Анализ структуры и динамики прибыли организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ структуры и динамики прибыли организации и разработка мероприятий, направленных на увеличение прибыли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования и планирования прибыли в организации.
2) Проанализировать экономическую и финансовую деятельность ООО «Калина».
3) Обосновать резервы увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в ООО «Калина».
4) Показать перспективность применения метода планирования прибыли, основанного на эффекте операционного рычага.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа структуры и динамики прибыли
1.1 Прибыль: сущность, функции, виды
1.2 Методы анализа прибыли
2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Калина»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Калина»
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли ООО «Калина»
3. Мероприятия по увеличению прибыли в ООО «Калина»Заключение
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. Анализ структуры и динамики прибыли.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

 

Управляющие несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) — подразделение компании, менеджер которого контролирует определенные ресурсы (затраты, прибыль, инвестиции) и несет персональную ответственность за выполнение бюджетных показателей.

По объему полномочий их руководителей и обязанностей — это центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления. По задачам и функциям центры финансовой ответственности обычно рассматривают как основные и обслуживающие ( рис. 5).

 

Рис. 5. Разграничение центров финансовой ответственности

 

Для каждого центра ответственности должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться.

В системе внутреннего производственного учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства, которые являются одним из основных объектов учета. Издержки группируются и учитываются по видам изделий, местам их возникновения и носителям затрат. Управление издержками происходит через деятельность людей. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного вида расходов. Поэтому центр ответственности — это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов. Центры ответственности осуществляют контроль за затратами по многим местам их возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности.

Для целей контроля за затратами и калькулирования себестоимости продукции, выполненных работ и оказанных услуг особый интерес представляют группировки по носителям и центрам затрат. Под носителями затрат понимают виды продукции, полуфабрикатов разной степени готовности (по переделам, стадиям, фазам, отдельным процессам), работ и услуг данного предприятия, имеющие потребительную стоимость, предназначенные для реализации на рынке, по которым необходима информация о себестоимости.

В свою очередь, центры затрат — это первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся единообразием функций и производственных операций, уровнем технической оснащенности и организации труда, целевым назначением затрат, которые, кроме выполнения своих функциональных задач, несут ответственность за результаты своей деятельности.

Они могут быть и центрами затрат, и центрами дохода, и центрами прибыли, и центрами капитальных вложений, и центрами инвестиций, и центрами продаж, и центрами контроля и управления т.п. Различие лишь в том, что в каждом центре на руководителя возлагается ответственность лишь за ту часть расходов и доходов, контроль за которыми возложен на данный центр ответственности. В системе управленческого учета их выделяют в качестве объектов учета с целью большей детализации затрат, усиления контроля за уровнем издержек и повышения точности калькулирования. Деление производственных подразделений (цехов, участков) на многие центры затрат обеспечивает более точное распределение косвенных расходов, особенно по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, и отнесение их на аналитические счета этих центров прямым путем.

Центры продаж — это обслуживающие подразделения маркетингово-сбытовой деятельности, отвечающие не только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг, но и за затраты, связанные с их сбытом. Ими предоставляется информация о пользующихся или не пользующихся спросом товарах и услугах, наиболее конкурентоспособных из них, с целью своевременного принятия обоснованных управленческих решений как в сфере производства товаров, работ и услуг, так и их сбыта. Результаты деятельности подобных подразделений оценивают, главным образом, по объему и структуре продаж и величине издержек обращения.

Центры дохода как центры ответственности представляют собой структурные единицы, подразделения, руководители которых несут ответственность только за доход, полученный данным подразделением, но не могут контролировать прибыль, если центр реализации результатов деятельности вне их компетенции.

Центры прибыли как центры ответственности представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это обычно отдельные предприятия в составе объединения, филиалы, дочерние организации, торговые представительства, магазины и т.п. Они имеют возможность контролировать важные компоненты деятельности предприятия, от которых зависит величина дохода и прибыли. Это объемы производства и продаж, их себестоимость, уровень цен. Руководитель несет ответственность за финансовый результат, полученный подразделением, так как в его ведении находятся не только механизмы формирования затрат и дохода, но и механизм ценообразования. Центры прибыли могут включать несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности, отражаемые в системе бухгалтерского учета, позволяют оценивать их деятельность исходя из эффективности и целесообразности принимаемых ими управленческих решений.

Центры капитальных вложений — это экономически обосабливаемые подразделения, ответственные лица которых обеспечивают эффективность использования капитальных вложений, контроль за затратами и результатами, коллективную и индивидуальную ответственность за величину издержек и заинтересованность в снижении себестоимости и конечных результатах. Сметная стоимость капиталовложений является нормативным финансовым показателем, поэтому управление затратами и результатами осуществляется при помощи операционного бюджета, отчетности о его использовании и информации о движении денежных потоков. Руководитель решает задачу распределения ограниченных ресурсов: времени, капитала, рабочей силы. Управленческий учет здесь является важным инструментом обеспечения оптимальных результатов в долгосрочном плане.

Центры инвестиций — это экономически обосабливаемые подразделения, ответственные лица которых обеспечивают правильное, надлежащее расходование предоставленных им средств и ресурсов. Процесс инвестирования связан с увеличением объема функционирующего капитала предприятия, увеличением его акционерной стоимости. Задача такого центра обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость и ответственность за целесообразность понесенных расходов. При этом вложение ресурсов в капитальные активы предприятия, в отличие от других видов затрат, связывает их на длительный срок. Полное возмещение таких затрат предполагает более длительный срок их погашения и получения полезного результата.

Центры контроля и управления — это сфера, участок деятельности, обеспечивающие ответственность за конкретные виды деятельности и их результаты. Эти центры часто имеют лишь затраты, которые трудно соизмерять с контролируемыми ими результатами.

Выделение центров финансовой ответственности позволяет существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления. Однако для внедрения системы управления по центрам ответственности необходимо наличие квалифицированных менеджеров, способных организовать такой учет.

Также ООО «Калина» можно предложить:

- выявление наиболее рентабельных видов продукции и обновление ассортимента. Любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирования, освоения, запуска в производства, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск её сокращается или прекращается. К освоению нового вида продукции лучше приступать уже на стадии роста прибыли.

- осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

  • осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
  • ввести систему планирования прибыли на предприятии, которая позволит более четко определять цели по достижению желаемых финансовых результатов и оценивать необходимые затраты, вложения, наращения объемов производства.

 

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

    1. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. В соответствии с нормативными актами, действующими в России, под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества), а расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
    2. Особенности прибыли как экономической категории, её роль в хозяйстве находят своё практическое выражение в её функциях. В экономической литературе выделяют следующие функции прибыли: 1) функция критерия и показателя эффективности деятельности предприятия; 2) стимулирующая функция; 3) функция источника образования финансовых ресурсов организации; 4) функция источника формирования доходов бюджетов различных уровней.
    3. Финансовый результат от экономической деятельности выражается в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж. Финансовый результат от всех видов обычной деятельности также выражается двумя показателями: прибылью до налогообложения и прибылью после налогообложения. Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая прибыль.

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации, экстенсивного и интенсивного характера.

    1. Составной частью формирования финансового результата служит планирование прибыли. На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам: традиционные методы (метод прямого счета, аналитический метод, совмещенный метод); экономико-математические методы; методы маржинального анализа, основанные на эффекте операционного рычага. Неким объединением данных методов является факторная модель.
    2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Калина» показал, что основные свои доходы организация получает от своей обычной деятельности – производства и реализации дверных блоков, и не занимается внереализационными операциями. Динамика показателей прибыли за 2010 – 2012 годы свидетельствует о том, что в 2011 году происходит снижение суммы прибыли, а в 2012 году наблюдается снова рост. Если в 2010 году прибыль от продаж составляла 3051 тыс. руб., то в 2011 – 2265 тыс. руб., в 2012 – 3211 тыс. руб.. Чистая прибыль в 2010 году была равна 2275 тыс. руб., в 2011 – 1666 тыс. руб., в 2012 – 2380 тыс.руб.. Темп роста показателей 2012 года по сравнению с 2011 годом составил 140 %.
    3. Детальный анализ финансовых результатов от реализации продукции показал, что производственная себестоимость в структуре выручке составляет приблизительно 93 %. Однако в 2011 году происходит рост коммерческих расходов, а в 2012 году добавляются ещё и управленческие расходы, которые увеличивают полную себестоимость производимой продукции на 1,4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.
    4. Факторный анализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о том, что снижение суммы прибыли в 2011 году на 786 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом произошел в основном за счет сокращения объемов реализации (- 641 тыс. руб.) и увеличения себестоимости (- 525 тыс. руб.). Положительное влияние оказали рост цены (+ 163 тыс. руб.) и изменение структуры продаж (+ 217 тыс. руб.). Значительное увеличение прибыли в 2012 году (на 946 тыс. руб.) было обусловлено в первую очередь ростом объема реализации (+ 681 тыс. руб.) и среднерализационных цен (+ 5776 тыс.руб.). Влияние себестоимости оказалось не столь значительным (- 5600 тыс.руб.), что обеспечило положительную динамику и повысило результативность деятельности.

На основе проведенного анализа и изложенных выводов предлагаем:

    1. Использовать резервы увеличения прибыли за счет изменения объема реализации и снижения себестоимости. По проведенным расчетам сумма резерва прибыли составляет 2181 тыс. руб., а резерв повышения рентабельности 1,86 %.

Информация о работе Анализ структуры и динамики прибыли организации