Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;
определить основные источники формирования собственного капитала;
выявить задачи и функции управления собственным капиталом;
рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;
оценить методы управления собственным капиталом;
выявить количественные характеристики оценки собственных средств;
рассмотреть политику распределения прибыли;
рассчитать эффективность использования собственных средств предприятия.
Введение 3
1. Общая экономическая и финансовая характеристика ООО «Левадия» 6
1.1. Общая характеристика компании 6
1.2. Анализ финансового состояния предприятия и его финансовых результатов. 7
1.3. Состояние финансовой политики компании 15
2. Рентабельность собственного капитала и его средневзвешенная стоимость. 18
2.1. Сущность и классификация капитала 18
2.2. Принципы формирования капитала 20
2.3. Капитал и его значение для компании 25
3. Совершенствование деятельности компании. 30
Заключение. 34
Список использованной литературы 37
На первой стадии предприятие закупает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на втором - средства в форме запасов поступают в производство, а часть используется на оплату труда работникам, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятие при одной и той же сумме капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительных вложений средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.
Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его отдачей (рентабельностью) как отношение суммы прибыли к среднегодовой суммы основного и оборотного капитала (таблица 14). Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).
Таблица 14
Показатели эффективности использования капитала
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Прибыль предприятия |
-12,1 |
259,1 |
Выручка от реализации продукции |
807,0 |
1326,4 |
Капитал |
3108,0 |
3229,0 |
Рентабельность капитала, % |
-0,3 |
8,0 |
Рентабельность продаж, % |
-1,5 |
19,5 |
Коэффициент оборотности капитала |
0,26 |
0,41 |
Изменение рентабельности за счет: Рентабельности продажи; Коэффициента оборотности. |
(19,5+1,5)*0,29= +6,09 (0,41-0,26)*19,5=+2,93 Всего +9,02 |
Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели ликвидности (таблица 15):
Таблица 15
Показатели ликвидности
№ |
Наименование показателя |
Расчет |
Пороговое значение |
Экономический смысл | |||||||
Начало года |
Конец года | ||||||||||
1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,12 |
0,33 |
Больше 0,2 |
Погашение краткосрочных обязательств наиболее ликвидными активами | ||||||
2 |
Уточненный коэффициент ликвидности |
0,67 |
2,83 |
Больше 0,7 |
Характеризует ожидаемый уровень платежеспособности предприятия на период, равный 1 оборота дебиторской задолженности, при условии своевременной оплаты | ||||||
3 |
Коэффициент покрытия |
1,6 |
2,3 |
Больше 2 |
Показывает платежные возможности предприятия на период, равный 1 оборота оборотных средств при условии своевременной оплаты и получения средств по реализованным материальными ресурсами | ||||||
4 |
Коэффициент общей платеже-способности |
31,6 |
18,2 |
- |
Показывает кратность превышения стоимости имущества над суммой долгосрочных и краткосрочных платежных обязательств |
Данные таблицы свидетельствуют, что
данное предприятие является ликвидным,
так как коэффициент абсолютной ликвидности
близок и больше до 0,2, сравнивая с нормативным
коэффициентом, который колеблется в пределах
0,2-0,25.
Капитал – главная экономическая база создания и развития предприятия. В процессе своего функционирования капитал обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. С позиции финансового менеджмента капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов[6, c. 43].
Характеристики капитала:
- капитал является основным фактором производства;
- капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В этом своем качестве капитал может выступать изолированно в виде ссудного капитала, приносящего финансовой сфере деятельности доход;
- капитал является главным источником формирования благосостояния его собственника;
- капитал является главным измерителем рыночной стоимости предприятия;
- динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности.
Систематизация видов капитала предприятия по основным классификационным признакам.
1) Принадлежность к предприятию:
а) собственные;
б) заемные.
2) Цель использования:
а) производственный;
б) ссудный;
в) спекулятивный.
Производственный характеризует средства предприятия, инвестируемые в операционную деятельность (производственно-сбытовую). Ссудный – инвестируемая в финансовые инструменты (кратко- и долгосрочные депозиты, векселя и т.д.). Спекулятивный способствует осуществлению спекулятивных операций (разница в ценах)[5, c. 65].
3) Форма инвестирования:
а) денежный;
б) материальный;
в) нематериальный.
4) Объект инвестирования:
а) основной капитал;
б) оборотный капитал.
5) Форма обращения в процессе кругооборота, в зависимости от стадии общего цикла кругооборота:
а) денежный;
б) производственный;
в) товарный.
6) Форма собственности:
а) частный;
б) государственный.
7) Организационно-правовая форма:
а) акционерный;
б) паевый (ООО);
в) индивидуальный.
8) Характер использования в производственном цикле:
а) работающий (формирование доходов);
б) неработающий (инвестируются в активы, которые не участвуют в деятельности)
9) Характер использования собственником:
а) потребляемый;
б) накапливаемый (реинвестированный).
10) Источник привлечения:
а) отечественный;
б) иностранный.
11) Соответствие правовым нормам функционирования:
а) легальный;
б) теневой.
Как видим распределение капитала очень разнообразно по целям, видам и срокам использования. Именно исходя из конкретных целей предприятия в его деятельности используются определенные виды капитала.
Производственная и финансовая деятельность предприятий начинается с формирования финансовых ресурсов.
Финансовые
ресурсы предприятия – это
денежные доходы и поступления, находящиеся
в распоряжении субъекта хозяйствования
и предназначенные для
Рис. 1. Структура собственного капитала предприятия
Финансовые ресурсы подразделяются на:
– капитал;
– расходы на потребление;
– инвестиции в непроизводственную сферу;
– финансовый резерв.
Капитал – это часть финансовых ресурсов, направляемая на производственно-хозяйственные цели (текущие расходы и развитие). Капитал – это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в:
– основные фонды;
– нематериальные активы;
– оборотные фонды;
– фонды обращения.
Совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, представляют собой активы предприятия. В состав активов входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства [3, c. 84].
Основные средства – это средства, вложенные в основные производственные фонды. Основные фонды представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе и переносят свою стоимость частями, по мере их износа на стоимость создаваемой продукции (услуг). Этот процесс называется амортизацией.
Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К ним относятся права, возникающие:
– из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные знаки, торговые марки;
– из прав на «ноу-хау», «гудвилл»;
– из прав пользования земельными участками и природными ресурсами и др.
Оборотный
капитал (оборотные средства) – часть
капитала предприятия, вложенная в
его текущие активы. Часть оборотного
капитала авансирована в сферу производства
и формирует оборотные
Оборотные производственные фонды – это сырье, материалы, топливо и т.п. – т.е. предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла [10, c. 56].
Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.
Чистые активы предприятия – это активы за вычетом долгов.
Пассивы предприятия – это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.
Финансовые ресурсы образуются за счет различных источников [13, c. 104]. По форме права собственности различаются две группы источников:
– собственные;
– заемные и привлеченные (чужие).
Основными
источниками собственных
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных – которые инвестированы в процесс производства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.
Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Назначение амортизационных отчислений – обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и материальных активов. В отличии от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет [16, c. 302].
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Источниками финансовых ресурсов предприятий также выступают:
– выручка от реализации выбывшего имущества,
– устойчивые пассивы;
– различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.).
– мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.
Рис. 2. Источники формирования собственного капитала предприятия
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции [19, c. 54].
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
– платежи
органам финансово-банковской системы,
обусловленные выполнением
Информация о работе Анализ финансового состояния собственного капитала предприятия