Приоритет представительных (законодательных) органов государственной  власти перед исполнительными. В  соответствии с Конституцией РФ и  Бюджетным кодексом РФ органы исполнительной власти составляют проект бюджета и вносят его на согласование представительного органа, а затем исполняют его и отчитываются перед представительным органом о его исполнении.

 

 

Принцип федерализма, который  заключается в том, что в Российской Федерации принимается ряд законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны между собой и вместе составляют единый консолидированный бюджет (подробнее см. главу 3).

 

 

Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.

 

 

Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

 

  1. Формы  и методы финансового контроля.

 

Методы проведения финансового  контроля.

 

 

Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.

 

 

Надзор — с истема мер, осуществляемых контролирующими  органами в пределах их компетенции  в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении  лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

 

Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное  исследование периодической или  годовой финансово-бухгалтерской  отчетности экономического субъекта с  целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

 

 

Ревизия — проверка финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения  законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Основные формы финансового контроля

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"